Психологический триллер в кинематографе — это история, которая исследует самые темные части человеческого разума. Такие фильмы отличаются тревожной и напряженной атмосферой и зачастую рассказывают о насилии. Их любят за мрачное повествование, увлекательный сюжет и неожиданные повороты. Внешние события в них зачастую приводят к внутреннему кризису героя — сводят с ума, заставляют видеть искаженную картину мира и превращают в ненадежного рассказчика. «Лента.ру» делится подборкой 10 напряженных психологических триллеров, хорошо принятых критиками и зрителями, и без спойлеров рассказывает, почему их стоит посмотреть.
В пятую годовщину свадьбы Ник Данн (Бен Аффлек) обнаруживает, что его жена Эми (Розамунд Пайк) пропала без вести. Затертая кровь, следы борьбы в доме — все указывает на то, что ее похитили. И, хуже того, в этом как будто замешан сам Ник. Он — профессор колледжа и закомплексованный писатель, которому очень сложно сочувствовать. И даже те, кто верят в его невиновность, против воли задаются вопросом: что Ник скрывает? Почему кажется таким отчужденным, когда речь идет о жизни Эми? И что на самом деле с ней случилось?
История об исчезновении любимой жены оборачивается рассказом про холодную и изощренную месть, а сюжетные повороты держат в напряжении до финальных титров. Этот фильм так часто меняет акцент и взгляд на повествование, что кажется, будто вы вместе с героями прожили все пять лет брака. И тоже запутались в их отношениях. Кто из супругов настоящая жертва, а кто — источник проблем? Можно ли доверять хотя бы одному из них? И как понять, что человек, с которым ты делишь постель, — чудовище?
«Исчезнувшая» — одна из самых популярных и кассовых работ режиссера Дэвида Финчера, мастера психологических триллеров. В 2015 году фильм номинировали на премию «Оскар» за лучшую женскую роль.
1954 год, два детектива приезжают на отдаленный остров, где расположена клиника для душевнобольных преступников. Оттуда сбежала пациентка, которую им нужно найти. Главный герой — маршал Тедди Дэниелс (Леонардо Ди Каприо) — страдает от постоянных головных болей и воспоминаний о жене, которую погубил пожар. Все становится хуже, когда ураган отрезает связь острова с внешним миром. Детективы оказываются в замкнутом пространстве острова-психбольницы, на котором происходит странное. Персонал что-то скрывает, пациенты напоминают узников концлагеря, а маршала Дэниелса преследуют видения, которые прячут от него страшную правду о прошлом.
«Остров проклятых» любят за гнетущую и параноидальную атмосферу. Бесконечный туман, зловещий маяк, психбольница, эксперименты на людях — казалось бы, это элементы банального ужастика. Но фильм не пытается напугать зрителя. Он ставит перед ним глубокие вопросы о природе разума и предлагает поразмышлять о том, что важнее, — как нас видит мир или как себя видим мы.
Балетная труппа из Нью-Йорка готовит постановку «Лебединого озера». От них только что ушла прима, и теперь предстоит решить, кто исполнит главную роль. Одна из кандидаток — балерина Нина (Натали Портман). Она талантлива и амбициозна, но запугана матерью и не знает в жизни ничего, кроме танцев. Нина хороша в роли белого лебедя, но когда нужно перевоплощаться в черного лебедя, ей не хватает страсти. Ее конкурентка — только что пришедшая в труппу балерина (Мила Кунис), которой экспрессии как раз не занимать. Нина становится одержима ролью и тренируется так усердно, что перестает различать реальность и роль. И чтобы сыграть идеально, она готова сама стать черным лебедем.
Это не столько драма о жестоком мире балета, сколько история о цене успеха и той жертве, которую люди приносят ради любимого дела. Режиссер Даррен Аронофски мастерски создает напряжение: как и главная героиня, мы сомневаемся, что в этой истории реально, а что нет.
Чтобы подготовиться к роли, Натали Портман много тренировалась, училась танцевать и сидела на жесткой диете — словом, жила как профессиональная балерина. Она призналась, что при таком образе жизни приходится «постоянно подвергать свое тело сильной боли». Портман получила несколько престижных наград за роль Нины, включая «Оскар» и «Золотой глобус».
Успешный бизнесмен Теодор Кроуфорд (Энтони Хопкинс) стреляет в голову своей жене и оказывается на суде. Дело ведет амбициозный прокурор Уилл Бичем (Райан Гослинг), который понимает, что Кроуфорд втянул его в хитроумную игру и посадить его будет совсем не просто. Зритель точно знает, что Кроуфорд — преступник, но фильм держит в напряжении тем, как именно герою удастся избежать наказания, — и удастся ли.
«Перелом» — красивый юридический триллер, который проводит зрителя по хитросплетениям закона и показывает, можно ли совершить идеальное преступление. Энтони Хопкинс в роли Кроуфорда напоминает другого персонажа, которого сыграл актер, — Ганнибала Лектера. Он тоже социопат, способный выстрелить в человека, а потом усмехаться на скамье подсудимых, наблюдая, как рушится дело против него.
Детективу Сомерсету (Морган Фриман) осталось семь дней до выхода на пенсию — и как раз в это время в городе объявился маньяк, возомнивший себя орудием Бога. Преступник выбирает жертв в связи со смертными грехами, по одному на человека. Напарником Сомерсета становится импульсивный детектив Миллз (Брэд Питт), для которого это первое дело на новом месте. И хотя Сомерсет устал от грязи и насилия вокруг, он решает завершить последнее расследование в своей карьере. Чтобы найти преступника, напарникам придется стать частью его жестокой и изощренной игры.
Фильм можно описать как городской нуар: он сочетает мрачный визуальный стиль, напряженное развитие сюжета и отточенную актерскую игру. На первый взгляд шаблонная история о старом и молодом полицейских, «Семь» погружает зрителя в жестокий мир без надежды, держит в напряжении до конца и не прибегает к избитым приемам.
Несмотря на подчас шокирующие сцены, это интеллектуальное кино — оно рассуждает о добре и зле, наполнено символизмом и отсылками к литературе. С момента выхода «Семь» заслуженно входит в списки самых лучших психологических триллеров и считается одной из главных работ Финчера наравне с «Бойцовским клубом».
В маленьком городе пропадают две девочки. Из улик — только фургон, припаркованный недалеко от места, где их видели в последний раз. Хозяина автомобиля задерживают, но вскоре отпускают. Тогда отец одной из девочек Келлер Довер (Хью Джекман) решает взять дело в свои руки и похищает владельца фургона. Чтобы узнать, где тот прячет пленниц, Довер готов зайти очень далеко. Одновременно с этим детектив Локи (Джейк Джилленхол) выходит на след новых подозреваемых и повсюду находит загадочный символ лабиринта.
Фильм задает вопрос: на что способен человек, когда на карту поставлена жизнь его ребенка? История разворачивается неторопливо, но сразу вовлекает зрителя в происходящее, во многом благодаря игре главных актеров. Герой Хью Джекмана вызывает сочувствие и отвращение, ужас и понимание — неудивительно, что эта роль стабильно входит в списки лучших в карьере актера.
У писателя Морта Рейни (Джонни Депп) все плохо: жена ушла, с творчеством — беда и ни на что нет сил. Он живет в отдаленном доме на берегу озера и целыми днями либо спит, либо таращится в экран компьютера. Вдобавок его начинает преследовать незнакомец (Джон Туртурро), который обвиняет Рейни в плагиате: якобы писатель украл его рассказ. Выходки странного человека становятся все более жестокими. И чтобы избавиться от него, Рейни нужно вспомнить, как он создавал свой рассказ.
Фильм снят по повести Стивена Кинга и посвящен его любимой теме «писатель в депрессии». Здесь есть все, что нужно в хорошем триллере: мрачная атмосфера, интересные персонажи и неожиданный сюжетный поворот, меняющий всю историю.
Темнокожий парень Крис (Дэниэл Калуя) встречается с белой девушкой Роуз Армитаж (Эллисон Уильямс). Она хочет познакомить Криса с родителями, и вместе они приезжают в поместье Армитаж. Это настоящая белая элита, которая скрывает страшный секрет: Криса пригласили в гости не просто так, как и многих молодых людей до него.
Сразу после премьеры фильм хвалили за нестандартный подход к жанру, остроумный сценарий и социальную тематику. Да, здесь звучат четкий расовый комментарий и сатира на общество, якобы отбросившее предубеждения относительно цвета кожи. Но при этом по атмосфере он напоминает классические триллеры о сообществах, с которыми что-то не так, — «Степфордские жены» и «Ребенок Розмари».
Картина получила «Оскар» за сценарий. Это оригинальный фильм, который органично сочетает смешное и страшное.
Три девушки приходят в себя в подвале. Вскоре они понимают, что их похититель (Джеймс Макэвой) страдает необычным расстройством. Внутри него — 23 личности, у каждой из которых свой характер, интересы и бытовые дела. Но существует и некая 24-я личность — если разбудить ее, произойдет непоправимое.
Главный аттракцион фильма — то, как Джеймс Макэвой перевоплощается в разных персонажей. От обсессивно-компульсивного ремонтника Денниса до игривой девятилетней Хедвиг, от чопорной англичанки Патриции до эпатажного нью-йоркского модника Барри — актеру порой приходится меняться на одном дыхании, и это очень увлекательное зрелище. Самая пугающая часть фильма — то, как личности взаимодействуют между собой, как они манипулируют и запугивают друг друга, опасаясь чего-то неизвестного, что набирает силу внутри их общего сознания.
Фильм стал частью супергеройской трилогии Шьямалана, в которую также вошли фильмы «Неуязвимый» (2000) и «Стекло» (2019). Но смотреть «Сплит» можно отдельно — у него законченный сюжет.
Мишель (Мэри Элизабет Уинстэд) попадает в аварию и приходит в себя в бункере, прикованная к стене. Хозяин бункера — выживальщик Говард (Джон Гудман) — говорит ей, что снаружи произошла катастрофа, из-за которой они на несколько лет заперты под землей. И если Мишель попытается сбежать, она погибнет. Но стоит ли верить ему?
«Кловерфилд, 10» лучше включать, ничего о нем не зная. Как и главная героиня, вы будете чувствовать тревогу и непонимание, страдать от клаустрофобии, строить догадки и сомневаться во всем, что слышите и видите.