В начале июля 2024 года ФСБ удалось сорвать важную для спецслужб Украины операцию по угону сверхзвукового ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3. Сотрудники украинской разведки пытались уговорить российского летчика перегнать самолет через границу. Однако ни обещанные три миллиона долларов, ни угрозы семье военного не сработали: пилот обо всем доложил руководству. В ходе оперативной игры российские силовики узнали местоположение военного аэродрома Озерное, где украинцы планировали принять бомбардировщик, и нанесли по нему ракетные удары. Между тем угоны и попытки завладеть военной техникой противника с начала специальной военной операции (СВО) случались как с украинской, так и с российской стороны. О самых резонансных случаях вспоминает «Лента.ру».
В июне 2022 года отечественным спецслужбам стало известно, что украинская разведка пытается завербовать российских военных летчиков и «склонить их осуществить перелет и посадку воздушных судов на контролируемые ВСУ (Вооруженные силы Украины) аэродромы». За это потенциальным, с точки зрения представителей Незалежной, перебежчикам было обещано гражданство одной из европейских стран и приличное денежное вознаграждение в долларах.
Особо интересовали украинцев Су-24, Су-34 и Ту-22МЗ. План был прост: летчику предлагалось подсыпать клофелин в напиток, чтобы опоить экипаж, а после отключения сослуживцев следовала бы инсценировка с захватом воздушного судна истребителями и его посадка на одном из украинских аэродромов.
Пилотам также предлагали заранее перевезти членов семьи на Запад, после чего, по мнению аналитиков ФСБ, отказаться от угона у них уже не было бы шансов.
По данным ФСБ, операцию по угону российской авиатехники курировали представители НАТО, что в итоге закончилось для них провалом. Российским силовикам удалось задержать курьера, который привез летчику Су-34 задаток в размере четырех тысяч долларов.
Кроме этого, был нанесен ряд ударов по воинской части в Канатово, где ожидалась посадка угнанного самолета, — ее местоположение было рассекречено украинскими силовиками в ходе вербовочных бесед.
В результате погибли командиры части и было уничтожено пять самолетов противника.
8 августа 2023 года около 16:00 с аэродрома в Курске в воздух поднялся военно-транспортный вертолет Ми-8АМТШ, за штурвалом которого находился 28-летний Максим Кузьминов. Ему надо было доставить детали для российских истребителей Су-27, Су-30СМ и СУ-35 на одну из военных авиабаз.
Однако в пункт назначения вертолет так и не прибыл: Кузьминов посадил «вертушку» не на отечественном аэродроме, а в Харьковской области, в 20 километрах от границы. Первоначальная версия о том, что вертолет попросту сбился с ориентиров, не подтвердилаcь: как вскоре выяснилось, действовал летчик в рамках секретной операции «Синица» по предварительной договоренности с украинской разведкой, на связь с которой он вышел сам. Свой поступок Кузьминов объяснил тем, что он с самого начала был противником СВО, но добровольно покинуть ряды Вооруженных сил России не мог.
По рассказам перебежчика, достигнув белгородского Шебекино, он снизил высоту до 5-10 метров и не отвечал на запросы диспетчеров. При пересечении границы по вертолету был открыт огонь, вследствие чего Кузьминов получил ранение в ногу, тем не менее сумел довести вертолет до условленного места посадки. Летевших вместе с ним бортмеханика и штурмана, которые отказались сдаваться украинцам, ждала незавидная участь: глава ГУР Кирилл Буданов заявил, что оба «оказывали сопротивление и были убиты».
Впрочем, Кузьминов ненадолго пережил бывших сослуживцев. Выдав украинской стороне все известные ему авиасекреты, он перебрался в Испанию, где жил в городе Аликанте под именем уроженца Донецка Игоря Шевчука. 13 февраля 2024 года на подземной парковке дома, где он поселился, Кузьминова расстреляли из пистолета Макарова. После этого киллеры переехали бездыханное тело на Hyundai Tucson и скрылись в неизвестном направлении.
18 ноября 2023 российско-украинскую границу на минимальной высоте пересек штурмовик ВСУ Су-27, совершивший посадку на одном из отечественных аэродромов. Управлял самолетом старший офицер, командир звена ВВС Украины, побег которого организовал пилот вертолета Ка-52 и блогер Алексей Воевода.
По данным экс-министра информации Донецкой народной республики (ДНР) Даниила Безносова, украинский летчик сотрудничал с российской стороной с самого начала СВО — с февраля 2022 года. В день, на который был назначен побег, со стороны России для украинского пилота был открыт безопасный воздушный коридор, что позволило ему спокойно долететь до пункта назначения.
Факт побега своего пилота украинцы напрямую не подтвердили, ограничившись заявлением представителя ГУР Украины Андрея Юсова, что имеет место быть «запоздалая российская информационно-психологическая операция в ответ на массовую сдачу в плен и переход на сторону Украины российских оккупантов».
Начало СВО житель подконтрольного в то время Украине города Сватово Максим Лихачев встретил в Польше, куда еще в 2021 году уехал на заработки. Там, по словам Максима, его пыталась завербовать местная разведка с целью получить информацию о ДНР и ЛНР, но на контакт с польскими спецслужбами Лихачев не пошел. Осенью 2022 года он вернулся на родину по делам и сразу же был мобилизован — 22 октября начал службу в 101-й бригаде ВСУ. Однако сражаться за Украину в планы Лихачева не входило.
Он связался с российской стороной, при содействии которой был разработан план побега. Выбрав подходящий момент весной 2024 года, когда на поле боя под Авдеевкой царила паника и солдаты ВСУ разбегались в разные стороны, Лихачев решил действовать и направился в сторону границы.
По воспоминаниям Лихачева, танк водить он не умел, но ему пригодились опыт работы трактористом и видеоуроки по управлению тяжелой техникой на YouTube. По данным российских спецслужб, украинские силовики в попытке отомстить начали охоту за перебежчиком, однако не преуспели. Лихачев же вернулся в Сватово, уже подконтрольный России, а в июне 2024 года подал документы на получение российского гражданства.
История, случившаяся летом 2024, развивалась по сценарию событий 2022 года. Вербовку российского летчика украинская разведка проводила через мессенджер Тelegram: сотрудники ведомства сначала планировали уговорить пилота сжечь авиатехнику и передать им бортовые номера самолетов, информацию о техническом состоянии и график техобслуживания, но затем начали склоняться к угону техники.
За содействие военному обещали заплатить сначала два, а затем и три миллиона долларов — одну треть суммы должен был покрыть госконцерн «Укроборонпром».
Помимо этого ему и членам его семьи предлагали организовать переезд в Польшу или Италию. «Золотые горы» в сообщениях сменялись угрозами — в случае отказа от «сотрудничества» вербовщики намекали на расправу над дочерьми летчика, а чтобы операции не помешали три остальных члена экипажа, пилоту предлагалось отравить их с помощью сильнодействующих лекарств.
Украинские спецслужбы поверили в согласие летчика и оформили ему и его родным итальянские документы, предложив вначале добраться до Украины через Турцию и Молдавию. Итогом для украинской стороны стала потеря стратегически важного объекта: в ходе «подготовки к угону» были рассекречены координаты расположенного в 12 километрах от Житомира украинского военного аэродрома Озерное, по которому вскоре была нанесена серия ударов ракетами «Кинжал».