Каждый год 12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил (ВВС) страны. Принято считать, что авиация как новый вид вооруженных сил появилась в Российской Империи 12 августа 1912 года. Однако более чем за 100 лет это подразделение претерпело немало изменений и День ВВС можно по праву считать праздником с богатой историей. О том, как появились Военно-воздушные силы РФ и когда был учрежден праздник в честь российских летчиков — в материале «Ленты.ру».
История Военно-воздушных сил России берет свое начало в первом десятилетии XX века: именно тогда стали появляться самолеты, пригодные для использования в боевых действиях. Начиная с 1910 года руководство Военного министерства страны решило приобретать такие воздушные суда и заниматься подготовкой пилотов. Знаковой датой для ВВС России считается 12 августа 1912 года: согласно приказу, изданному в этот день, всеми вопросами, связанными с боевой авиацией, стала заниматься Воздухоплавательная часть Главного управления Генерального штаба.
Во время Первой мировой войны (1914-1918 годы) российская авиация — новый вид вооруженных сил — совершила настоящий рывок как в плане качества, так и в плане количества. К концу военных лет она принимала участие во всех ключевых операциях.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Военно-воздушные силы Советского Союза — «наследники» императорского воздушного флота — ликвидировали 57 тысяч самолетов противника, а также уничтожили огромное количество вражеских бойцов и техники.
Следующий этап эволюции ВВС пришелся на послевоенные годы. На смену поршневой авиации пришла реактивная, активно развивались вертолеты, дальняя авиация в составе ядерных сил. В итоге к началу 1990-х годов в состав ВВС Советского союза входили 20 объединений, 38 дивизий, а также 211 авиаполков с самолетами IV поколения. Но затем развал СССР ослабил Военно-воздушные силы страны.
Создание Военно-воздушных сил России началось в 1992 году, а к 1999 году они окончательно оформились в новый вид вооруженных сил, в который, помимо самих ВВС, также вошли войска противовоздушной обороны (ПВО). В 2009-2010 годах в структуре ВВС произошел переход на систему управления из двух уровней — бригад и батальонов, появились мощные авиабазы. Одновременно шло активное обновление авиапарка.
1 августа 2015 года произошло объединение ВВС и Войск воздушно-космической обороны — так появился новый вид Вооруженных сил Российской Федерации, Воздушно-космические силы (ВКС) страны, которые существуют и сегодня.
Главные задачи ВВС России:
Кроме того, в задачи Военно-воздушных сил входят воздушная охрана госграницы, высадка десанта, а также транспортировка войск, вооружения и боевой техники. У боевых пилотов могут быть и спецзадачи — например, патрулирование в воздухе, тушение лесных пожаров и эвакуация пострадавших от стихии.
Российские ВВС сегодня делятся на несколько составных частей: дальнюю, военно-транспортную, оперативно-тактическую и армейскую военную авиацию.
Первый праздник пилотов — как военных, так и гражданских — появился еще в 30-х годах XX века. Начиная с 1933 года 18 августа в СССР праздновали День воздушного флота. Время для него выбрали неслучайно: к середине августа как раз заканчивался летний период подготовки боевых летчиков советских ВВС. Поэтому, помимо праздничных мероприятий, в День воздушного флота устраивались всевозможные соревнования: летчики состязались в пилотаже, тактике и огневой подготовке.
Впервые в День воздушного флота СССР праздник устроили на столичном Центральном аэродроме имени Фрунзе, расположенном на территории Ходынского поля (северо-запад Москвы). Там 18 августа 1933 года посетители могли своими глазами увидеть лучшие образцы советской авиации и оценить мастерство пилотов. В результате этот праздник быстро стал всенародным.
Однако на деле именно летчики ВВС Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) играли в нем ведущую роль — сказывалось и их число, и огромное количество задач, которые они выполняли на службе.
С 1935 года этот праздник стали отмечать проведением авиационных парадов в столичном районе Тушино. Правда, эти парады не были жестко привязаны к 18 августа — они просто устраивались в ближайшие подходящие выходные дни. Иногда их могли переносить или вообще отменять из-за плохой погоды. Удивительно, но День воздушного флота Советского союза праздновался даже в годы войны — правда, парады в то время, по понятным причинам, не проводились.
Начиная с 1962 года пролеты авиации над Тушино в этот праздник устраивать перестали (исключением стали два года — 1967 и 1977). А с 1972 года День воздушного флота СССР стали отмечать не 18 августа, а в третье воскресенье месяца. Впрочем, отмечать в воздухе этот праздник полностью не перестали: воздушные выступления каждый год проводились в Жуковском, Монино, Кубинке и других местах, так или иначе связанных с авиацией.
С годами значение отдельных частей Воздушного флота Советского Союза возрастало — поэтому они постепенно стали получать свои собственные праздники. Так, после 9 февраля 1923 года появился День Гражданской авиации СССР. С 2013 года этот праздник называется иначе — День работника гражданской авиации. 17 июля 1996 года свой профессиональный праздник появился у служащих авиации Военно-морского флота (ВМФ) России.
В 1997 году в соответствии с указом президента страны Бориса Ельцина в стране появился новый праздник — День Военно-воздушных сил России. Однако посвященные ему праздничные мероприятия сначала проводились в третье воскресенье августа, на День воздушного флота России.
Начиная с 2015 года День Военно-воздушных сил России и Воздушно-космических сил (ВКС) страны отмечается 12 августа. Такое решение было принято, чтобы поддержать исторические традиции ВВС и преемственность после их переформирования.
В 2022 году бывший министр обороны Сергей Шойгу в своем поздравлении с Днем ВВС подчеркнул, что за годы своего существования военные летчики внесли неоценимый вклад в защиту воздушных рубежей России.
Тогда же министр добавил, что сегодня ВВС активно осваивают новое вооружение и технику, эффективно решают специальные задачи в горячих точках и оказывают помощь в ликвидации последствий стихийных бедствий.