Экономика
19:11, 19 июня 2024

«Наш резерв — в малых городах» Новая программа Путина охватит более 2000 населенных пунктов. Как добиться ее целей?

Григорий Шугаев (business@lenta-co.ru)
Фото: Sergey Filinin / Shutterstock / Fotodom

Тема развития малых городов получила мощный импульс после послания президента Федеральному Собранию в прошедшем феврале. Предложенная Владимиром Путиным программа должна охватить более двух тысяч населенных пунктов России. «Лента.ру» собрала мнения экспертов о том, какие меры и механизмы необходимы для получения результата.

Проблемы

В России сегодня более 800 городов с населением менее 50 тысяч человек и 240 городов с населением от 50 до 250 тысяч человек, в которых живет более четверти всего населения страны. Долгие годы они оставались вне внимания федерального центра и в основной своей массе находились в состоянии медленного угасания. Дефицит финансирования и особенности межбюджетных отношений привели к серьезному ухудшению инфраструктуры, включая жилой фонд, транспорт, ЖКХ и здравоохранение, а также культурные и спортивные объекты.

На этом фоне молодежь и уже зрелые специалисты стали уезжать в крупнейшие города: депопуляция создала реальную угрозу деиндустриализации, особенно в таких стратегических регионах страны, как Сибирь

С оттоком населения сталкиваются 70 процентов малых и средних городов, и, как отметил на Петербургском международном экономическом форуме директор по развитию городской среды ДОМ.РФ Антон Финогенов, за 12 лет из малых городов уехал миллион человек. Уровень инфраструктуры в этом контексте играет очень важную роль.

С изменением геополитической ситуации в мире серьезные перемены произошли и внутри России. Одна из них связана с ростом внимания к небольшим городам и населенным пунктам.

Владимир Путин с начала 2024 года провел с главами российских регионов серию рабочих встреч, посвященных их социальному и экономическому развитию, взаимодействию с федеральными властями и вопросам, волнующим местных жителей.

Президент 29 февраля 2024 года в ходе оглашения послания Федеральному Собранию предложил определить перечень из 200 российских городов, для которых будут разработаны специальные мастер-планы, и выделить под их развитие целевое финансирование. Всего программа развития должна охватить около двух тысяч населенных пунктов. Развитие небольших городов вошло в повестку развития страны на ближайшие шесть лет

Источник развития промышленного и экспортного потенциала

Многие годы отсутствие в малых городах прежде всего бытовых условий для хорошего качества жизни и самореализации за пределами работы способствовало оттоку населения в крупные городские агломерации. Вместе с другими демографическими факторами это привело к серьезному дефициту кадров, особенно в промышленности.

У небольших муниципальных образований часто не хватает средств на решение накопившихся проблем. Тем временем бизнес, понимая риски депопуляции, вкладывает средства в улучшение уровня жизни в городах своего присутствия, привлекая к этому муниципалитеты и местные сообщества.

Такого подхода придерживается, например, «Русал». Предприятия компании находятся в 40 в основном небольших городах и населенных пунктах в 12 регионах страны. Уже накопленный опыт показывает, что участие бизнеса — наиболее быстрый и реалистичный вариант обновления инфраструктуры и городской среды

Представители металлургического и нефтехимического секторов, производители удобрений и другие сегодня практикуют комплексный и основанный на серьезной аналитической работе подход к реализации социальных инвестиции, чтобы закрывать те потребности, которые наиболее актуальны для жителей.

Алюминиевая компания, в частности, разработала на основании методологии ВЭБ.РФ с акцентом на малые и моногорода индекс качества жизни и устойчивого развития городов «Русала», который учитывает мнения местных жителей, сотрудников и членов их семей, а также различные статистические, запросные и опросные показатели.

Опираясь на эти пожелания и потребности, компания строит медицинские и спортивные центры, модернизирует образовательные учреждения и общественные пространства, поддерживает инициативы местных жителей, которые улучшают социальный климат и создают возможности для самореализации людей. Основная цель инвестора при реализации таких проектов — не получение прибыли, а улучшение качества городской среды и условий жизни людей на территориях присутствия компании.

Бизнес готов вкладываться в развитие небольших городов, на территории которых он работает, но нуждается в надежных и прозрачных финансовых инструментах для инвестиций

Для развития городов и отдельных направлений сейчас применяются такие инструменты, как инфраструктурные бюджетные кредиты, инфраструктурные и народные облигации, специальные казначейские займы, происходит сокращение бюрократических барьеров для реализации частных проектов.

Но корпоративные социальные инвестиции играют важнейшую роль и зачастую охватывают самые широкие сферы, не ограничиваясь благоустройством и развитием городской среды. Тем временем, существующие механизмы поддержки инвестиций (СЗПК и другие) и налоговые стимулы (региональный инвестиционный налоговый вычет) распространяются лишь на отдельные виды проектов и имеют другие ограничения. По признанию экспертов, достижение больших результатов требует более тесного взаимодействия с государством и поддержки инициатив бизнеса.

Новые инструменты

Для систематизации работы по обновлению и развитию малых городов страны Аппарат правительства совместно с профильными министерствами подготовили критерии отбора для 2 тысяч опорных городов, среди которых численность населения свыше 250 тысяч человек. Такой порог, очевидно, оставляет за рамками программы сотни населенных пунктов.

Помимо изменения критериев отбора эксперты обращают внимание на недостаточность правовых и финансовых механизмов для выполнения новых планов развития.

Институт экономики роста имени Столыпина и Институт комплексных стратегических исследований на Петербургском международном экономическом форуме предложили новый механизм, согласно которому бизнес должен получать вычеты на социальные инвестиции.

«Таким механизмом мог бы стать специальный социальный инфраструктурный контракт (СОИК), когда компания в городе своего базирования строит за свой счет социальный объект, вводит его в эксплуатацию и передает его в собственность непосредственно муниципалитету, а вложенные средства компенсируются инвестору за счет налоговой льготы по налогу на прибыль или НДПИ», — рассказал исполнительный директор Института Столыпина Антон Свириденко.

Внедрение СОИК соответствует задачам по комплексному социально-экономическому развитию городов, сформулированным в весеннем послании президента. Инструмент, для которого потребуется подготовка нормативной базы, позволит объединить интересы всех сторон, заинтересованных в развитии той или иной территории, а работать по ним смогут инвесторы из любых регионов по нескольким контрактам одновременно. Муниципалитеты получат право по согласованию с партнером вносить изменения в проект, чтобы его улучшить, инвесторам же будет гарантироваться защита от рисков, связанных с изменениями в законодательстве, отметил Антон Свириденко.

По мнению экспертов Института Столыпина и ИКСИ, развитию малых городов также будут способствовать расширение возможностей муниципальных облигаций и создание инфраструктурных фондов. Последние могут выступать не только источником финансирования, но и центром компетенции, который может настроить эффективное управление проектами

«Наш резерв — в малых городах. Именно там должна формироваться комфортная среда для жизни», — заявил глава комиссии Госсовета по социальной политике, губернатор Новгородской области Андрей Никитин на расширенном заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам и комиссий Госсовета. Начавшийся процесс структурной трансформации российской экономики дает новый шанс малым и средним городам страны на реализацию своего промышленного и экспортного потенциала.

< Назад в рубрику