Экономика
12:00, 13 июня 2024

На все случаи жизни. Платные подписки становятся популярнее. В чем причина их востребованности?

Фото: Antonio Guillem / Shutterstock / Fotodom

Еще десять лет назад многие россияне смотрели фильмы и сериалы на подозрительных сайтах с навязчивой рекламой казино и скачивали музыку на телефон с пиратских ресурсов. Теперь все больше людей предпочитают платить за доступ к качественным услугам и подписки стали частью нашей жизни. По данным GFK в каждой второй семье есть хотя бы одна подписка на стриминговый сервис (кино, музыка) и ей может пользоваться сразу несколько человек. Рост популярности подписок вполне понятен. Пользователям дешевле и выгоднее ежемесячно платить за целый набор разного контента, нежели тратить уйму денег на покупку каждой из этих услуг по отдельности. Например, вместо того, чтобы отдельно покупать каждый фильм, вы оформляете ежемесячную подписку на все фильмы сразу. Бизнесу — обеспечивает стабильный ежемесячный доход и пул лояльных клиентов, которые будут эту подписку продлевать.

В результате появилось множество разнообразных подписок: на бытовую и офисную электронику, функции в автомобилях, виртуальных ассистентах и другое. О том, почему компании вводят подписные модели на свои услуги и какие подписки будут наиболее успешны в будущем, разбираемся в материале «Ленты.ру».

Больше подписок!

Некоторые компании используют подписку в качестве дополнительной модели продаж — например, в сегменте бытовой и офисной техники. Так, HP запустила подписку на принтеры: от семи долларов в месяц за печать 20 страниц. При этом принтеры и комплектующие уже входят в подписку — пользователю не нужно тратить сотни долларов на покупку принтера, картриджа и бумаги ради печати нескольких страниц. Так компания меняет модель взаимодействия пользователя и продукта. Клиент получает ту же услугу, что и раньше (печать на бумаге), но за меньшую цену и платит только тогда, когда эта услуга ему нужна. Глава HP отметил, что с помощью подписки часть пользователей, которая редко пользуется принтерами, сможет сэкономить.

Автоконцерны тоже пробуют тестировать платные тарифы – в основном на дополнительные функции. Например, Audi ввела подписку на функции круиз-контроля, климат-контроля и ассистента дальнего света в своих автомобилях. Производитель отметил, что такие опции пригодятся в длительном отпуске, например, для путешествия по длинным шоссе. А Hyundai планирует https://www.kommersant.ru/doc/6690016 ввести подписку на возможность скорректировать работу камер и датчиков.

Как утверждают автопроизводители, подписная модель может снизить первоначальную стоимость машины. Раньше автопроизводителям приходилось собирать автомобили разных комплектаций, что усложняло конвейерную сборку — для каждой комплектации требовался отдельный конвейер. Теперь же каждый автомобиль собирается по одной схеме, и весь функционал заложен в них изначально. Такой подход снижает общую стоимость производства и позволяет автомобилистам приобретать транспорт по более низкой цене. Если пользователю необходим доступ к определенному функционалу, он может активировать подписку и платить за нее только до тех пор, пока эта функция необходима.

Впрочем, такая концепция сработала не у всех. Например, BMW пришлось отказаться от подписки на подогрев сидений из-за низкого спроса на услугу — часть клиентов посчитала, что компания пыталась брать с них двойную плату, ведь сама функция подогрева уже встроена в автомобиль.

Наиболее активно подписки на дополнительные функции вводят крупные технологические компании. Например, для пользователей Windows 10 появилась платная опция продления обновлений безопасности. Обновления будут загружаться даже после того, как Microsoft прекратит официальную поддержку системы — для этого достаточно оплатить подписку. Изначально Windows 10 не планировалось поддерживать так долго, но обновления решили продлить из-за низкого спроса на новую Windows 11. По подписной модели компания планирует компенсировать расходы на разработку обновлений.

Особенно активно тренд на подписки набирает обороты в сфере искусственного интеллекта. Так, Google запустила подписку на доступ к своей самой мощной нейросети — Gemini Ultra. Ultra способна решать более сложные задачи, она лучше строит логические рассуждения и тщательнее следует инструкциям пользователя, учитывая контекст его обращений к ИИ. У Open AI есть подписка, позволяющая работать с более мощной версией нейросети ChatGPT.

Платную подписку на умного ассистента с ИИ запускает и Amazon. Обновленная версия голосового помощника Alexa сможет не только отвечать на вопросы и выполнять команды, но и выполнять более сложные задачи. Подробностями о функционале и стоимости новой подписки компания пока не делится, однако известно, что подписка на дополнительный ИИ функционал Alexa не будет входить в стоимость Amazon Prime.

В чем причина?

Компании развивают подписную модель по разным причинам.

Автоконцерны одновременно стараются снизить изначальную стоимость автомобиля за счет упрощения сборки, и компенсировать затраты на разработку ПО, а также различных электронных помощников.

Производители принтеров реагируют на снижение спроса на печать — многие реже пользуются принтерами из-за развития удаленной работы и электронного документооборота. Часть клиентов просто не готова оплачивать покупку и техническое обслуживание.

Для постоянно развивающихся технологических компаний одна из главных проблем — рост затрат. Чем сложнее и технологичнее становится продукт, тем дороже его производство. Особенно ярко это проявляется в сегменте ИИ. Например, на обучение языковой модели GPT-4 (работает в ассистенте Copilot) в Open AI потратили более 100 миллионов долларов.

В условиях роста затрат многие технологические компании ищут возможности привлечь дополнительные средства и хотя бы частично компенсировать расходы. Поэтому в появлении подписок на нейросети и различные ИИ-инструменты мало удивительного. Платные опции дают доступ к более мощным моделям нейросетей, а пользователи, которым достаточно базового функционала, могут использовать бесплатные версии.

То есть платные подписки работают не только на бизнес, но и на пользователей, которые получают доступ к расширенным функциям. Производители, в свою очередь, привлекают дополнительные средства, которые помогают им развивать продукт. В потребительской экономике такие действия компаний можно назвать довольно стандартной историей.

Кроме того, внедряя новые модели подписки, компании рассчитывают стоимость тарифа исходя из интересов и возможностей потенциальных пользователей. Подписка, на которую нет спроса, принесет компании только убытки и потерю времени на поддержание сервиса. Пример неудачной реализации множество. Один из них — стриминговый сервис Quibi, который потратил почти два миллиарда долларов и закрылся из-за непродуманной бизнес-модели, роста стоимости тарифов и низкого спроса.

Можно предположить, что успешная подписная модель — охватывает максимальное количество интересов пользователей. Amazon — неплохой пример реализации такой модели. Компания задумалась о введении платного тарифа на дополнительные возможности Alexa с ИИ только сейчас. Перед этим она сформировала лояльную аудиторию с помощью подписки Amazon Prime, которая дает доступ к различным сервисам — фильмам, музыке, доставке товаров. Сейчас ей пользуется более 200 миллионов человек по всему миру и, вероятно, большая часть из них подключит и подписку на обновленную Alexa. Кроме того, большой приток платящих пользователей по основной подписке компании позволит реинвестировать полученные средства в развитие других продуктов, в том числе Alexa.

Таким образом, в будущем наиболее успешными будут те подписные модели, которые удовлетворяют самым разным жизненным сценариям пользователей и предоставляют доступ к различным сервисам. Такой подход позволит сформировать лояльную аудиторию и обеспечить спрос на дополнительные подписки. Пользователям, в свою очередь, не придется оплачивать все услуги в рамках одной подписки сразу — дополнительные опции можно будет подключать по мере необходимости.

< Назад в рубрику