Спорт
00:01, 13 июля 2024

«Я превратился в попрошайку» Как канадский хоккеист стал звездой НХЛ, но потерял все и оказался на улице без денег

Фото: Fred Jewell / АР

Хоккей, особенно в Северной Америке, является одним из самых коммерчески успешных видов спорта, а жизнь у талантливых игроков, выбираемых под высокими номерами на драфте НХЛ, априори становится финансово благополучной на многие годы вперед. Канадец Джо Мерфи в 1986-м был выбран на драфте под первым номером командой «Детройт Ред Уингс» и должен быть стать новой легендой лиги. Поначалу Мерфи полностью оправдывал надежды менеджеров и болельщиков и даже выиграл с командой Кубок Стэнли, но затем что-то пошло не так. Джо так и не смог реализовать свой потенциал, а после завершения карьеры и вовсе потерял интерес к жизни, став бездомным. «Лента.ру» — о трагической истории некогда самого талантливого хоккеиста мира.

«Мне не нужны деньги. Знаю, что не потрачу их должным образом. Но мне нужна помощь. Я немного разочарован своей жизнью, потому что принял несколько плохих решений», — заявил осенью 2018-го Мерфи, лежащий на земле и укрытый рваным одеялом. Некогда успешный хоккеист достиг дна, и не нашлось ни единого человека, способного изменить его жизнь к лучшему.

На крыльях в «Крылья»

Мерфи родился в Лондоне, но не в столице Великобритании, а в одноименном городе в канадской провинции Онтарио. Поэтому с детства он не пошел пинать мяч, а взял в руки клюшку. Увлечение хоккеем помогло Джо поступить в Мичиганский университет, где он стал звездой команды Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA) «Мичиган Стэйт», выступая на позиции центрального нападающего. Именно там на него обратил внимание «Детройт».

Сезон 1985/1986 получился для «красных крыльев» провальным. Они стали худшей командой в НХЛ, выиграв всего 17 матчей из 80. Обратной стороной медали при таком провале является приоритетное право выбора на драфте в следующем сезоне, и «Детройт» распорядился им неожиданным образом. Команда пригласила 18-летнего студента Мерфи, хотя прежде команды НХЛ делали выбор в первом раунде в пользу более опытных игроков.

Ставка «Ред Уингс» на молодость в конечном итоге не сыграла. Мерфи провел в команде четыре сезона, но лишь в одной регулярке провел 50 игр, забросив не самые впечатляющие десять шайб и сделав девять ассистов. В остальных сезонах Мерфи получал еще меньше игрового времени, по большей части он выступал за фарм-клуб «Детройта» в Американской хоккейной лиге (АХЛ). Местные тренеры, кстати, решили перевести его из центра на фланг нападения.

Относительно удачным для Джо получился стартовый отрезок сезона 1989/1990, в котором он наконец закрепился в составе и забросил три шайбы в девяти играх, однако «Детройт» решил не ждать спада молодого хоккеиста и провернул сделку по его обмену в «Эдмонтон Ойлерс».

В лучах славы

В новой команде Мерфи стартовал довольно скромно. В 62 встречах дебютной «регулярки» он забросил в майке «Ойлерс» всего семь шайб, правда, количество ассистов было более внушительным — 18. А вот в плей-офф Джо стал действительно важным игроком «Эдмонтона». Тренеры перевели его в звено к Адаму Грэйвзу и Мартину Желине, вместе хоккеисты составили ударную тройку канадской команды, которая часто решала исход матчей. У парней из канадской команды была гигантская мотивация, ведь совсем недавно клуб покинул великий Уэйн Гретцки, и многие специалисты считали, что без своего лидера «Ойлерс» точно не смогут взять Кубок Стэнли.

Однако Мерфи вместе с партнерами доказали, что «Эдмонтон» представляет грозную силу и без своего 99-го номера. «Лос-Анджелес Кингс», в который перешел Гретцки, «нефтяники» переехали со счетом 4-0 в 1/4 финала плей-офф. В решающем противостоянии «Ойлерс» противостоял «Бостон Брюинс», но серьезной борьбы не получилось. «Эдмонтон» взял верх со счетом 4-1 в серии и снова завоевал Кубок Стэнли. Мерфи в 22 матчах плей-офф забросил шесть шайб, сделал восемь передач и продемонстрировал положительный коэффициент полезности «+1».

Победа в Кубке Стэнли дала положительный импульс карьере Мерфи. В следующем сезоне он набрал 62 очка за результативность в регулярном чемпионате, а сезон 1991/1992 стал для форварда в плане личной статистики лучшим в карьере: он забросил 35 шайб и сделал 47 результативных передач с показателем полезности «+17». Больше таких цифр, достойных топового игрока НХЛ, Джо не показывал.

Все от головы

С первых дней в НХЛ техничного и скоростного Мерфи соперники часто останавливали с помощью силовых приемов. Они нередко проводились с нарушением правил, а удары приходились в том числе по голове. Поначалу это не было проблемой для Мерфи, однако с возрастом травмы начали сказываться.

Первое тяжелое сотрясение мозга Мерфи получил в 1990 году, в сезоне, который следовал за чемпионским. «У меня был перелом черепа. Жуткое зрелище. Я прямо головой влетел в борт. В том сезоне я уже не смог нормально восстановиться», — рассказывал хоккеист. Позже были другие травмы головы, но под откос карьера Мерфи полетела не сразу. После «Эдмонтона» он провел четыре неплохих сезона в «Сент-Луис Блюз», поиграл за «Сан-Хосе Шаркс». На площадке он выглядел не то чтобы совсем плохо, но не так, как ожидали от первого номера драфта. Плюс начались проблемы с соблюдением режима и некоторые странности в поведении. К примеру, Мерфи мог неожиданно начать говорить о себе в третьем лице, а первый выезд на игру в составе «Бостон Брюинс» сорвался из-за того, что хоккеист приехал не в тот аэропорт.

В составе «медведей» форвард надолго не задержался, вскоре он начал публично критиковать партнеров, испортил отношения с главным тренером и отправился в свой последний клуб в карьере — «Вашингтон Кэпиталс». Там возрастной нападающий играл совсем мало, а точку в карьере поставил эпизод, случившийся в декабре 2000 года. Мерфи после матча НХЛ с «Рейнджерс», который он пропустил из-за травмы, ворвался в ночную жизнь Нью-Йорка и, будучи изрядно подшофе, у одного из заведений вступил в конфликт с молодым человеком по имени Амин Каллимни. Тот утверждал, что нанес хоккеисту удар бутылкой по голове, так как игрок приставал к его девушке.

История попала в прессу, а «Вашингтон» решил избавиться от проблемного игрока. Джо выставили на драфт отказов, но в НХЛ желающих заключить с ним контракт не нашлось. Выступать в АХЛ Мерфи отказался, так что его профессиональная карьера резко оборвалась, когда ему было 33.

В поисках себя

Мерфи пытался остаться в хоккее и начать тренерскую карьеру. Какое-то время он работал с юниорами в Канаде, но его быстро оттуда попросили, заметив странности в поведении. Джо также предпринимал неудачные попытки играть на бирже, путешествовал по странам Южной Америки, но главным его пристрастием стало употребление алкоголя и всевозможных запрещенных веществ.

Сестра Джо утверждала, что к наркотикам Мерфи пристрастился именно потому, что пытался справиться с мучившими его последствиями травм головы. Поначалу хоккеист пытался искать помощи в НХЛ, но там ему вежливо отказали. «Я позвонил Дэну Кронину, который был координатором НХЛ по программе реабилитации от разного рода зависимостей, попросил у него помощи, но тот сказал: "Ты больше не в НХЛ, мы не можем тебе помочь". Я не поверил в то, что услышал», — рассказывал канадец.

Тем не менее Джо удалось выбить у Ассоциации игроков НХЛ ежемесячную пенсию в размере 1300 долларов, а в 2017 году он отсудил у «Сан-Хосе» 200 тысяч в качестве компенсации за травму, полученную на рабочем месте. После оплаты всех издержек и выплаты гонораров адвокатам у Мерфи осталось на руках больше 100 тысяч, но эту немаленькую даже по американским меркам сумму он очень быстро прокутил.

На дне

На какое-то время о Мерфи совсем забыли, однако в 2018 году вышел посвященный игроку фильм канадского телеканала TSN. Документальная картина получилась шокирующей: игрока, который заработал за карьеру больше 15 миллионов долларов, обнаружили в маленьком городке Кенора в канадской провинции Онтарио. Джо влачил жалкое существование на улице, просил милостыню и страдал тяжелой алкогольной и наркотической зависимостью. Жители города не узнавали в неопрятном мужчине средних лет великого в прошлом хоккеиста. Тем не менее многие делились с ним едой и помогали деньгами.

Мерфи рассказал, что отказался от общения с близкими и не поддерживает связей ни с кем из хоккейного мира. В любом случае общение было бы для него проблематичным, так как у экс-хоккеиста нет не только крыши над головой, но и мобильного телефона. В Кеноре он оказался после того, как отбыл несколько суток административного ареста за разгром гостиничного номера. В небольшом городке Джо так понравилось, что он решил бомжевать именно там. По словам экс-хоккеиста, местные люди по большей части относятся к нему лояльно.

Вышедший на TSN фильм вызвал серьезный общественный резонанс. Несколько журналистов, в том числе из России, приезжали в Кенору, чтобы разыскать Мерфи, а юристы и правозащитники обещали помочь Джо раскрутить НХЛ и его бывшие клубы на гораздо большие деньги в качестве компенсации за полученные травмы. Однако прошло несколько лет с последнего упоминания Мерфи в североамериканских СМИ, история затихла, и бомж со звездным бэкграундом продолжает жить привычной жизнью. По крайней мере новостей о его кончине не поступало.

Алексей Гусев

< Назад в рубрику