Экономика
14:47, 28 июня 2024

Как подружиться с соседями: в России нашли способ объединить тысячи семей

Фото: торговая сеть «Пятерочка»

Одиночество — социальный феномен современного общества. Казалось бы, социальные сети облегчили людям общение друг с другом. Однако на деле получается обратный эффект: каждый второй человек признается в дефиците привязанности, а каждый четвертый оказывается один на один со своими страхами и переживаниями. Почему важно обращать внимание на проблему социальной изоляции? Может ли к созданию новых социальных связей подключиться бизнес, и насколько это эффективно? Разбираемся на примере реальных историй, которые стали возможны благодаря проекту «Центры местного сообщества» — он реализован при поддержке торговой сети «Пятерочка».

В мире от одиночества страдают сотни миллионов людей. Последняя перепись населения в России, проходившая в 2021 году, показала, что доля россиян-одиночек выросла вдвое за последние 20 лет и составляет самый крупный сегмент среди домохозяйств — 41,8 процента, а это миллионы людей. Для сравнения: в 2002 году их количество находилось на уровне 22 процента. При этом наличие семьи не является гарантией того, что человек не столкнется с определенной изоляцией. Внутреннее одиночество коварно: периоды отчуждения бывают у всех, важно, чтобы они сменялись восстановлением, контактами и реальным общением.

Что удивительно, проблема одиночества как социального феномена характерна не только для больших городов с их бешеным ритмом жизни, но и для маленьких поселений. Люди поглощены соцсетями, но виртуальное общение не может заменить теплые вечера в кругу семьи, оживленные посиделки с близкими, прогулки по парку с лучшим другом. Однако реальность такова, что многие не знают своих соседей, не интересуются, чем живут их коллеги, равнодушны к проблемам знакомых. Такая отстраненность — опасный симптом. Психологи считают, что эмоциональные связи важны для большинства из нас. Навыки общения нужно развивать, как и любые другие: поддерживать контакты с людьми необходимо каждому человеку. Это помогает сохранять психологический баланс и ментальное здоровье.

Социальный контекст

Одним из векторов развития для бизнеса во всем мире стала забота о людях, с которыми соприкасается компания. Социальная ответственность заявлена на уровне стратегий развития.

Следуя этой логике, «Пятерочка» запустила программу «"Пятерочка" с заботой», которая реализуется в рамках ее ESG-стратегии и подразумевает бережное отношение к природе, работникам и обществу. Главные направления сфокусированы на проблемах экологии, ЗОЖ, инклюзии. Кроме того, они предполагают поддержку местных инициатив и сообществ и поддерживают культуру добрососедства.

Для реализации этих целей были запущены «Центры местного сообщества» (ЦМС), которые сегодня функционируют на базе 1350 магазинов в городах и селах 32 регионов страны

Проект представляет собой площадки, которые создаются на территории магазинов сети и дают местным жителям возможность для организации разнообразных социальных и культурных мероприятий. Такие центры становятся точкой притяжения активных людей и являются новой платформой для вовлечения горожан в добрососедство. До конца 2024 года планируется масштабирование проекта на пять тысяч торговых точек в 40 регионах России.

Идея заключается в том, чтобы создать единое пространство для локальных сообществ, через коммуникацию с посетителями и сотрудниками выявить общие интересы и потребности, вовлечь людей в социальные и благотворительные инициативы и помочь в реализации их творческого потенциала. Принять участие в мероприятиях под эгидой «Центров местного сообщества» может любой желающий. Для этого достаточно следить за анонсами мероприятий на сайте и в социальных сетях, а также на стендах афиш, которые располагаются в магазинах сети.

Теория малых дел

Схема проекта оказалась рабочей: неравнодушные жители различных регионов собирают материалы, пригодные для переработки, проводят мастер-классы, конкурсы и творческие встречи, помогают приютам для животных, высаживают клумбы, помогают соседям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, находят компанию по интересам.

Социальные, культурные и экологические инициативы, организованные ретейлером, предлагают свое решение проблем одиночества в современном обществе

Они помогают людям, близким по духу, найти друг друга и почувствовать поддержку и заботу. Также Центры подтверждают простую истину: нет малых дел, когда перед нами конкретный человек со своей судьбой.

С момента запуска проекта прошло более 13 тысяч мероприятий, в которых приняли участие свыше семи миллионов человек. За этой цифрой — реальные люди.

О некоторых историях можно узнать от первого лица. «Пятерочка» запустила партнерский проект «Добрые соседи» с Федеральным оргкомитетом ежегодной всероссийской акции Международный день соседей. Через специальный опросник жители больших и маленьких городов могли рассказать о своих отношениях и традициях с людьми из одного дома или района.

Бумеранг добра

Каждое утро Сахарнова Татьяна Петровна, проживающая в поселке Васильево Республики Татарстан, обязательно идет к клумбам с цветами. Их она высаживает каждый сезон. Небольшой участок земли у магазина торговой сети — отдушина для пенсионерки. И подарок для всех, кто проходит мимо — пышные клумбы радуют глаз и поднимают настроение. В магазине с Татьяной Петровной поддерживают постоянный контакт и считают, что с соседкой им очень повезло. Ольга Загребнева, директор магазина «Пятерочка», рассказывает, что высадка цветов уже стала устоявшейся традицией.

В Новгородской области волонтерские семьи сообщества «Марафон семейных добрых дел» запустили цепочку важных изменений в жизни девочки Софы. Ей 10 лет, у нее нарушение опорно-двигательного аппарата. Неутешительный диагноз потребовал серьезного лечения, в том числе проведения сложной операции. После этого Софе предстояло три месяца провести в гипсе. В ЦМС узнали о сложившейся ситуации и решили ее поддержать — сделали для любительницы котиков настоящий мяу-подарок. Соседи собрали девочке «коробку храбрости», наполненную игрушками, украшениям, книжки с привязкой к любимым питомцам.

Со своей стороны Софа решила отблагодарить соседей. Она нарисовала веселые рисунки, ее мама передала их дизайнеру Центра. Так были созданы открытки, которые посетители магазина в день ярмарки меняли на корм для животных из приюта «Дружок». Серия благих дел запустила бумеранг добра, который подарил положительные эмоции огромному количеству людей.

Истории со смыслом

Часто «Центры местного сообщества» обеспечивают поддержку людям с четким пониманием, как изменить мир к лучшему. Их энергия и эмпатия заряжают и вдохновляют других. Такой пример — Надежда Щекович — ее называют добрым ангелом одного из районов Санкт-Петербурга. Женщина живет рядом с магазинами торговой сети и уже два года участвует в озеленении территории рядом с «Пятерочкой», придумывает и проводит мастер-классы для детей ко всем праздникам, вешает скворечники, ухаживает за придомовой территорией, где выращивает цветы и дарит их посетителям магазина.

Сама Надежда смущена вниманием к себе, но признается, что получает огромное удовольствие от своей деятельности. «В активностях ЦМС я принимаю участие уже более года. За это время мы провели большое количество тренингов и конкурсов, мастерили открытки к 8 марта. Были организованы веселые конкурсы на Масленицу. Мы высаживали цветы около магазинов «Пятерочка». Многие жители интересуются и спрашивают, когда у нас будут проходить очередные мастер-классы, и приходят с удовольствием всей семьей. Мы всегда рады проводить такие мероприятия, потому что добро объединяет людей», — отмечает Надежда.

Татьяна Романова из города Новотроицк Оренбургской области обратила внимание на афишу «Мечты невидимых стариков». В магазине соседям предлагали поздравить людей старшего поколения во время новогодних праздников, подарить им немного тепла и заботы. Татьяна решила узнать, как принять участие в акции. Ей рассказали о бабушке, живущей по соседству с магазином, которой 31 декабря исполнялось 99 лет. Татьяна связалась с соцработником и нашла время и возможность, чтобы сделать этот день особенным для именинницы. Эстафету подхватили работники торговой сети и покупатели: подарочные продуктовые наборы собирали для одиноких пожилых людей района и приглашали их в магазин для вручения подарков.

В унисон с добром

Истории, которыми охотно делятся участники проекта, подтверждают, что делать добрые дела не так уж и сложно. Привычка заботиться о тех, кто рядом, возвращается. Это создает позитивную обстановку в обществе и укрепляет связи между людьми. Опыт ЦМС можно считать мостиком от одиночества к живому общению.

Социальные проекты вовлекают граждан различных категорий и помогают популяризировать социальную ответственность в обществе

Так, более чем в 30 регионах России прошло уникальное мероприятие «Поэт по соседству», приуроченное ко Дню поэзии. В магазинах сети были размещены стихотворения местных авторов, чтобы посетители могли узнать, какие талантливые люди живут рядом с ними. Благодаря этому мероприятию стало понятно, что горожане с энтузиазмом знакомятся с творчеством своих земляков. Люди смогли найти единомышленников и объединиться с ними в сообщество, которое имеет все шансы на долгую жизнь. Организаторы уже планируют проводить литературные встречи по сезонам. Ближайшим таким событием станут чтения тематических стихов «В лето со своим поэтом».

Другой пример из Великого Новгорода. Здесь появилась отличная экотрадиция: раз в месяц на площадке рядом с магазином сети городское сообщество проводит акции по раздельному сбору вторсырья. Жители микрорайона давно уже занимаются сортировкой и правильной утилизацией отходов. Теперь это стало удобнее: достаточно выбрать на сайте ЦМС адрес ближайшего пункта сортировки.

Много положительных отзывов получила акция «Окна Победы в "Пятерочке"». Во время карантина был отменен парад ко Дню Победы. Тогда в одной из торговых точек ретейлера решили на фасадных окнах устроить фотовыставку героев ВОВ-жителей станицы. Все желающие приносили снимки своих воевавших родственников или присылали электронную версию. Одна горожанка прислала фото, которое ее семья нашла на просторах интернета в электронной книге памяти, с просьбой разместить его на витринах магазина. После завершения мероприятия она со слезами на глазах благодарила сотрудников сети за проведение такого важного и памятного события.

Такие истории позволяют взглянуть на мир вокруг другими глазами. Ведь ежедневно каждый из нас идет в магазин за покупками. Возможно, в следующий раз кто-то забежит в «Пятерочку» за бутылкой молока, а вернется с желанием организовать кружок по интересам для соседских ребят, облагородить территорию рядом с домом или покрасить лавки в сквере, провести экскурсию по своему городу или поздравить ветеранов с праздником. Сегодня такие инициативы получают поддержку в «Центрах местного сообщества». Здесь создают условия для адресной помощи или объединяют людей в зависимости от их запроса. Невозможно изменить мир, но можно сделать его лучше для тех, кто рядом.

< Назад в рубрику