Экономика
00:01, 14 июля 2024

В Россию начали возвращаться уехавшие топ-менеджеры. Что заставляет руководителей вернуться из-за рубежа?

Лилиана Набиуллина (редактор)
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

К 2024 году в России сформировалась любопытная тенденция: топ-менеджеры, покинувшие страну двумя годами ранее, стали присматриваться к вакансиям на родине. Среди причин эксперты называют сложности с трудоустройством в Европе и США на фоне мирового кризиса, а также потерю ими наработанных на родине софт-скиллов. Российские компании при этом придерживаются двух противоположных стратегий: одни просят эйчаров связаться с интересующими их кандидатами и выяснить, готовы ли они вернуться. Другие демонстрируют настороженность в отношении релокантов, предполагая, что те могут снова уехать, если получат подходящее предложение за рубежом. Какие отрасли готовы предлагать кандидатам руководящие позиции, что они думают об «удаленке» и уровне зарплат — в материале «Ленты.ру».

Уехавшие топ-менеджеры стали интересоваться вакансиями в России

В России за последний год наметилась любопытная тенденция. Все больше топ-менеджеров, покинувших страну, стали интересоваться карьерными возможностями и позициями на родине. Многие из уехавших в 2022 году за это время пытались найти себя на иностранных рынках, отмечает руководитель практик компании по подбору руководителей высшего звена Ward Howell Дарья Аникина. Часть пробовала свои силы в предпринимательстве. Но получить работу и должность, соответствующую их ожиданиям, в итоге удалось далеко не всем.

Эту информацию в разговоре с «Лентой.ру» подтвердил экс-руководитель интернет-продаж в крупнейших сетях страны Леонид Гладилин. Бывший топ-менеджер с 2022 года находится в эмиграции и сейчас занимается созданием и развитием стартапов в Тель-Авиве. При переезде чаще всего происходит понижение позиции и заработной платы, констатировал он.

Эмиграция для топ-менеджера является более авантюрным шагом, чем для IT-специалиста или представителя сферы услуг, ведь основные компетенции таких руководителей являются скорее софт-скиллами, рассказал Гладилин. Наработанный нетворкинг (создание и развитие сети полезных знакомств — прим. «Ленты.ру»), понимание менталитета клиентов и сотрудников, а также актуальность повестки внутри страны могут легко обнулиться при переезде на новое место, указал он. Особенно вероятен такой сценарий в случае большой культурной разницы между странами.

Владение местным языком, социальные связи, в том числе и GR (взаимодействие с государственной властью — прим. «Ленты.ру»), понимание местного менталитета — все это необходимые критерии для управленческой позиции, перечислил бывший топ-менеджер.

Закономерным итогом стало смещение фокуса. Те, кто еще два года назад ограничивал географию поиска Азией и Европой, сейчас выражают готовность работать удаленно на российскую фирму. Еще часть согласны вернуться в Россию при наличии «интересного предложения». Аникина объяснила это тем, что 80-90 процентов менеджеров осознали сложность сохранения того уровня жизни и доходов, которые они имели на родине. Ряд европейских компаний предлагают соискателям более скромные должности и компенсационные пакеты.

Также на возвращении могут сказываться и личные причины, например, оставленные в России дети и пожилые родители, указала Шамбер.

Хороших руководителей меньше, чем требуется

Тренд на обратную миграцию релокантов, в том числе среди топ-менеджмента, действительно существует, подтвердила руководитель отдела подбора и HR бизнес-партнеров СберМаркетинга Евгения Муратова. Назвать точное число вернувшихся в Россию управленцев сложно, и хотя на первый взгляд их доля не слишком велика, тем не менее тенденция есть и в ближайшем будущем, скорее всего, будет усиливаться, полагает собеседница «Ленты.ру».

«Одна из ключевых предпосылок к возвращению — это сложности с системой оплаты труда. Те, кто провел за границей более полугода, теряют статус налогового резидента РФ. Соответственно, ставка НДФЛ возрастает с 13 до 30 процентов. Если смотреть с точки зрения бизнеса, то далеко не все компании готовы сотрудничать с теми, кто находится за рубежом», — констатирует Муратова.

Российский бизнес за это время также сформировал две основные стратегии, обратила внимание представительница Ward Howell. Одни просят кадровиков связаться с интересующими их кандидатами и выяснить, готовы ли они вернуться. Другие, напротив, заявляют о своей неготовности брать на работу людей, однажды уже решивших покинуть страну. Раз они когда-то уже приняли такое решение, нет никакой гарантии, что в будущем это не повторится, рассуждают работодатели.

«Некоторые компании демонстрируют настороженность в отношении вернувшихся топ-менеджеров, предполагая, что они могут снова уехать, если получат подходящее предложение за рубежом», — подчеркивает Шамбер.

При этом российские компании, стремящиеся выйти на международные рынки, с радостью рассматривают вернувшихся кандидатов, иногда предлагая им гибридные условия работы, добавляет гендиректор рекрутинговой компании Get experts. Лояльны к ним, на ее взгляд, и международные компании, ищущие топ-менеджеров, особенно если решение о найме принимается штаб-квартирой. Понимание культурологических аспектов и менталитета оказывает значительное влияние на впечатление о человеке, поясняет собеседница «Ленты.ру».

В большинстве своем компании продолжают развиваться и нуждаются в опытных кадрах, заявила независимый HR-эксперт, ментор HRD и СЕО Ольга Осипова. «На первый взгляд управленцев много, но, как показывает практика, хороших руководителей намного меньше, чем требуется», — заметила она.

Если релокант находился без работы на протяжении одного-полутора лет, он мог отстать от текущих бизнес-реалий, уверены представители отечественных компаний. Поэтому вернувшихся ждут с распростертыми объятиями далеко не везде — им придется доказывать свою состоятельность не на словах, а на деле.

Поэтому начинать работу вернувшимся управленцам стоит не с позиции топ-менеджера в крупных и устоявшихся компаниях, уже взрастивших своих экспертов, а с позиции старших и ведущих специалистов в крупном бизнесе, считает Клишев. Другой вариант — принять вызов и быстро изучать быстроменяющуюся систему в стартапах, число которых за счет импортозамещения ушедших с рынка компаний также возросло.

Вернувшимся из эмиграции топам важно быть готовыми к тому, что на поиск подходящего рабочего места может уйти от 6 до 12 месяцев, предупреждает Осипова. Она связывает это с высокой конкуренцией и требованиями к квалификации кандидатов.

Бизнес нашел замену релокантам

Компании, работающие в России (как отечественные, так и оставшиеся на рынке иностранные), за это время нашли замену уехавшим топ-менеджерам. Чаще всего ушедших руководителей заменяли людьми из внутреннего резерва. Подвести итоги таких рокировок компании смогли в конце 2023 года, рассказывает Аникина.

«Российский рынок столкнулся со слишком большим потрясением при массовой миграции топ-менеджеров два года назад, — подтверждает слова эксперта Клишев. — Тогда все позиции С-level устранялись еще недостаточно компетентными, но крайне амбициозными ребятами».

Не все повышения и назначения оказались удачными, отмечает представительница Ward Howell. Отдельные руководители оказались хороши как временная замена, но у них не хватило навыков для того, чтобы закрепиться на новой позиции вдолгую. Поэтому в 2024 году представители ряда компаний вернулись к рассмотрению кандидатов на руководящие посты, и у нового поколения топ-менеджеров появились шансы для роста.

Российские топ-менеджеры, трудившиеся в иностранных компаниях, также разделились на «оставшихся» и «ушедших». Часть команды IKEA, к примеру, за короткий период приняла предложения от российских игроков. Но были и те, кто, получив хорошие выплаты, взял паузу для знакомства с рынком и отдыха.

Команды Leroy Merlin и McDonald’s продолжили трудиться в своих компаниях и после смены владельца. Как правило, при таких кейсах топ-менеджеры покидают команду только при резких изменениях, вносимых новым акционером, пояснила Аникина. При сохранении схожих условий работы многие проявляют лояльность и предпочитают остаться.

Во второй половине 2023 года было заключено много сделок по смене собственников компаний, напомнила руководитель практик компании по подбору руководителей высшего звена Ward Howell. Поэтому сейчас рынок ожидает появления команд, переживших смену владельца и обнаруживших, что в новых условиях они оставаться не хотят. Если в прошлом переманить их в российскую фирму было сложнее, в 2024 году ситуация изменилась, и шансы отечественного бизнеса в этом смысле возросли.

Рынок для топов открыт в первую очередь в сферах IT, финансов, ретейла, услуг B2B, строительства, торговли, недвижимости, перечисляет аналитик, инвестор и основатель Mozhenkov Progress Consulting Николай Моженков. Фиксируется сейчас, по его словам, и нехватка специалистов C-level (руководящих корпоративных должностей) с опытом международного уровня в нефтегазовой отрасли.

Навыки банковских игроков пригодились маркетплейсам

Появление на рынке новых ниш сформировало тренд на перемешивание команд. Крупные маркетплейсы, включая Avito, OZON и Wildberries, запустили финансовые сервисы, с появлением которых у покупателей появилась возможность приобретать товары долями или в кредит. Для этого они набрали людей из финансового сектора, доверив им строить финтех-направление в рамках действующего бизнеса.

Представителей банковского сектора набрал в свою команду и девелопер «Самолет», решивший развивать финтех-бизнес. Сами банки, в свою очередь, стали интересоваться людьми из сфер ретейла и телекома, объясняя это работой над сервисом, впечатлениями и развитием клиентских путей.

На
50%
возросло количество вакансий для топ-менеджеров на hh.ru в начале 2024 года

В промышленности такие перестановки раньше являлись редким явлением — сказывались высокие требования к опыту и наличию профильного образования. Но в последнее время этот сектор также стал обращать внимание на топ-менеджеров из банковской и консалтинговой сфер, работавших над операционными процессами.

Наибольшую закрытость в вопросе отбора топ-менеджеров из смежных отраслей все еще демонстрирует фармацевтический сектор, говорит Аникина. Случаи переманивания специалистов из других индустрий здесь остаются крайне редкими, но иногда имеют место случаи хантинга руководителей из сектора FMCG (товаров повседневного спроса).

В январе-феврале 2024 года на портале hh.ru было размещено на 50 процентов больше вакансий для топ-менеджеров, чем в том же периоде прошлого года, обращает внимание Моженков. Рост зарплат при этом составил от 30 до 70 процентов.

«В нынешних условиях за работников “сражаются” компании, действующие как в одной отрасли, так и в разных — например, много кадров привлекает оборонная промышленность. Причем для того, чтобы привлечь кадры, важна не только материальная составляющая, но и такие факторы, как удобные условия, удобный график и, что очень важно в нынешних условиях, команда, в которой специалист сможет развиваться сам и обучать других», — заключает он.

На отечественном рынке труда наступило лучшее время

Сейчас на российском рынке труда — лучшее время для тех, кто действительно хочет работать, подчеркнул в беседе с «Лентой.ру» Моженков. Людям, которые находятся в сомнениях по поводу того, возвращаться ли в Россию, обязательно стоит вернуться, отмечает он. По большому счету, они не нужны ни на Западе, ни на Востоке, уверен спикер.

В РФ же почти все позиции — от обычных менеджеров до IT-специалистов и топов, по его словам, являются очень востребованными. Экономика растет, как и количество рабочих мест. «Даже с учетом того, что роботизация и использование ИИ во многом покрывают недостаток кадров, их дефицит все равно остается. Вместе с тем число мигрантов, работавших в РФ, сокращается, а из российских специалистов часть ушла на СВО, часть уехала», — указал Моженков.

Эксперт ссылается на данные Росстата, согласно которым в марте 2024 года в стране был зафиксирован минимальный уровень безработицы в 2,7 процента. Это исторический минимум, но в этом же заключается и проблема, убежден он.

На рынок труда в России влияет также концентрация внимания на технологическом развитии и суверенитете, импортозамещении и независимости, говорит генеральный директор ИТ-компании Proscom Антон Мишин. Страна стремится не только «догнать» западные технологии, но и выйти вперед в технологическом развитии, напоминает он.

Для российского рынка возвращение управленца на родину может оказаться очень благоприятным явлением, уверен Гладилин. «Как при Петре I уезжали в Голландию для набора опыта, так и сейчас возвращающиеся менеджеры могут стать отличным ресурсом для экономики России. Новый опыт, новые подходы, впитанные собственными усилиями, а не оплаченными работодателями выездные обучающие программы, имеют несоизмеримо более высокую ценность и практическое применение», — заключает он.

Еще один тренд, на который обращает внимание эксперт сервиса Актион HR и Кадры, группы Актион Лика Потапова, — развитие компаний в регионах. До последнего времени карьера в России была центрична: основные возможности были сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, напоминает она. Однако в последние два года многие субъекты получили развитие, и на фоне передела рынка активов компаний, ушедших с рынка, произошли пересмотр структур управления и смена управленцев.

«Поэтому если есть желание сделать карьерный скачок, стоит рассматривать регионы, где собственники чаще всего хантят москвичей и петербуржцев, имеющих опыт работы в крупных компаниях», — советует Потапова. При этом в субъектах требования к опыту стали выше обычного. Теперь региональные компании интересуются наличием у топ-менеджеров управленческого опыта от пяти лет, успешных проектов и хорошей репутации на рынке. По количеству вакансий среди управленцев в регионах лидируют агропромышленный комплекс, производство и строительство, отмечает эксперт.

Практика найма «удаленщиков» уходит в прошлое

Гладилин говорит, что ему периодически поступают предложения обсудить трудоустройство от топовых корпораций в РФ и представителей среднего бизнеса. Первые требуют физического присутствия в офисе. «Это вполне объяснимо, так как уровень ответственности и многие процессы завязаны на физическом взаимодействии между отделами и внешними контрагентами. Вдобавок возникают дополнительные риски для работодателя из-за нахождения потенциального сотрудника вне страны», — рассуждает он. Средний же бизнес охотно предлагает по умолчанию «удаленку».

Однако бывший топ-менеджер в этом случае должен понимать, что речь идет уже о совсем иных бюджетах и ресурсах, и много работы придется выполнять «руками». Речь идет об интересных вызовах как для компании, так и для кандидата, поскольку обе стороны выходят за границы комфорта, отмечает он.

«Есть у HR Executive хорошая аналогия, что наем топ-менеджера из большой корпорации в средний или малый бизнес — это как покупка Ferrari для того, чтобы возить картошку на дачу бабушке. Без топлива, идеальных дорог — затея болезненная как для компании, так и для топ-менеджера», — замечает он.

В целом практика найма удаленных сотрудников сейчас уходит с российского рынка, и многие возвращаются к офисному режиму, либо режиму гибридного формата, добавляет Клишев. Крупные игроки уже принуждают своих сотрудников возвращаться из других стран и работать исключительно на территории России, а еще лучше — офиса.

Свободный график хотят многие топ-менеджеры, но компании предлагают такие условия нечасто, солидарна с коллегой Осипова. Собственникам важно, чтобы генеральные директора и руководители подразделений всегда находились на рабочем месте. Это позволяет быстро принимать решения, контролировать процессы и оперативно решать вопросы.

«В окологосударственных предприятиях требования к присутствию на рабочем месте еще строже. Здесь удаленная работа невозможна, а гибридный график встречается крайне редко. Игрокам, желающим занять должности в окологосударственных компаниях, нужно быть готовыми к дополнительным проверкам: соцсети, причины отъезда и возвращения, связи и прочее», — перечисляет HR-эксперт.

Жизнь топов состоит из множества встреч, которые невозможно проводить в дистанционным формате, подтверждает заявления коллег Мишин. К тому же для компаний сегодня очень важна мобильность: невозможно эффективно отслеживать изменения в удаленном формате и реагировать на них, подчеркивает он.

Зарплаты топ-менеджеров выросли на треть

Вернувшиеся кандидаты демонстрируют гибкость в финансовых ожиданиях, часто попадая в зарплатную вилку для рассматриваемых ролей, делится наблюдениями Шамбер. При этом на изменения в зарплате топ-менеджеров влияет множество сил. «С одной стороны, спрос на такие кадры вырос, а значит, их доход тоже увеличился. С другой стороны, появились новые вызовы и условия. Этот фактор толкает предложение вверх и опускает цены», — замечает Мишин.

Зарплаты топ-менеджеров за последние два года выросли на 30 процентов, и для вернувшихся они точно не станут ниже, убежден директор Ventra HR Services (входит в Ventra) Юрий Ефросинин. Самые высокооплачиваемые профессии, по его словам, связаны с корпоративными финансами и инвестициями: генеральные и коммерческие директора с финтех-бэкграундом могут ожидать компенсации от 1,5 миллиона рублей.

Практически в каждой отрасли найдутся компании, которые заинтересованы в управляющих кадрах, уверена Осипова. Наибольший спрос наблюдается в окологосударственных бизнесах и коммерческой отрасли. Высокие зарплаты предлагают компании, связанные с нефтью, газом, горнодобывающей промышленностью и коммерцией. В этих сферах топ-менеджеры могут рассчитывать на доходы от 500 тысяч до 2 миллионов рублей в месяц в зависимости от уровня задач и ответственности.

«Популярны также директора по IR и корпоративным финансам, которые могут получать до двух миллионов рублей. Сохраняется спрос как на закупщиков, так и на директоров по закупкам в ретейле. У опытного кандидата ожидания могут начинаться от одного миллиона рублей, а директора по управлению цепями поставок будут стоить примерно от 1,5 миллиона», — делится внутрянкой рынка Ефросинин.

На
30%
выросли зарплаты топ-менеджеров в России за последние два года

Однако для таких ролей достаточно сильно изменились не только зарплаты, но и требования по компетенциям, предупреждает директор Ventra HR Services. Интерес представляют стрессоустойчивые кандидаты, способные быстро принимать решения и обладающие способностями к оперативной перестройке процессов.

В целом акционеры компаний, нанимающие топ-менеджеров, как правило, никаких особенных «плюшек», помимо стандартных — вроде высокого годового бонуса или потенциального пакета акций, — не изобретают, добавляет директор Ventra HR Services. «Многие по-прежнему считают, что кандидаты на рынке стоят в очереди, и не торопятся с принятием решения, даже когда нашли "‎розового единорога"‎. Проекты по подбору топ-менеджеров могут длиться от полугода и дольше», — заключает он.

Оcипова советует топ-менеджерам постоянно развиваться, нарабатывать стаж и отслеживать тенденции рынка. Именно тогда у них появятся все шансы получить рабочее место, которое будет устраивать соискателя по всем параметрам, резюмирует собеседница «Ленты.ру».

< Назад в рубрику