Четвертый просветительский и благотворительный международный фестиваль классической музыки «Кантата», проходивший в Калининградской области с 3 по 9 июня, в этом году был приурочен к празднованию 300-летия со дня рождения Иммануила Канта и 150-летию автора «Русской идеи» Николая Бердяева. Девять концертов с участием звезд мировой величины и свыше 30 встреч в формате лекций и мастер-классов с выдающимися музыкантами и деятелями прошли на фоне кирх, замков и других исторических мест региона. О самых значимых событиях фестиваля «Кантата-2024» — в материале «Ленты.ру».
Лейтмотивы фестиваля уже не в первый раз оказываются на философском перепутье. Где выражение времени, эпохи отражается в искусстве, где русское встречается с западным, где недопонимание обеих сторон рождает ответы в виде шедевров, оставшихся с нами на века и воспитывающих бережную любовь и привязанность к прекрасному. Юбилеи величайших философов — 300-летие Иммануила Канта и 150-летие Николая Бердяева — их разные по сути и по форме взгляды на мир, но имеющие общие переплетения в отношении Бога и человека. «Фестиваль охватывает не только традиционные, филармонические площадки, а также необычные и непривычные для нас места, где проходят интереснейшие мероприятия, дающие ощущение, что Бог во всем и везде. Творчество Бога, как говорил Кант, — бесконечность и вечность. Именно сочетание этих идей и доказательств делает "Кантату" абсолютно отличной от всех других фестивалей, проходящих и в нашей стране, и в соседних государствах!» — говорит оперная певица, актриса кино и театра, профессор, академик РАЕН Любовь Казарновская.
Открылся фестиваль концертом вокальной музыки из избранных оперных шедевров в арт-пространстве на территории завода «Понарт». Здесь прозвучали избранные произведения Петра Чайковского и Рихарда Вагнера под управлением дирижера Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Федора Безносикова.
На следующий день на территории Кирхи Меляукена в поселке Залесье состоялся концерт барочной музыки «Закат династии Стюартов» в исполнении Tempo Restauro под руководством Марии Максимчук, дирижера МАМТ им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Певцы и музыканты погрузили зрителей в чарующий мир прошлого Англии. Не только окружающий антураж заворожил зрителей, но и костюмы солистов, соответствующие стилю раннего английского барокко. Со сцены Кирхи Меляукена прозвучали серии из цикла «Безумные песни» на музыку Джона Блоу, а также Джона Эклза, который прослужил 35 лет при дворе короля на самой престижной должности «Мастер королевской музыки».
«Когда мы готовились к этому концерту, стали узнавать историю этой площадки. Потому что хотелось найти точки соприкосновения в судьбе этого памятника архитектуры и найти резонанс с тем временем, о котором сегодня пели, рассказывали. Потому что это мировая история, а историю нужно сохранять», — рассказала дирижер ансамбля Tempo Restauro Мария Максимчук.
Эта локация выбрана неслучайно. Кирха 1846 года постройки страдала неоднократно: обвал крыши, а затем сильный пожар в 2010 году, в результате которого сгорели всевозможные деревянные покрытия кирхи. Единственной сохранившейся частью осталась башня с колокольней. С 2021 года из заброшенной руины кирха превращается в площадку для мероприятий. Происходит это усилиями волонтерского движения «Хранители руин» при поддержке агрохолдинга «Залесье».
«История нашего региона — это огромная часть местного менталитета, как уникальный регион для всей России. И для каждого поселка, для каждого муниципалитета это важная часть их истории, в ней сила земли. Фестиваль "Кантата" стал неотъемлемой частью лета в Калининграде», — говорит заместитель генерального директора агрохолдинга «Залесье» Полина Романова.
Две площадки в двух городах 5 июня стали притяжением для ценителей органной музыки Иоганна Себастьяна Баха в органном зале Кафедрального собора и балетного гала-концерта от МАМТ «В темных образах» на балтийском побережье. Хореограф специально искал неизбитую барочную музыку для своей постановки; по мнению художника, музыка эпохи барокко обладает удивительной особенностью — она очень танцевальная. Два струнных концерта Вивальди идеально подошли в качестве аккомпанемента к пластичным сценическим образам танцоров балета.
Во втором отделении балетного концерта зрители насладились номерами из «Щелкунчика» постановки Посохова, «Ворги», «Призрачного бала» — одноактного балета Дмитрия Брянцева, «Минус 16» Охада Нахарина, полностью разрушающего стену между залом и сценой, чему свидетельствовали продолжительные овации из зала, а также «Класс-концерта» постановки участника фестиваля «Кантата» Максима Севагина. На другой площадке «Кантаты» нидерландский органист-виртуоз исполнил композиции Чайковского, Таривердиева, Баха, Яна Альберта ван Эйкена, а также своих современников — Лионеля Рогга, в частности, произведение «Интродукция и Пассакалья си минор (h)».
На третий день «Кантаты» в Центральном парке культуры и отдыха состоялось концертное исполнение оперы «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина. Ведущие партии вели солисты Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В роли Татьяны обворожительная Наталья Петрожицкая, а партию Евгения Онегина исполнил Дмитрий Зуев. Дирижировал оркестром МАМТ в этот вечер Народный артист РФ Феликс Коробов.
Постановка была приурочена к 225-летнему юбилею величайшего русского писателя — Александра Сергеевича Пушкина. Народный артист РФ и дирижер Феликс Коробов рассказал, за что он любит великого поэта: «Как-то Джон Ноймайер, довольно известный постановщик-хореограф, сказал следующее — "вы часто говорите, что Пушкин наше все, при этом принижая его заслуги мировые; вы не представляете, как популярен Пушкин в других странах"». Как во Франции Пушкин уже долгие годы считается в первую очередь не поэтом, а историком. Пушкин — это планета, на которой ты все время находишь что-то новое».
Главным событие вечера 7 июня стало открытие арт-объекта, посвященного дружбе Модеста Мусоргского и Виктора Гартмана, которых связывала крепкая дружба. «Таврида.АРТ» представила арт-объект «Мусоргский: Переосмысление» в виде панно с картинами, выполненными участниками проекта на основе фортепианного цикла композитора «Картинки с выставки». Зара Товмасян, советник руководителя арт-кластера «Таврида», рассказала: «Арт-кластер "Таврида" совместно со Школой "Иннопрактики" запустил open-call современным художникам переосмыслить творчество Модеста Мусоргского и предложить свою интерпретацию его искусства. Одним из кураторов, отобравшим работы, стал ректор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Семен Михайловский. По итогу, 10 работ попали на панно, и впоследствии оно будет передано в фойе Филиала Центральной музыкальной школы — Академии исполнительского искусства "Балтийский"».
«В фортепианном цикле — яркая образность, и, конечно же, сам Мусоргский в свое время целиком и полностью базировался на образах своего друга Виктора Гартмана. Композитор вдохновился творчеством художника. Сегодня мы впервые исполняем струнным септетом первоначально фортепианный цикл — "Картинки с выставки". На нашем фоне будут транслироваться картины участников арт-объекта, таким образом полностью погружая в атмосферу сути произведения», — делится автор арт-объекта, музыкант, солист musicAeterna Андрей Росцик.
Перед этим в Кирхе Нойхаузен в Гурьевске состоялся концерт в двух отделениях: солистка Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В. И Немировича-Данченко Наталья Петрожицкая и концертмейстер Павел Коновалов исполнили вокальный цикл «Детская» — пронзительный сборник из семи произведений, раскрывающий образность творчества Модеста Мусоргского.
Субботние концерты состоялись в двух форматах. Дневной концерт был посвящен детской программе: Калининградский Детско-юношеский симфонический оркестр исполнил зоологическую сюиту Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», а на бис исполнили цикл «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского.
В вечерней программе прозвучали избранные оперные шедевры мировой классики. На сцене Калининградской областной филармонии им. Е.Ф. Светланова дуэтом выступили Анжелика Минасова, солистка оперной труппы Мариинского театра, и Николай Ерохин, солист Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Посетители концерта насладились ариями из опер Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», Джузеппе Верди «Отелло», Джакомо Пуччини «Тоска», П.И. Чайковского «Пиковая дама» и других.
Недельный фестиваль завершился на Соборной площади острова Канта в Калининграде. Финальным аккордом стали произведения Дмитрия Шостаковича и Петра Чайковского, а также арии и дуэты из опер «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Самсон и Далила». «Благодаря Президентскому фонду культурных инициатив появился фестиваль "Кантата", который набирает обороты. Из года в год программа становится все интереснее, насыщеннее. С каждым годом растет количество звездных артистов, выступающих на фестивале, этаких корифеев классической музыки. У нас сейчас сформировалась хорошая мода на участие в добрых делах. Подобные фестивали – это еще одна возможность поддержать благое дело — сохранение культурных памятников!» — отметил начальник Управления президента России по общественным проектам Сергей Новиков.
«Одна из фишек фестиваля — проведение мероприятий на исторических локациях, которые важны для истории не только Калининградской области, но и России в целом. Благая цель фестиваля возродить из руин наследие региона. Четвертый фестиваль Кантата взял правильную линию. Она на изучение диалога культур, как главной специфика Калининграда и области. Здесь живет множество народов, культур, именно Калининградская область является диалоговым пространством, и это важно было подчеркнуть — разные диалоги на разных уровнях. Диалог западной культуры и диалог русской культуры. Диалог маститых артистов с молодыми. Мы взяли верную, не фальшивую ноту. Если мы людей взбодрили и высекли, что называется, искрой Божьей, значит мы победили!» — подчеркнул генеральный директор Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Андрей Борисов.
В рамках фестиваля во второй раз прошел образовательный блок, насыщенный 12 лекциями, 14 мастер-классами и 12 кинопоказами от Института развития интернета, Российского общества «Знание» и Русского музыкального общества. Бесплатное просвещение прошло в Центральном парке культуры и отдыха, в филиале Центральной музыкальной школы — Академии исполнительского искусства «Балтийский», филиале Московской Государственной академии хореографии в Калининграде, а также в концертном зале Калининградского Симфонического оркестра.
«Организаторы фестиваля проводят уже несколько лет подряд не только концерты, но мероприятия образовательного блока — лекции, мастер-классы, интервью с музыкантами, оперными певцами. Ведь именно образовательная часть фестиваля "Кантата" служит пониманием того, что звучит на концертах. Мой мастер-класс "Как исполнять Баха" в том числе проходит для более детального понимания творчества величайшего композитора», — поделился музыковед и доцент РГУ им. А.Н. Косыгина Александр Великовский.
Над фестивалем работали более 200 человек, в том числе свыше 100 волонтеров помогали в координации гостей и обеспечении комфорта зрителям во время концертов. За неделю на исторических локациях Калининградской области выступили 330 артистов, среди которых звезды мировой величины. Подводя итоги события, художественный руководитель фестиваля «Кантата» Андрей Борисов заявил, что мероприятие стало «пиром духа и торжеством эстетики», а также радостью для зрителей.
Стоит отметить, что главная идея фестиваля — благотворительная — дала плоды почти в 2,8 миллиона рублей. Именно столько было собрано с продажи билетов на концерты фестиваля. Средства будут переданы в благотворительный фонд «Благоустройство и взаимопомощь», который занимается благоустройством и восстановлением исторически значимых объектов в Калининградской области.