Каждые три секунды в мире кому-то ставят страшный диагноз — деменция. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сегодня в мире более 55 миллионов человек страдают деменцией, и каждый год их число увеличивается на 10 миллионов. По прогнозам ВОЗ, к 2050 году количество больных может вырасти до 139 миллионов. В России точной статистики нет, по приблизительным оценкам, деменция уже коснулась более 1,5 миллиона человек. Какие признаки могут указывать на развитие этого заболевания, как помочь близким и существует ли профилактика — в материале «Ленты.ру».
Когда утром мама Светланы несколько раз спросила, что у них на обед, Светлана забеспокоилась. Позже кратковременная память матери стала все чаще и чаще давать сбои и в других ситуациях. Врачи поставили неутешительный диагноз: болезнь Альцгеймера, одна из наиболее распространенных форм деменции. Маме на тот момент было всего 56 лет.
Когда мы слышим об Альцгеймере и деменции, то сразу представляем пожилых людей старше 60 лет. Если же что-то забывает человек средних лет, мы не беспокоимся, списывая это на стресс, усталость или большую нагрузку на работе и дома.
«Слово dementia имеет латинское происхождение. De означает "деструкция", а mentia — "память", т.е. разрушение мыслительной способности и когнитивных функций. Это синдром, сопутствующий ряду заболеваний», — поясняет Кирилл Прощаев, врач-гериатр, доктор медицинских наук, профессор, эксперт социального проекта Деменция.net. Он также отмечает, что деменции бывают разных видов: например, деменция при болезни Альцгеймера, деменция с тельцами Леви, деменция при болезни Паркинсона, сосудистые деменции, вторичные деменции при заболеваниях щитовидной железы, анемии и так далее.
Этот синдром проявляет себя угасанием когнитивных функций, которые включают в себя способность к восприятию окружающего мира: речь, распознавание предметов и звуков, планирование действий, способности мыслить, рассуждать, запоминать, строить причинно-следственные связи и т.п. Их эффективность зависит от работы различных отделов мозга, которые с возрастом из-за болезней или травм могут работать хуже.
Например, при болезни Альцгеймера в мозге образуются амилоидные бляшки и клубки тау-белка, которые повреждают нервные клетки. Это приводит к деградации памяти, снижению мыслительных способностей, аналитических навыков, проблемам с ориентацией в пространстве и изменениям в поведении. В результате у человека развивается деменция.
Люди, страдающие деменцией, зачастую теряют способность вести привычный образ жизни и выполнять действия, которые раньше давались им без труда.
«Причин возникновения деменции множество. Она возникает на фоне сердечно-сосудистых, аутоиммунных заболеваний, генетической предрасположенности, нарушения обмена веществ, после инсульта, — рассказывает врач-невролог медицинской компании СберЗдоровье Разият Чупанова. — Риск развития когнитивных нарушений увеличивается на фоне дефицита ферритина, витамина В12, гипотиреоза. Деменция может развиваться из-за болезни Паркинсона, Альцгеймера. Кстати, на Альцгеймера приходится примерно половина случаев деменции».
Как отмечают ученые, к факторам, которые повышают риск развития деменции, но на которые мы можем повлиять, относятся:
Специалисты выделяют три степени тяжести деменции: легкую, умеренную и тяжелую.
На первой (легкая или мягкая деменция) отмечаются незначительные нарушения когнитивных функций. Человек может забыть недавние события, не вспомнить, где оставил свои вещи, также могут наблюдаться немотивированные изменения в привычках, поведении, характере. Еще один возможный признак — внезапное (и кажется, что «необъяснимое») изменение течения каких-то хронических заболеваний, связанное с тем, что человек забывает пить таблетки.
«Мягкая деменция — это когда человек может самостоятельно сходить в магазин, правильно одеться и даже приготовить себе еду, — рассказывает учредитель фонда помощи людям с деменцией и их семьям «Альцрус», врач-геронтопсихиатр Мария Гантман. — Но если ему позвонят мошенники и скажут, что нужно срочно взять кредит, он не поймет, что нужно посоветоваться с кем-то, потому что происходит что-то странное. Когда он видит какой-то договор, то не может понять, хороший он для него или плохой, потому что его когнитивных способностей на это уже не хватает. Если ему говорят, что нужно собрать 20 документов, чтобы оформить инвалидность по сердечной недостаточности, то ему сложно это сделать. Он не может удержать это в голове и не может планировать».
При легких проявлениях деменции человек еще может сам справляться с домашними делами. Однако желателен какой-то координатор или помощник, потому что его когнитивные функции снижены по сравнению с тем, какими они были раньше. Важно, чтобы этот помощник не выполнял за человека всю работу, не «выключал» его из жизни, поскольку это ускоряет деградацию когнитивных функций.
Умеренная деменция сопровождается более серьезными проявлениями. Человеку становится сложно получать новые знания, он теряет навыки, которыми ранее владел, например, умение читать и писать. Он также испытывает трудности с ориентацией в пространстве и выполнением повседневных задач, таких как гигиена и приготовление еды.
«При умеренной деменции человек может приготовить себе бутерброд, но уже не в состоянии сварить суп, — поясняет Гантман. — Он понимает, как надеть штаны и рубашку, но ему сложно подобрать одежду в соответствии с погодой. Он может забыть поесть вовремя, не сможет спланировать день. Например, он может забыть выключить газ или поставить пластиковый чайник на плиту».
На этой стадии человеку уже требуется помощник (это может быть сиделка или родственник), ведь без посторонней помощи он уже не справится с простыми бытовыми задачами.
При тяжелой деменции человек теряет социальные и коммуникативные навыки, не может самостоятельно ухаживать за собой. Таким пациентам требуется постоянный уход и сопровождение — дома или в специализированном учреждении.
По словам Кирилла Прощаева, иногда дома-интернаты для людей с психоневрологическими особенностями могут стать лучшим решением для организации качественного ухода, особенно когда семья понимает, что не справляется с уходом самостоятельно. «Поручив заботу профессионалам, вы не "сдаете" своего близкого. Это скорее разумный выход, обеспечивающий надлежащий уход и помощь, а также возможную реабилитацию. Родственники могут продолжать поддерживать связь с близким человеком, навещая его и забирая домой на время», — отмечает специалист.
«Сначала мама еще могла справляться со своей забывчивостью, но со временем она начала терять даже самые простые бытовые навыки. Мы пытались контролировать этот процесс: записывали на доске поручения, время приема таблеток. Потом речь отключилась полностью, мама слегла», — рассказывает Светлана, делая небольшие паузы.
За этими паузами стоит огромная боль и любовь к близкому человеку, который на глазах терял силы. И только благодаря единству родных и их искреннему желанию помочь жизнь этого человека удалось продлить на пятнадцать лет.
Распознать деменцию на ранних этапах довольно сложно, тем не менее наблюдение за своим состоянием и состоянием своих близких позволит своевременно заметить отклонения и диагностировать нарушения.
Простой, но информативный способ проверки когнитивных функций — задание нарисовать часы и отметить время «десять минут двенадцатого». Если человек не может правильно расположить цифры и стрелки на циферблате — это повод обратиться к врачу. Существуют и другие признаки, указывающие на деменцию (обычно уже на более поздней стадии), о которых уже шла речь выше.
Важно помнить, что по одиночке любые симптомы могут быть вызваны и другими причинами (например, обычной усталостью или даже депрессией), поэтому за постановкой диагноза и назначением лечения всегда необходимо обращаться к врачу.
«Странности в поведении человека не должны быть автоматически приписаны возрасту. Любое необычное поведение пожилого человека должно настораживать, и не стоит бояться ложных тревог! Как гласит народная мудрость: "Лучше перестраховаться, чем недоглядеть". Проблема в том, что многие стесняются обращаться к психиатрам, но существует альтернатива — гериатры. Эти специалисты обладают знаниями и опытом в диагностике деменции, постановке точного диагноза и предоставлении рекомендаций как пациентам, так и их семьям», — отмечает врач-гериатр Кирилл Прощаев.
По словам врача-невролога Разият Чупановой, когнитивные нарушения мозга, не связанные с деменцией, можно восстановить корректирующим лечением, а при подозрении на деменцию специалист может провести нейропсихологическое тестирование: с помощью MMSE-теста, MoCa – теста — по Монреальской шкале оценки когнитивных функций.
Деменцию, к сожалению, нельзя вылечить полностью, она имеет свойство неуклонно прогрессировать, и пока нет терапии, способной вернуть больному прежнее состояние.
Часто люди надеются, что деменция излечима, и когда узнают, что это не так, опускают руки. Они считают, что нет смысла говорить человеку о его возможном диагнозе, проводить ранние тесты и расстраивать его. По словам специалистов, нигилизм и фатализм по поводу деменции неконструктивны, поэтому сегодня во всем мире отказ от терапии деменции считается неэтичным по отношению к пациенту.
Правильно подобранное лечение способно значительно замедлить развитие деменции и на долгие годы сохранить у пациента ясность ума, важные когнитивные функции и навыки самообслуживания. «К противодементной лекарственной терапии обычно назначают дополнительную — направленную на улучшение работы и улучшение состояния тех органов, которые могут ухудшить течение деменции. Например, если у человека есть деменция и артериальная гипертензия, то, помимо лечения деменции, важно заняться лечением артериальной гипертензии», — рассказывает врач-гериатр Кирилл Прощаев.
«Также можно соблюдать определенные рекомендации, чтобы у человека не было обострения состояния, — объясняет Мария Гантман. — Больные с деменцией становятся очень хрупкими, плохо переносят смену обстановки. Например, если перевезти такого больного из одной квартиры в другую, он может не только не запомнить, где находится туалет или кухня, но, и проснувшись ночью, не понять, где он вообще находится. Если мы знаем, что у человека деменция, эту ситуацию можно предвидеть и либо не перевозить без необходимости, либо иметь некоторую подстраховку при перевозке. Важно сохранять спокойствие и объяснять человеку, где он находится, чтобы он не попал в психиатрическую больницу».
За первичной консультацией лучше обращаться к врачу общей практики, терапевту или к гериатру. Именно эти специалисты имеют возможность комплексно посмотреть на организм человека и понять, какой «кирпичик» дал трещину. Тогда они уже маршрутизируют человека дальше для уточнения диагноза — например, к психиатру или неврологу для постановки деменции.
К сожалению, специалистов по деменции не всегда хватает, особенно в отдаленных регионах. Однако хорошая новость заключается в том, что современные медицинские технологии позволяют проводить онлайн-консультации. Теперь пациенты могут получить консультацию из любой точки страны, не ожидая приема несколько месяцев или не приезжая в соседний город.
Получить консультацию узкоспециализированного врача можно, например, в сервисе СберЗдоровье. На сайте сервиса представлены два пакета предложений с доступными ценами: базовый и расширенный.
Базовый пакет стоит 999 рублей и включает в себя консультацию профильного врача-невролога. Также в рамках этого пакета действует скидка 20 процентов на анализы, которые может назначить врач на приеме.
Расширенный пакет стоит 3999 рублей. Он включает в себя консультацию врача-невролога, скидку на анализы и консультацию психолога. Психолог поможет пациенту и его близким принять диагноз и поддержит в процессе лечения.
Екатерина Рассудительнова, куратор проекта по деменции в Особенном банке (структура внутри Сбера, которая занимается проблемами людей с инвалидностью и адаптацией сервисов), рассказала, что в прошлом году они с коллегами из благотворительного фонда «Память поколений» проводили интервью на тему того, с какими проблемами сталкиваются люди с деменцией и их родственники при обслуживании в банке.
«Ухаживающие за людьми с деменцией обозначили, что есть большой дефицит узкоспециализированных врачей, которые работают с деменцией, особенно в регионах. Например, респонденты из Самары ждали три месяца, чтобы попасть к врачу-дементологу. А между тем консультация узкопрофильного специалиста поможет определить причину, из-за которой возникают проблемы с памятью или другие нарушения, назначить дополнительные анализы или обследование, поставить диагноз и выписать препараты», — отмечает Екатерина.
По мнению Светланы, для родственников людей, страдающих деменцией, самое важное — принятие ситуации. После этого следует обеспечить качественную медицинскую помощь, создать позитивную атмосферу вокруг и окружить больного неравнодушными людьми.
Кроме того, важно также поддерживать физическую активность. «Мама очень любила чистить картошку, могла делать это килограммами, и мы раздавали овощи соседям. Мы покупали ей разноцветные конфеты, и она раскладывала их по тарелкам по цветам. Ей очень нравилось это занятие. И, конечно, мы своевременно начали давать ей препараты», — рассказывает Светлана.
Она вспоминает, что, когда ее семья впервые столкнулась с проблемой деменции, не хватало структурированной информации по этой теме.
«Мы начали изучать вопрос и поняли, как мало об этом написано. А ведь было бы очень полезно иметь пошаговые памятки: какие врачи специализируются на данной проблеме, как получить необходимую помощь от государства, какие препараты помогают стабилизировать состояние больного, — добавляет она. — Мы собирали информацию по крупицам в интернете. Нам пришлось пройти через множество трудностей, чтобы разобраться во всех этих вопросах».
По ее наблюдениям, за последние 20 лет ситуация с профилактикой и лечением деменции не изменилась кардинально. Как правило, продвижение этой темы связано с локальными активностями крупных организаций, фондов и волонтеров.
«Осведомленность наших граждан по-прежнему низкая. У нас в менталитете не заложено проходить медицинские обследования и вообще заниматься профилактикой, поэтому мы бы хотели эту ситуацию исправить, — замечает Екатерина Рассудительнова. — Коллеги из фонда "Память поколений" с медицинскими партнерами разработали два бесплатных теста: один — для самопроверки, другой — для проверки близкого человека. Оба теста размещены на сайте социального проекта Деменция.net, созданного в 2021 году благотворительным фондом "Память поколений". Эти тесты рекомендуется пройти, если вы подозреваете, что у вас или ваших пожилых родственников, знакомых могут быть возрастные когнитивные расстройства. Однако важно понимать, что сам по себе тест не является диагностическим инструментом. При неудовлетворительных результатах рекомендуется обратиться к врачу для более детального обследования».
Профилактика деменции важна в любом возрасте. По словам невролога СберЗдоровья, есть простые советы, которые помогут снизить риски развития деменции. Это прежде всего соблюдение режима сна, правильное питание, включающее жирные сорта рыб, цельные злаки и орехи, отказ от вредных привычек, таких как курение и употребление алкоголя, регулярные физические упражнения, поддержание социальных связей, обучение и занятие хобби.
«Наши бабушки, дедушки, пожилые родители сидят перед телевизором, смотрят новости, уровень тревоги растет, качество жизни падает, процент социализации тоже. Досугу старшего поколения надо уделять больше внимания, надо развивать культуру качества жизни», — отмечает Светлана, которая уже несколько лет является региональным координатором и волонтером проекта Деменция.net.
По ее мнению, в Москве был достигнут значительный прогресс в профилактике деменции благодаря запуску несколько лет назад проекта «Московское долголетие». Он включает в себя оздоровительные, образовательные и досуговые мероприятия для пожилых москвичей. В рамках этого проекта пожилые люди могут организовывать клубы по интересам, общаться с единомышленниками, записываться на занятия и многое другое.
Светлана считает, что опыт Москвы необходимо распространить и на другие регионы. В Нижнем Новгороде существуют группы дневного пребывания для старшего поколения при поликлиниках, но туда приходят лишь единицы, потому что люди просто не знают об их существовании.
Фонд «Память поколений» совместно со Сбером организует встречи с пожилыми людьми, на которых волонтеры проекта проводят уроки и общаются с пожилыми людьми.
«Эти встречи дают столько сил и настроения, что это ни с чем не сравнимо. В тех регионах, где работают волонтеры проекта, такие встречи проводятся регулярно», — делится Светлана.
***
За эти годы Светлана приобрела богатый практический опыт в общении и организации быта людей с деменцией.
Многие коллеги и знакомые Светланы, столкнувшиеся с этой проблемой, обращаются к ней за помощью. Она старается поддержать их на всех этапах принятия ситуации, чтобы они не испытывали стресса и негатива. Светлана объясняет, какие шаги нужно предпринять: обратиться к врачам, чтобы определить стадию заболевания, узнать о необходимых препаратах и антидепрессантах, оформить инвалидность и получить государственную поддержку. Она также советует нанять помощника для ухода за больными. И самое важное — она убеждает не слушать советы «сердобольных» соседей, а ориентироваться на квалифицированное мнение врачей.
Светлана, по ее собственному признанию, просто хочет помочь. Хочет, чтобы ситуация изменилась, чтобы информационный вакуум заполнился экспертной и проверенной информацией, которую легко найти и которой можно доверять. Она делится своими знаниями и опытом, помогает разбираться в сложных ситуациях, успокаивает, поддерживает. Светлана уверена, что каждый человек, кого затронула деменция, заслуживает любви, заботы и помощи родственников, а также поддержки специалистов. Именно в этом она видит свою миссию как волонтера социального проекта — сделать жизнь людей с деменцией и их близких чуть проще и светлее.