На Netflix вышел «Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Фоули» — долгожданное возвращение Эдди Мерфи к роли веселого детройтского копа, который снова ставит на уши Лос-Анджелес. «Лента.ру» рассказывает, каким получился фильм, работа над которым заняла почти три десятилетия.
Детройтский полицейский Аксель Фоули (Эдди Мерфи) разменял седьмой десяток, но по-прежнему готов гонять грабителей по родному городу моторов. Отвлечься от опасной рутины заставляет звонок старого друга и коллеги Билли Роузвуда (Джадж Рейнхолд). Выясняется, что дочка Фоули, лос-анджелесский адвокат Джейн Сандерс (Тэйлор Пейдж), взялась за дело об убийстве грязного копа, которое всерьез угрожает ее жизни. Аксель стремительно вылетает в Лос-Анджелес, где его ждет не только новое расследование, но и выяснение отношений с Джейн, которая совсем не случайно отказалась от отцовской фамилии. Компанию папе с дочкой составят не только его старые друзья из прошлых фильмов, но и потенциальный зять — детектив Сэм Эббот (Джозеф Гордон-Левитт)
Невероятно, но факт: четвертый «Полицейский из Беверли-Хиллз» вышел сразу после прокатного триумфа четвертых же «Плохих парней». Даже жаль, что между Эдди Мерфи и его наследником Уиллом Смитом не получилась дуэль в прокате. Виновата прозорливость продюсеров: новые приключения Акселя Фоули выпустили сразу на Netflix, чтобы немолодым фанатам восьмидесятнической франшизы не надо было никуда выходить из дома. Между двумя киносериалами, кстати, больше родственных связей, чем кажется. Например, так же как и «Плохие парни», «Полицейский из Беверли-Хиллз» изначально создавался под белого актера — Сильвестра Сталлоне. В итоге роль сыграл Эдди Мерфи, и образ детройтского плута Фоули навсегда стал его визитной карточкой.
Первый фильм вышел на экраны в 1984-м — это был пик карьеры Мерфи, который тогда окончательно ушел в кино из стэндапа. Впрочем, суть его деятельности на новом месте работы не слишком изменилась: сценарий первого «Полицейского» был на скорую руку слеплен из нескольких несостоявшихся комедийных боевиков. В результате такого подхода на площадке царила в высшей степени творческая обстановка, а значительная часть диалогов была сымпровизирована актерами на ходу. Проблема была только в дублях, испорченных из-за хохота съемочной группы.
Задача эта на деле сложнее, чем кажется, однако у Бреста получилось — фильм окупил двадцатимиллионный бюджет более чем в десять раз. Успех удалось повторить через три года Тони Скотту, а вот постановщику третьей части Джону Лэндису повезло уже меньше. «Полицейский из Беверли-Хиллз 3» еле-еле окупил бюджет и поставил будущее франшизы под вопрос. Сказалось здесь, впрочем, не только и не столько качество фильма, сколько смена эпохи. На дворе был 1994-й, эра «Плохих парней» началась всего через год.
Ставить на франшизе крест тогда никто не собирался. Работа над четвертым фильмом началась в конце девяностых и с разной интенсивностью велась почти три десятилетия. В числе вариантов продолжения были и фильм, срежиссированный Бреттом Рэтнером («Смертельное оружие», «Час пик»), и сериал, в котором Аксель должен был стать шефом полиции Детройта. Забавно, что довольно долго режиссерами, прикрепленными к проекту, значились Адиль Эль Арби и Билал Фалла, ответственные за нынешние успехи «Плохих парней».
До премьеры проект в итоге удалось довести совсем другой команде. Сценарий на основе истории Уилла Билла («Аквамен», «Лига справедливости») написали Том Гормикмэн и Кэвин Эттен («Невыносимая тяжесть огромного таланта»). Постановку же взял на себя Марк Моллой, для которого «Полицейский из Беверли-Хиллз 4» стал полнометражным дебютом. Чтобы понимать, что из всего этого получилось, пожалуй, стоит держать в голове не только первого «Полицейского», но и «Невыносимую тяжесть огромного таланта».
С одной стороны, «Аксель Фоули» — это современный ремикс оригинальной картины. В актерский состав вернулись Джадж Рейнхолд, Джон Эштон, Пол Пол Райзер и Бронсон Пиншо, у половины здешних сцен есть аналоги из фильма сорокалетней давности. Смешнее всего получилось с эпизодом в стрип-клубе: вместо него герои новой картины приходят в заведение, где нет голых женщин, зато громко поет в караоке Луис Гусман в блестках и с макияжем.
С другой стороны, Гормикмэн и Эттен своим прошлым фильмом доказали, что, хотя и не способны на настоящий художественный прорыв (и это имея в арсенале Николаса Кейджа в роли Николаса Кейджа!), но все же и откровенных провалов себе не позволяют. «Аксель Фоули» — это откровенно бумерское, ностальгическое развлечение, и в этом качестве может принести несколько приятных минут целевой аудитории. Сюжет, конечно, идиотский и предсказуемый, Кевин Бэйкон в роли злодея чудовищно переигрывает, а перепалки Акселя с дочкой выглядят вымученно. Зато, как только у Мерфи появляется простор для сольного номера, искры от 63-летнего актера летят почти как в 1984-м. К сожалению, возможностей для таких вспышек у Эдди немного, но и тех, что есть, хватает, чтобы его поклонники добрались до финала без особенных страданий. За полчаса до конца фильм даже предпринимает попытку взлететь по-настоящему. Собственно, в тот момент, когда герои оказываются в вертолете. Здесь, наконец, полноценно звучит знаменитая музыкальная тема в обработке Lil Nas X, и ненадолго кажется, что вернуться в прошлое все же возможно. Однако тут на экране вновь появляется безбожно переигрывающий Кевин Бэйкон, и становится ясно, что чудес ждать не приходится.
Если в «Полицейском из Беверли-Хиллз 4» и есть какой-то смысл, то заключается он в том, чтобы напомнить публике, какой все-таки отличный актер Эдди Мерфи. Даже в крайне стесненных обстоятельствах он умудряется не только смешно шутить, но и в принципе играть остро и разнообразно. Он умеет быть не только смешным, но и опасным, мужественным, хитрым, нежным — а главное, переключается между этими режимами по щелчку. И это не говоря о сверхъестественной физической форме. Остается только, чтобы Netflix, с которым Эдди в последнее время сотрудничает, научился использовать такой ценный актив с умом. К примеру, возвращение Мерфи в стэндап с сиквелом знаменитого спешла «В бреду» было бы в наше сумасшедшее время более чем уместным.
Фильм «Полицейский из Беверли-Хиллз: Аксель Фоули» (Beverly Hills Cop: Axel F) вышел на Netflix.