Николай и Елизавета работали певцами в ресторане, когда случилась неожиданность — заболел ведущий и срочно нужно было найти людей, которые проведут свадьбу. Они согласились, но одной свадьбой дело не ограничилось. Так они и сменили амплуа. Для цикла материалов «Ленты.ру» о профессиях они рассказали, что делать, если на свадьбе начинается скандал, вспомнили медленный танец молодых под «Любэ» и признались, сколько можно выпить на работе.
Сразу скажу: я не тамада. Тамада — это человек в Грузии, который говорит тосты на торжестве. Мы работаем вместе с Лизой ведущими.
Изначально мы работали в ресторане певцами, я чуть раньше начал, Лиза чуть позже. Где-то через год у нас появился первый заказ на свадьбу. Люди обратились в этот азербайджанский ресторан, а ведущий заболел.
Ту свадьбу мы провели за пять тысяч рублей. Помню, там были достаточно взрослые люди: много родственников со стороны невесты, а со стороны жениха одна мама, и она была очень грустная. Родственники невесты все радовались, плясали под Верку Сердючку, а мама жениха смотрела в тарелку всю свадьбу. Работали буквально до последнего гостя: пока все не ушли, мы не заканчивали.
Мы работаем, как только можем, и ищем заказы везде, где это только возможно. Мы выставляли объявления на «Авито», на «Профи.ру», нас рекомендуют организаторы, есть и сарафанное радио. Чем больше работаем, тем больше людей возвращается, передает информацию о нас другим людям. Работаем и сами, и с агентством. Мы не привязаны ни к кому, ездим везде: можем провести свадьбу в городе Зубцов, а можем — в Зеленограде. Мы объездили всю Московскую область.
Есть закономерность: летом больше заказов, люди чаще делают свадьбы. Летом дороже, не в сезон дешевле. Цену регулируешь сам. Есть такие семьи, у которых мы вели мероприятия на старте карьеры, и это стоило не так дорого. Но если они сейчас нам позвонят и скажут, чтобы мы вели за такую же сумму, как пять лет назад, то мы уже не согласимся. Потому что и уровень другой, и узнаваемость другая.
Суббота — самый «рыбный» день. Может прилететь пять заказов, и можно будет выбирать, куда ехать. Бывает такое, что звонят люди и говорят, что хотят тебя заказать. Звучит странно и смешно, но, по сути, это услуга. Мы выезжаем к людям создавать праздник.
Все свадьбы разные, одинаковых не бывает никогда. Есть молодые, которым по 18 лет. Видно, что они еще маленькие дети. Есть взрослые дяди и тети, которые прожили 20-30 лет вместе и решили пожениться, отпраздновать это. А есть взрослые, которые встретились в достаточно зрелом возрасте и узаконили отношения.
У молодых тоже есть свои разделения. Бывает, видишь, что молодые действительно любят друг друга, девушка не в положении, все хорошо. Но из опыта работы у нас уже сложился стереотип, что молодые в основном женятся, когда невеста уже беременна. Тянут до этого момента и только потом решаются на такой ответственный шаг.
Родители не всегда бывают довольны выбором детей, и это сильно чувствуется. Например, я маму жениха могу спросить, какое у нее было первое впечатление о супруге сына. И тут может быть два варианта развития событий. Одни могут сказать: «Да, супер, люблю ее, как дочку», а другие: «Ой… счастья вам», — и замолчать.
Конечно, такая ситуация нештатная, но я считаю, что как ситуация пришла, так она и уйдет. В таких случаях помогает импровизация. Ты стараешься делать свою работу качественно. Такие ситуации меня как ведущего не задевают. Я понимаю, что гостей придется еще больше раскачивать. А вообще стараешься делать подготовленную программу, отшутиться, перевести тему в сторонку, сгладить углы.
Николай: Во-первых, ехать до места максимум полчаса. Во-вторых, это должен быть ресторан с парковкой, к которому удобно подъехать. Бывает, приезжаешь в суперкрасивое место, для молодых это свадьба мечты, но для нас — совсем наоборот.
А все потому, что нет удобного подъезда к ресторану, приходится 70-100 метров нести по узким тропинкам или просто по асфальту тяжелое оборудование, устанавливать его. Чувствуешь себя немного бурлаком на Волге, который только что потаскал все, и сразу надо на сцену.
Самое главное — влюбленные жених и невеста. Неважно, какой возраст, главное, чтобы любили. Гостей немало, человек 50. Для ведущего лучше, когда больше гостей.
Елизавета: Идеально, когда нас покормили, а диджею предложили шампанского. В целом мы худые, нам и салатика хватит. Шучу. Но если серьезно, иногда, если не попросить, то и не покормят.
Еще идеально, когда администратор не ругается с нами, а еще на площадке есть минимум оборудования: плазма, колонки, светомузыка, шнуры. И все это хорошо работает.
А еще когда все хотят, чтобы молодые были счастливы, гости по-настоящему желают им добра и любви.
Для меня важный момент, чтобы никто не лез в программу. Иногда начинаешь без заранее обозначенных рамок, а потом какие-то изменения, с которыми я могу быть не согласен, и это неприятно.
А есть другая крайность — безучастность вообще. Бывает, что молодые просто приехали на встречу с нами перед свадьбой, сели, сидят, друг на друга смотрят, не участвуют в обсуждениях, что тоже не очень хорошо. Хотя в целом такое тоже заходит, потому что люди вообще ничего не ожидают, их все удивит.
Когда начинается, что за тебя полностью пишут сценарий — это уже некомфортный момент. Потому что есть отточенная программа, в которой ты как ведущий знаешь, что и как можно если что подкорректировать. Начинаешь чувствовать к себе недоверие.
Вообще с откатанной программой выходить на публику намного спокойнее, увереннее, чем с нововведениями. Тут вопрос в том, что именно предлагают молодые: могут быть какие-то видео, песни от родственников. Если это обговорено, и не сильно портит основную программу, то мы это приветствуем.
В основном программа у многих ведущих построена на работе с экраном: юмор, экран, викторины и общение. Даже может быть такое, что ведущий общается с гостями без всяких конкурсов. Особенно интересно работать, когда помимо ведущих, диджея есть танцоры, певцы, кавер-группы. Гостям интереснее, когда не один человек все доносит.
Можно сделать все намного интереснее, чем вот на такое тратить 15 минут. Мы всегда говорим, что мы не бегаем, не лопаем шарики, у нас адекватные интерактивы.
Нам довелось провести свадьбу для молодоженов, которые участвовали в этом проекте. На самом деле у нас были определенные ожидания, но все оказалось достаточно обычно. Была задача просто провести свадьбу, сделать вид, как будто ты не видишь камер.
Это была свадьба в русском народном стиле. Встречали гостей и молодоженов русской народной музыкой, были скоморохи на ходулях, фуршет состоял из самогона, настоек, сала.
Был забавный момент. Съемочная группа не разрешала подходить к фуршету, потому что все ждали видеооператора, который все это должен отснять. Из-за этого гости на свадьбе немного нервничали. Мы не начинали свадьбу, ждали минут 40, когда все сделают.
Свадьба прошла хорошо. Кстати, сам выпуск уже вышел, наши молодожены победили, выиграли путешествие в Индию.
Николай: Мы все равно артисты. И как любой артист, который выходит на публику, мы все равно испытываем чувство волнения. Всегда хочется, чтобы получилось все классно, чтобы вечер хорошо прошел, знаешь, где можешь ошибиться, — держишь этот момент в голове. Ждешь, что, может, какой-то конкурс зайдет хорошо, получится сказать смешную шутку.
Конечно, присутствует легкий мандраж. Но это зависит от ситуации. Когда нет никаких рамок, выходишь и спокойно начинаешь вести, когда все на позитивном настрое, то все хорошо получается.
Есть такое, что пресытились. Свадьбы, которые мы вели три года назад, были более душевными с нашей стороны, мы больше эмоционально вкладывались. Но после того, как встречались разные гости — кто-то деньги не отдавал, кто-то дрался, — появляется выгорание. Начинаешь относится к проведению свадеб именно как к работе. Конечно, мы всегда рады за всех наших заказчиков, молодоженов, но относимся к этому более спокойно.
Елизавета: Мы одинаково стараемся для всех наших заказчиков. Нет такого, чтобы мы приехали на мероприятие и были в плохом настроении. Мы всегда настроены позитивно, открыто и хотим, чтобы люди веселились.
Но очень важный момент — главное, чтобы сами молодожены были рады этой свадьбе и гости тоже были рады свадьбе.
Покуда люди женятся и хотят отпраздновать это событие, мы всегда готовы помочь им, чтобы они запомнили этот день навсегда. С хорошей точки зрения, конечно.