В России многие фонды и благотворительные организации предлагают программы наставничества, когда ребенок из детского дома получает собственного «старшего друга». Подобный институт существует в России не так давно, но уже набирает популярность и становится все более обсуждаемым. О том, почему люди выбирают быть наставниками, что об этом говорят сами сироты и зачем наставничество нужно подопечным детских домов — в материале «Ленты.ру».
Дарья уже почти полтора года занимается наставничеством и курирует подопечную, Настю. Даша рассказывает, что наставницей решила стать случайно — по примеру подруги ради интереса записалась в онлайн-школу наставников фонда «Арифметика добра», а потом втянулась. Подруга собеседницы «Ленты.ру» в итоге не стала заниматься наставничеством, ей было тяжело психологически. А Даша смогла пройти обучение до конца.
Сначала учились онлайн — было много информации о том, как общаться с ребенком (некоторые практические советы пригодились Даше и в обычной жизни), затем она приняла участие в очном тренинге и только потом познакомилась со своей будущей подопечной.
«На тренинге было много заданий в виде игры. Не скажу, что там сильно грузили, было интересно, — рассказывает наставница. — В том числе проверяли твое моральное состояние — сможешь ли адаптироваться в сложных ситуациях. После прохождения обучения мне дали свидетельство о прохождении курса».
Даша узнала много нового: что есть разные виды привязанности, о важности тактильного контакта — например, дети в детском доме могут обнимать себя, когда засыпают.
Наконец Дарье показали фотографию ее будущей подопечной, Насти, рассказали ее историю. Девушка согласилась познакомиться с подростком, а затем записала видеопрезентацию, где рассказала о себе. То же самое сделала и ее будущая подопечная.
Собеседница «Ленты.ру» вспоминает, как приехала в детский дом, где ее уже ждали Настя, представитель фонда и детского учреждения. Они все вместе посидели, попили чай и обменялись телефонами, было немного неловко.
Первое время они просто созванивались, иногда Даше было тяжело, потому что у нее возникало ощущение, что она навязывается. Но наставница и подопечная быстро нашли общий язык, и по сей день Настя делится с Дашей переживаниями, рассказывает ей о своих проблемах. Много в чем у них совпали взгляды и характер.
«Например, если Настя чего-то хочет, она обязательно этого добьется. Допустим, на втором курсе колледжа она поняла, что хочет поменять профессию. Ее уговаривали доучиться, но она решила перевестись в другой колледж. Она очень умная для своего возраста, ни разу не видела, чтобы она поступала как-то иррационально», — говорит наставница.
Собеседнице «Ленты.ру» очень нравится, что подопечная не спрашивает у нее совета, а скорее делится переживаниями. То есть, по сути, за полтора года наставничества девушки успели стать хорошими подругами.
Трудности в наставничестве тоже были. Например, раньше подопечная могла забыть о назначенной встрече или звонке. Даше казалось, что она Насте больше не нужна. Проблема решилась с помощью куратора, который наблюдал за общением наставнической пары. А потом Настя написала Даше, что не хочет отказываться от работы в паре.
«Иногда появлялись мысли уйти из наставничества, но не скажу, что они были серьезными, — признается Даша. — Просто в какой-то момент стало казаться, что меня не слышат, но хорошо, что все наладилось».
Наставничество требовало разного количества времени. Бывало, что каждый день, а бывало, что и один-два раза в неделю. Как говорит Даша, главное не становиться для подростка «училкой».
Помогала Даше в наставничестве собственная работа с психологом (она и сама осваивает эту профессию). Эта новая роль помогла развить терпение, она научилась общаться со своей подопечной на равных и не относиться к ней как к ребенку. Кроме того, Дарья научилась больше отдавать. Особенно это было важно в самом начале наставничества — девушка понимала, что нужно тратить свою энергию, не ожидая ничего взамен.
Девушки проводили очень много времени вместе — отмечали дни рождения, ездили кататься на аттракционах и просто гуляли. Первые их встречи проходили в детском доме — они просто сидели и болтали, Настя показывала Даше свою комнату, знакомила ее со своими друзьями.
Сама Настя рассказывает, что изначально поставила условие, чтобы наставник был молодым и с ним можно было поговорить обо всем на свете. Так и вышло: по ее словам, они обе веселые и жизнерадостные, любят приключения и прогулки. Даже ходили вместе в «Панда-парк», где карабкались по канатам и веревкам.
После того как Настя выпустилась из детского дома, девушки стали видеться реже, но все равно продолжают поддерживать общение. Недавно они договорились вместе позавтракать, но подопечная Даши заболела.
Наталья в наставничестве уже третий год, ее подопечную зовут Кристина. Собеседницу «Ленты.ру» всегда интересовала тема сиротства, так как в детстве у нее были друзья, которые остались без родителей. Когда девушка поступила в университет, то вступила в благотворительную студенческую организацию, которая занималась выездами в детские дома — в основном они были однократными, с какими-то ярмарками и мастер-классами.
Позже Наташа стала глубже изучать тему и увидела, что есть фонды, где есть программы наставничества. Тогда она решила записаться туда и пройти обучение.
Наталья отмечает, что наставничество — это не функция приемного родителя, куратора или финансового обеспечителя, это старший друг, который помогает ребенку социально адаптироваться.
На тот момент, когда Наталья познакомилась со своей подопечной, Кристине было 16 лет, а самой наставнице — 29. Девушки общались онлайн, так как находятся друг от друга очень далеко. Кристина живет в Красноярском крае, а Наталья в Москве и часто переезжает из-за работы. Выстраивание взаимоотношений с подростком, у которого нет значимого взрослого, — сложный процесс, отмечает Наталья. Но, по ее словам, на помощь всегда приходят кураторы, с ними можно созвониться и обсудить сложности.
Наталья рассказывает, что ее первая онлайн-встреча с подопечной прошла довольно неловко. К тому же они были онлайн не вдвоем, а с сотрудниками фонда. Те старались разговорить девушек и задавали разные вопросы, чтобы пара побольше узнала друг о друге.
«В первую очередь здесь важно проявлять интерес к подростку, — отмечает собеседница «Ленты.ру». — Потом у нас была такая практика, когда я в течение дня делала фотографии того, чем я занималась, и отправляла их Кристине. А она рассказывала мне о своей жизни, сделала подборку своих рисунков».
Постепенно появлялись общие темы. Онлайн-формат наставничества предполагает еженедельную коммуникацию, которая не должна прерываться. Здесь наставнику важно помочь подопечному даже в бытовых вопросах, допустим, рассказать, как правильно стирать вещи, жить за пределами детского дома, платить за свет, научить финансовой грамотности.
Тем, кто только собирается попробовать наставничество, Наталья рекомендует пройти вводное обучение и уже тогда решить, готов ли вкладывать в это силы.
Сейчас Наталья и Кристина продолжают быть на связи и регулярно переписываются. Собеседница «Ленты.ру» отмечает, что на онлайн-наставничество проще выделить время, так как это не требует еженедельных поездок, да и самой Наталье так удобнее, потому что она часто находится в пути.
«Наставничество дало мне большой толчок в развитии эмпатии и эмоционального интеллекта, выстраивания новых отношений. Тема сиротства очень сложная и чувствительная, и когда ты видишь, что делаешь какой-то хотя бы небольшой вклад в жизнь одного конкретного подростка, это дает очень много энергии и сил», — уверена она.
В будущем, когда Кристина уже не будет в ней нуждаться, Наталья планирует стать наставником для другого подопечного, а сейчас также работает психологом в интернате для людей с ментальными особенностями.
Самое запоминающееся для девушки в наставничестве — личные встречи с Кристиной на выпускном в Красноярском крае и поездка подопечной в Москву. Ей было важно поддержать девушку, познакомиться с ее друзьями и познакомить ее со своими, ведь она считает, что ей очень повезло с Кристиной.
«Я позвала ее к себе в Москву, а она до этого никогда не летала на самолете и в целом не была в большом городе. Было радостно смотреть на все эти живые эмоции. Самое классное, что после поездки ее воспоминания связаны не с музеями или экскурсиями, а с тем, как я познакомила ее со своими друзьями», — говорит собеседница «Ленты.ру».
Кристина рассказывает, что после того, как она заполнила анкету, Наталью ей подобрали психологи. Кристина написала, что любит рисовать, играет на гитаре и хочет найти понимающего человека, легкого на подъем.
Первое знакомство с наставницей для нее было очень волнующим, но встреча была долгожданной.
«Моя наставница — очень интересный человек, у нас сразу все так хорошо сложилось! Мы обе творческие люди: я рисую, Наталья увлекается керамикой. Сначала, конечно, я переживала, но потом волнение ушло», — говорит она.
В 11-м классе Наталья приехала к Кристине на выпускной. Собеседница «Ленты.ру» очень волновалась, так как это была их первая встреча в реальной жизни.
«Я очень ждала этого. Помню тот момент, когда она входила на территорию школы, — рассказывает Кристина. — Было и смущение, и неловкость, но все-таки больше радость. После выпускного мы погуляли, пофотографировались. Одним словом, очень хорошо провели время».
Второй раз наставница и подопечная встретились уже в Москве в марте 2024 года. Кристина провела там неделю. Она вспоминает, что тогда на нее нахлынуло чувство ностальгии.
На дни рождения девушки обмениваются подарками — сладостями, чашками, чаем и шарфами. В первый раз, когда Кристина отправляла посылку, она переживала — боялась, что она уйдет не туда.
«Мне было бы тяжелее справиться с личными переживаниями без наставничества, оно занимает важную часть в моей жизни», — заключает она.
Руководитель программы «Наставники» благотворительного фонда «Арифметика добра» Инна Исаева считает, что наставничество необходимо для каждого ребенка из детского дома, потому что ему нужен значимый взрослый. В детдоме есть воспитатель, но он не может уделить достаточного количества индивидуального внимания каждому ребенку. Именно поэтому нужен человек, готовый поддержать и стать старшим другом.
По словам эксперта, наставник — это мостик в реальную социальную жизнь. Выпустившись из детского дома, ребенок знает, что у него есть человек, который может объяснить ему самые нужные вещи — как записаться к врачу, как обустроить квартиру или просто послушать, как прошел день.
Особую популярность сейчас приобретает онлайн-наставничество. До коронавируса все считали, что офлайн-формат — единственно возможный, но ситуация в мире поменялась.
Исаева отмечает, что здесь тоже нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка — не каждому подойдет онлайн-формат.
В процессе обучения будущий наставник может взвесить все риски и понять, действительно ли ему нужен сейчас этот вид деятельности либо же с этим стоит повременить. После обучения с каждым из наставников встречается психолог, они вместе разбираются, почему человек выбрал наставничество, анализируют риски и ресурсы. Затем наставник попадает в специальную базу, из которой специалисты берут анкеты и проводят консилиумы, чтобы выбрать потенциальных наставников для конкретного ребенка.
Обучение делится на несколько блоков — один посвящен наставничеству, роли наставника в жизни подростка. В ходе обучения развеиваются мифы о сиротах. Затем идет блок про психологическую привязанность, травму, эмоциональный интеллект и границы. Очное обучение предполагает тренинги, где будущим наставникам рассказывают, что их ждет после обучения, готовят к разным ситуациям, в том числе сложным.
По данным исследования фонда «Солнечный город», 60 процентов детей-сирот положительно оценивают наставничество и отмечают, что оно сильно повлияло на их взросление. Три года назад, в 2021 году, фонд вместе с организациями-партнерами провел исследование среди выпускников детдомов, у которых был наставник на протяжении нескольких лет. Подопечные отметили, что наставники помогают им выстраивать отношения с другими людьми (55 процентов респондентов) и формировать ценности (52 процента), положительно влияют на их психологическое состояние (51 процент).
Более 70 процентов сирот отметили, что у них есть друзья, которым они могут доверять, а практически 80 процентов продолжают общаться со своим наставником уже в самостоятельной жизни.
Если вы хотите стать наставником, заполните форму и с вами свяжутся представители фонда.