В российский параллельный прокат вышли «Плохие парни до конца» — четвертый фильм о приключениях полицейских из Майами в исполнении Мартина Лоуренса и Уилла Смита. «Лента.ру» рассказывает о том, почему состоялось возвращение популярной франшизы из девяностых и как оно спасло загнувшуюся после пощечины на «Оскаре» карьеру Смита.
На свадьбе бывшего копа Майкла Лоури (Уилл Смит) у его любимого напарника Маркуса Бернетта случается инфаркт. Пребывая между жизнью и смертью, Бернетт встречается с покойным начальником, капитаном Конрадом Ховардом (Джо Пантолиано), который сообщает ему, что время Маркуса еще не пришло, а впереди его все еще ждут новые подвиги.
Связаны они с памятью Ховарда, на счет которого коварные прихвостни мексиканского картеля перевели крупную сумму, чтобы опорочить доброе имя покойника. Лоури и Бернетт пускаются на поиски негодяев, тем более что на сей раз у них есть помощник в лице обретенного Майклом в предыдущем фильме сына Армандо (Джейкоб Скипио). По удачному стечению обстоятельств, отбывающий срок Армандо раньше как раз был видным сотрудником картеля, так что знает преступников в лицо.
Четыре года назад «Плохие парни» вернулись на экраны и неожиданно сорвали банк. Начало франшизе в 1995-м положил дебют Майкла Бэя, который через восемь лет снял куда менее удачный, еле окупивший бюджет сиквел. Возвращения на экраны Лоури и Бернетта ждали еще меньше, чем грядущий в следующем месяце камбэк «Полицейского из Беверли-Хиллз». И тем поразительнее был эффект: при бюджете 90 миллионов долларов «Плохие парни навсегда» собрали больше 400 миллионов, причем успели сделать все это аккурат перед пандемией.
Через два года после триумфа «Плохих парней навсегда» Уилл Смит дал пощечину Крису Року на оскаровской церемонии и фактически стал персоной нон-грата, занятой преимущественно записью новых и новых извинений за публичную несдержанность. Единственным фильмом с участием Уилла за эти два года было «Освобождение» Антуана Фукуа, снятое еще до инцидента с рукоприкладством. «Плохие парни до конца» в этом контексте — тест на доверие для зрителей. Проверка, призванная выяснить, готовы ли они проголосовать ногами и деньгами за без пяти минут отмененного актера.
Это и новая проверка лояльности к «Плохим парням» как таковым — во многих отношениях самой поразительной франшизе в современном американском кино. Долгие годы казалось, что самый безбашенный, эскапистский и при этом коммерчески успешный киносериал современной Америки — это «Форсаж». Однако в сравнении с «Плохими парнями» образца 2020-х приключения Вина Дизеля и его огромной семьи — произведение острое, тонкое, крепко укорененное в окружающей зрителя действительности. «Плохие парни» на этом фоне — чистое, беспримесное удовольствие, шанс на два часа выпасть из агрессивного абсурда реальности.
Понятно, что Майами и в конце прошлого века представлял собой пенсионерский рай на Земле, в перспективе готовый превратиться в Атлантиду. До «Плохих парней» главными кинематографическими одами городу были, разумеется, фильм «Лицо со шрамом» и сериал «Полиция Майами: Отдел нравов», с героев которого Лоури и Бернетт до известной степени были срисованы. Однако сегодня экранный Майами уже будто бы существует в параллельной вселенной. Здесь нет ничего о президентских выборах или кризисе маскулинности, отсутствуют какие бы то ни было указания на время действия. В ответ на вопрос очнувшегося на больничной койке Бернетта: «Какой сейчас год?» Лоури уверенно отвечает: «Сегодня вторник».
Постановщиками вновь выступили бельгийцы Адиль Эль Арби и Билал Фалла. У Майкла Бэя здесь вновь, как и в прошлом фильме, есть яркое камео. Автор «Армагеддона» как бы лишний раз подчеркивает, что передал детище в хорошие руки, но ему нет поводов не верить и без подобной верификации. «Плохие парни до конца» сняты с потрясающей (даже по меркам того же «Форсажа») прытью, изобретательностью и наглостью. Здесь есть несколько эпизодов, которые намертво врезаются в память. Бой в военном вертолете, например, заканчивается абсурдным и незабываемым кадром из выпадающей наружу клетки для перевозки заключенных. Ну а финал, в свою очередь, разворачивается в заброшенном парке развлечений с участием крокодила по имени Герцог.
Все здесь сделано настолько ловко и с таким неотразимым бесстыдством, что фильм хочется снобистски обвинить в безмозглости. И действительно, формально здесь есть проблемы со сценарием, психологической достоверностью персонажей и элементарным правдоподобием. Однако Адиль и Билал слишком безупречно владеют казавшейся утерянной механикой боевика, чтобы отвлекаться на скучные правила драматургии. Этот фильм летит вперед, движимый какой-то мифологической кинетикой. «Плохие парни» в своем нынешнем виде — это не столько полицейский боевик, сколько поп-артовая версия античных сказаний. Ну или разогнанный до неприличных мощностей анекдот с бородой. Причем бороды на лицах Смита и Лоуренса подстрижены идеально.
Да, когда-то он снимался у Тони Скотта и играл Мохаммеда Али у Майкла Манна. Да, его актерская чрезмерность уже давно стала поводом для шуток. Однако в правильном антураже обаянию 55-летнего Уилла сопротивляться так же сложно, как во времена самых первых «Людей в черном». Как и третья часть, новые «Плохие парни» в нужный момент играют на уязвимости некогда пуленепробиваемых героев. В прошлый раз Лоури подстрелили, в этот — у Бернетта инфаркт, а у его напарника — панические атаки, позволяющие Смиту пару раз едва не опрокинуть фильм куда-то в слезливый регистр легендарной работы в «Семи жизнях». Но уже через секунду Лоури получит звонкую пощечину и все вернется на круги своя.
Решив побрюзжать на «Плохих парней до конца», необходимо помнить, что голливудские блокбастеры в кризисе, а казавшийся непотопляемым линкор Marvel все глубже уходит под воду. На этом фоне работа Адиля и Билала выглядит настоящим чудом, дерзким шагом поперек трендов. Это стомиллионный боевик в старом стиле, который за первый уикенд превзошел ожидания: мировые сборы «Плохих парней до конца» уже превысили бюджет. И тем приятнее, что адресован фильм в значительной степени публике, которая помнит и оригинальные фильмы, и песню Run DMC Peter Piper, которая врезана в саундтрек, чтобы вызвать стопроцентный катарсис. Что же до Смита, то он вроде бы готовится покраситься в синий цвет для сиквела «Аладдина» Гая Ричи, так что его дела явно идут на лад. Но куда важнее, что в крайнем случае у него всегда есть возможность вернуться к роли, которая явно получается у Уилла лучше всего.
Фильм «Плохие парни до конца» (Bad Boys: Ride Or Die) можно увидеть в некоторых российских кинотеатрах.