Россия
23:02, 14 июня 2024

Тонировка стекол автомобиля: требования по ГОСТ, изменения в 2024 году, штрафы

Кирилл Юрьев
Фото: Андрей Бресонов / Коммерсантъ

Водители часто пренебрегают установленными законом требованиями к тонировке стекол автомобиля. Только с января по октябрь 2022 года сотрудники Госавтоинспекции Москвы выписали за такое нарушение более 138 тысяч штрафов. «Лента.ру» рассказывает, как правильно тонировать машину в 2024 году, в каком случае придется тонировку снимать и какой штраф грозит за нарушение установленного ГОСТ.

Что такое тонировка стекол автомобиля

Тонировка — это затемнение стекол автомобиля с помощью различных средств: клейкой пленки, шторки или особого стекла. Эти средства различаются как по механике работы, так и по долговечности.

Какая бывает тонировка

Зачем нужна тонировка

Стекла часто тонируют, чтобы придать автомобилю более стильный вид. Но есть, конечно, и более практические причины:

Несмотря на все плюсы, у затемнения стекол автомобиля есть серьезный минус. Любая тонировка, будь то шторки или специальная пленка, снижает видимость водителю. И если ярким солнечным днем это может быть как раз на руку, ночью автомобилист может практически ничего не видеть из-за сильного затемнения.

Как правильно тонировать стекла машины в России

В правилах дорожного движения прописано, что водитель не может эксплуатировать транспортное средство, если на нем установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, которые мешают обзору с водительского кресла. Не учитываются лишь зеркала заднего вида, радиоантенны, встроенные в лобовое стекло нагревательные элементы и детали стеклоочистителей.

Однако законно тонировать стекла все же можно, если учесть все установленные правила. В документе ГОСТ 33997-2016 перечислены требования к безопасности колесных транспортных средств.

не менее
70%
согласно ГОСТ
должно составлять светопропускание лобового и передних стекол автомобиля

При этом в машинах и автобусах верхнюю часть лобового стекла можно покрывать прозрачными цветными пленками, светопропускание которых не регулируется. В зависимости от машины размер этой пленки будет разным:

Боковые стекла второго ряда, а также заднее стекло разрешается тонировать без ограничений. Например, туда можно установить полностью непрозрачные шторки или жалюзи, но только если у машины есть оба зеркала заднего вида. Если их нет, нельзя мешать обзору водителя через заднее стекло.

А вот зеркальную тонировку запрещено использовать на любом стекле автомобиля.

Когда могут оштрафовать за тонировку

Ответственность может наступить только за управление автомобилем с неправильной тонировкой. При этом если машина припаркована, сотрудники ГИБДД не могут выписать ее владельцу штраф, даже если наглухо затонированы все стекла.

Если же автомобиль движется, сотрудник ГИБДД может в любой момент остановить водителя, заметив на передних стеклах машины тонировку.

Если стекло затонировано пленкой

В таком случае сотрудник ГИБДД должен измерить светопропускаемость стекла с помощью специального прибора — тауметра. Им же проверят стекла с электронной тонировкой. Если окажется, что они пропускают менее установленных 70 процентов, водителю выпишут постановление об административном нарушении.

Если установлены шторки

В этом случае правоохранителю не нужно ничего измерять: чтобы выписать штраф, достаточно того, что жалюзи, шторки или другие мешающие обзору предметы установлены на передних стеклах.

Ответственность за неправильную тонировку

Штрафы

Если на машине установлены стекла, светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента, водителю выпишут штраф по части 3.1 статьи 12.5 КоАП России в размере 500 рублей.

Если же обзору с водительского кресла мешают занавески, шторы или другие предметы, административное наказание предусмотрено по части 1 той же статьи. В таком случае водителю грозит предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Избежать штрафа не получится, даже если снять тонировку при сотруднике ГИБДД, так как он выписывает постановление за совершенное автомобилистом нарушение. И решение водителя убрать тонировку или шторки со стекол не влияет на тот факт, что он не соблюдал ПДД, пока инспектор не остановил машину.

Если автомобилист не исправит тонировку в соответствии с требованиями закона, его могут снова оштрафовать по статье 12.5 КоАП. Количество штрафов не ограничено: сотрудники ГИБДД могут выписывать их каждый раз, когда останавливают нарушителя.

Санкции за неуплату штрафа

Постановление, которое сотрудник ГИБДД составляет за нарушение правил тонировки машины, вступает в силу через 10 дней после того, как его выписали. С того момента у водителя есть 60 дней, чтобы оплатить назначенный ему штраф. Иначе наступит дополнительная административная ответственность.

Выгоднее всего оплатить штраф в течение 20 дней после его назначения: в это время действует скидка в размере 50 процентов. Это значит, что нарушителю нужно будет отдать не 500 рублей, а 250.

Предписание о снятии тонировки

Сотрудник ГИБДД также может потребовать, чтобы водитель прямо на месте прекратил нарушать закон, то есть снял с машины тонировку. Особенно если на стеклах установлены шторки или пленка.

Если же водитель откажется или не сможет выполнить это требование (например, при наличии электронной тонировки), ему выпишут предписание о снятии тонировки и занесут сведения о нарушении в базу данных ГИБДД. Задерживать нарушителя никто не будет, как и забирать у него машину: автомобилисту разрешено доехать до места ремонта или стоянки.

в течение
10
дней
нужно выполнить предписание

Если водитель не устранит нарушение, то есть не исправит тонировку в соответствии с предписанием, ему грозит ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции по статье 19.3 КоАП.

Изменятся ли требования к тонировке

В начале мая 2024 года депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму законопроект, который предлагает сделать требования к тонировке передних боковых стекол более мягкими, а именно — разрешить ездить без штрафов при светопропускаемости в 35 процентов вместо установленных 70.

Это не первый раз, когда депутаты партии предлагают смягчить требования к тонировке. Например, весной 2023 года они предлагали полностью отменить штрафы за тонировку передних боковых стекол, однако Госдума не приняла законопроект.

Член Общественной палаты Александр Холодов считает, что и новый законопроект не одобрят. Он отметил, что через стекла без тонировки проще увидеть пешехода, что важно для безопасности участников дорожного движения. Кроме того, это позволяет правоохранителям видеть, кто именно находится за рулем автомобиля.

«Учитывая недавний теракт в "Крокусе" в Москве, думаю, что инициатива по смягчению требований по светопропусканию несвоевременная, ее не поддержат», — подчеркнул Холодов.

< Назад в рубрику