Мир
00:01, 24 июля 2024

«Они давят на все уровни власти» Как еврейское лобби влияет на политику США и добивается поддержки Израиля?

Политолог Александр Сергунин: произраильское лобби опирается на обе партии в США
Дмитрий Попов (корреспондент отдела «Мир»)
Фото: Sean Gallup / Getty Images

Президент США Джо Байден на этой неделе примет в Вашингтоне премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Хотя США считаются главным союзником Израиля, Байден после начала военной операции в Газе постоянно сталкивается с критикой и призывами сократить военную и финансовую помощь еврейскому государству, чтобы принудить его к миру. Почти половина Демпартии симпатизирует палестинцам, хотя сама партия имеет поддержку большинства американских евреев. Республиканцы, напротив, гораздо активнее поддерживают Израиль. Дональд Трамп, например, заявил, что союзникам нужно позволить «довести до конца» разгром группировки ХАМАС, и пообещал в случае прихода к власти вернуть в американскую политику мощное еврейское лобби, ослабевшее из-за антисионистских настроений политиков-демократов неамериканского происхождения. О том, почему Израиль и США связывают особые отношения, как устроено произраильское лобби и как оно влияет на американскую политику, «Ленте.ру» рассказал доктор политических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета Александр Сергунин.

«Лента.ру»: Институт лоббизма в США очень силен и даже законодательно оформлен. Какую роль он играет в американской политике?

Александр Сергунин: Действительно, спецификой политической жизни и системы США является широкое распространение лоббизма.

Лоббизм явно преобладает над другими формами политической деятельности, даже над партийной.

Какую роль в лоббизме играет еврейская община?

Еврейская община США насчитывает, в зависимости от метода идентификации, от 5,5 до 8 миллионов человек, это всего 1,7-2,6 процента населения. По численности она уступает, скажем, негритянской, или, выражаясь политкорректно, афроамериканской (42 миллиона человек, или 12,7 процента населения), и испаноязычной (50,5 миллиона человек, или 16,4 процента населения).

Это связано, во-первых, с высокой степенью ее организованности и сплоченности. Во-вторых, со значительными финансовыми ресурсами, находящимися в ее распоряжении. В-третьих, с накопленным историческим багажом лоббистских структур и связей в органах государственной власти США. Эта работа шла еще с 1930-х годов.

Что представляет собой еврейское лобби в США? Это сеть конкретных организаций, какие-то конкретные лица?

Понятие «еврейское лобби США» некорректно по своей сути, а тех, кто использует этот термин, еврейские организации в США (да и в других странах мира) могут обвинить в антисемитизме.

Кроме того, возникают проблемы и с отнесением тех или иных лиц к евреям. Ортодоксальные евреи-иудеи и нынешнее законодательство Израиля считают евреями только верующих иудеев. Для них понятия «еврей» и «иудей» — синонимы.

Однако в США, где существует достаточно толерантная среда в отношении различных религий и атеистов, это, конечно, не так. Только 48 процентов американских евреев относят себя к верующим (причем не только к иудеям, но и к различным направлениям христианства, буддизму, а также к сектам). Остальные, то есть больше половины, — атеисты и агностики.

К тому же идет довольно активный процесс ассимиляции американских евреев. Уровень смешанных браков вырос примерно с 6 процентов в 1950 году до 71 процента в 2013 году.

В связи с этим люди, у которых евреем является отец, а не мать, приобретают проблемный статус, ибо принадлежность к еврейству наследуется по материнской линии. Для таких лиц самоидентификация по национальному принципу во многом является делом их личного выбора.

С кем тогда корректнее ассоциировать подобный этнический лоббизм?

Более корректно применять термины «лобби», «лоббизм» к деятельности организованной еврейской общины (ОЕО). Она представляет собой совокупность самых разных организаций — общественных, религиозных, культурных, информационных, правозащитных, политически ориентированных и, конечно, профессиональных лоббистских организаций и компаний.

Если Конференция президентов вступает в дело, то она, как правило, добивается своей цели.

В составе ОЕО особо выделяется ее сионистский компонент — прежде всего Сионистская организация Америки (старейшая структура, возникшая одновременно со Всемирной сионистской организацией в 1897 году), общественная организация Бнай Брит (B'nai B'rith International) и многие-многие другие структуры. Для их координации в 1993 году даже было создано Американское сионистское движение. Всю эту совокупность организаций и движений можно назвать сионистским лобби.

А в чем его особенность?

Сионистское лобби США придерживается безоговорочно произраильской позиции (в отличие от других компонентов ОЕО), что бы Израиль ни делал внутри или вне страны.

Россия в восприятии представителей сионистского лобби также считается «варварской» и, что еще хуже, традиционно «антисемитской» страной.

А можно ли говорить об особом произраильском лобби в США?

Да, такое понятие тоже нужно иметь в виду, оно отличается от сионистского лобби.

В него входят, кроме сионистов, значительная часть ОЕО (которая, правда, не всегда стопроцентно поддерживает Израиль), христианские сионисты (например, «Объединенные христиане за Израиль», имеющие семь миллионов сторонников).

Какими рычагами влияния и инструментами пользуются эти лоббисты?

Методы действия произраильских лоббистов, как и лоббистов вообще, подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы связаны с личным контактом лоббистов с объектом их воздействия: встречи в формальной и неформальной обстановке, телефонные звонки, видеоконференции, снабжение специфической информацией, организация поездок в Израиль.

Косвенные методы — это использование рядовых граждан для давления на членов Конгресса (организация кампаний «напишите вашему конгрессмену»), привлечение значимых персон на местном и федеральном уровнях (предприниматели, политики, общественные деятели, священники). Кроме того, к ним можно отнести создание коалиций с другими лоббистскими группами, организацию пропагандистских кампаний в СМИ и социальных сетях.

Еврейские лоббистские структуры опираются преимущественно на республиканцев или на демократов?

ОЕО имеет широкие связи в обеих партиях, следуя старой английской пословице «не стоит складывать все яйца в одну корзину».

Но все-таки ее симпатии больше на стороне Демократической партии.

Как еврейское лобби взаимодействует с другими лоббистскими группировками? Есть ли какие-то условные коалиции?

Да, время от времени произраильское лобби объединяется с другими лобби.

Например, в 1974 году ОЕО объединилась с военно-промышленным лобби США для того, чтобы принять поправку Джексона — Вэника к советско-американскому торговому договору 1972 года. Поправка предоставляла режим наибольшего благоприятствования СССР в торговле с США взамен на разрешение свободной эмиграции из Советского Союза (преимущественно еврейской).

Поправка просуществовала до 2012 года и была заменена «законом Магнитского», к принятию которого также приложили руку сионистские организации в союзе с антироссийскими правозащитными структурами.

Помимо «Объединенных христиан за Израиль» в произраильское лобби входит, например, организация евангельских христиан «Постоим за Израиль».

А чьи интересы в первую очередь отстаивает сионистское и произраильское лобби — евреев в США, евреев в различных странах мира или Государства Израиль?

Нужно понимать, что ОЕО и большая часть произраильского лобби — это американские граждане, хотя есть небольшая прослойка лиц, имеющих двойное гражданство — США и Израиля.

Насколько вообще тесна его связь с властями Израиля?

Наиболее тесная связь с Израилем — у Комитета по американо-израильским общественным делам. По сути дела, он выполняет функции иностранного агента и должен быть зарегистрирован в этом статусе в Министерстве юстиции США.

Но Комитет настаивает на том, что он является американской организацией, и поэтому зарегистрирован в Конгрессе США, как и другие американские лоббистские организации.

Что изменилось в положении еврейских лоббистов в условиях войны Израиля и ХАМАС?

Формально ничего не изменилось. Большая часть ОЕО и все произраильское лобби выступают в поддержку Израиля и в этой ситуации.

Какие цели они теперь ставят в отношении политики США на Ближнем Востоке и чего уже удалось добиться?

Цели остаются прежними: поддержка Израиля и подавление антиизраильских сил на Ближнем Востоке — Сирии, Ирана и хуситов в Йемене. И эти цели практически полностью достигаются.

Правда, большая часть ОЕО придерживается более умеренной позиции по палестино-израильскому конфликту, выступает за прекращение военной операции Израиля в Газе и переговоры с ХАМАС.

А какие другие факторы, помимо сионистского и произраильского лобби, определяют поддержку Израиля со стороны США в нынешнем конфликте?

Исторически в США — на уровне общественного мнения и правящих элит — существуют симпатии к Израилю. Тому есть несколько объяснений.

США, кроме того, рассматривают Израиль как «остров демократии» в окружающем его море арабского авторитаризма и тоталитаризма.

Израиль, наконец, является давним геополитическим союзником США в борьбе против их совместных недругов — Сирии и Ирана, а в прошлом — СССР, Ирака, Йемена, Египта.

После начала войны в США, преимущественно в университетской среде, резко распространилась антисемитская риторика, организуются пропалестинские митинги. Каким образом еврейское лобби этому противодействует?

Произраильское лобби давит на все уровни американской власти — федеральную, штатов, муниципальную, университетскую, — чтобы они принимали карательные и дисциплинарные меры против протестующих.

Например, у одной из самых влиятельных сионистских организаций, Бнай Брит, есть специальная Антидиффамационная лига. Она как раз и занимается проведением такого рода операций.

На кого делает ставку еврейское лобби в нынешней президентской кампании?

Трудно сказать. ОЕО, как всегда, финансирует и демократического, и республиканского кандидатов.

При этом Дональд Трамп был, пожалуй, самым произраильским президентом. Он даже перенес посольство США из Тель-Авива в непризнанную столицу Израиля — Иерусалим.

Насколько изменится влияние еврейского лобби и поддержка Израиля в случае победы Дональда Трампа?

Произраильское лобби не проиграет при любом раскладе сил.

< Назад в рубрику