69-я параллель
11:17, 26 июля 2024

«Камера всегда со мной» Россиянин делает уникальные снимки российского Севера. На что он готов ради этого?

Дарья Новичкова (Специальный корреспондент отдела «Россия»)
Фото: Алексей Соколенко

Фотограф Алексей Соколенко — основатель группы «Человек, влюбленный в Север», где он делится фотографиями своих экспедиций в разные регионы России, в том числе заполярные. О том, с какими трудностями можно столкнуться при съемке в холодную погоду, почему у пейзажного фотографа нет плана и зачем на Севере местные здороваются с незнакомцами Соколенко рассказал «Ленте.ру».

«Лента.ру»: Как вы решили стать фотографом?

У меня вся семья всегда фотографировала. Прадед был фотокорреспондентом еще во времена Великой Отечественной войны. После нее тоже работал фотографом, дома всегда были камеры, куча фотопленок, своя фотолаборатория. Поэтому это всегда было для меня нормальной частью жизни и не выглядело как что-то необычное.

В 12 лет мне подарили камеру, и вот уже тогда начался мой личный путь фотографа, тот момент, когда я стал рассматривать это как творчество. Чуть позже появился интернет в широком доступе и вместе с ним возможность узнать, что я не один такой фотограф, что есть еще другие.

А вообще камера у меня всегда под рукой. Были моменты, когда я немного охладевал к этому хобби, ненадолго оставлял это занятие, потом возвращался. Но она [камера] всегда была где-то рядом, и я нет-нет, но всегда что-то снимал. Камера всегда со мной.

А почему именно пейзажи?

Я занимался многими видами фотографии — репортажной, предметной съемкой в журналах, студийной фотографией, портретами, интерьерной фотографией. Долгое время работал штатным фотографом, фотографировал почти все, что можно — еду, одежду, ювелирные украшения, моделей в платьях для рекламы.

Как творчество я снимаю именно природу, хотя и людей тоже иногда люблю пофотографировать. Меня с детства вдохновляла природа — фильмы Кусто, передачи по телевизору про животных.

Как появилась группа «ВКонтакте» и почему вы ее назвали именно так?

Изначально я публиковал фотографии в других соцсетях, именно «ВКонтакте» стал рассматривать для себя как площадку где-то с 2021 года и постепенно выкладывать и туда что-то. Я не скажу, что как-то особенно занимался продвижением группы, просто выкладывал фотографии, делал подписи. Аудитория, видимо, по большей части находит посты по рекомендациям.
С Cевером у меня в принципе особые отношения опять же почти с детства. То, что меня зацепило еще в школе — рассказы Джека Лондона. Искатели золота, Аляска, северная природа – все это было очень интересно.

Когда я был студентом, родственники предложили поехать на Кольский полуостров в двухнедельную экспедицию с палатками. Меня туда позвали как фотографа, чтобы я поснимал для себя и для них материал и бесплатно бы таким образом съездил в интересное путешествие, так как в студенчестве денег было мало.

Тогда я еще думал, как назвать свой аккаунт в Instagram (соцсеть запрещена в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), хотелось придумать какую-то уникальную фразу. Так родилось нынешнее название, которое уже перекочевало на все площадки. Хотя я опять же фотографирую не только Север, хоть его и очень люблю, и люди иногда путаются — они ведь ждут исключительно какие-то фотографии, так или иначе связанные с зимой и холодом. А тут раз — цветущие яблони или виды Краснодарского края.

В каких регионах русского Cевера вам удалось побывать?

Сам я родился, вырос и живу сейчас в Ростове-на-Дону, поэтому на Cевере в основном бываю наездами. Много где фотографировал в европейской части России, а конкретно на Cевере успел пофотографировать в Ленинградской области, Карелии и Мурманской области.

Что запомнилось больше всего?

Ленинградская область помимо природы интересна большим количеством маяков. В Карелии меня очень впечатлили высокие сосновые леса. Что самое интересное — ты идешь по лесу, перед тобой ровная поверхность, а рядом с громадными соснами вдруг лежат огромные валуны. И ты не понимаешь, откуда они взялись, будто бы их привезли и разложили по проекту ландшафтного дизайнера. Насколько я понимаю, это сходил ледник, камни после него остались, а потом уже появились сосны.

А Мурманская область, Кольский полуостров — это такой настоящий Север, который представляешь себе, когда читаешь книги. Бескрайняя тундра, мох, низкая растительность.

Были ли у вас какие-то трудности?

Основная трудность — суровость и непредсказуемость природы. Причем иногда это вписывается в представления о Cевере, иногда нет. Я имею в виду холод, дождь, ветер. Мы поехали в июле в экспедицию с палатками. А июль на Севере — это пик полярного дня, когда солнце не садится вообще и целые сутки светло.

Июль — это самый солнечный и теплый период, в том числе на Севере. Когда я приезжал туда в первый раз, то практически всю неделю было ясно и тепло — в пределах 15-20 градусов, если подул ветер, то, может быть, 12. И вот мы приехали с палатками на Кольский в июле, ожидая хорошей погоды, а вышло так, что всю неделю было где-то четыре-шесть градусов тепла, лил дождь и дул шквальный ветер. Палатки было очень трудно ставить, приходилось их привязывать к чему-то. Хотя там тундра, привязывать даже особо не к чему.

Как искать объекты?

Я ориентируюсь на собственное чувство прекрасного. Допустим, еду на машине и вижу за окном какой-то красивый объект — это может быть опушка леса, и там стоит красивый во мху камень. Останавливаюсь, выхожу и ищу сюжеты, которые могут передать то, как я его вижу в настоящий момент времени, и что чувствую. Это довольно непросто.

Дело в том, что наш глаз видит не так как видит фотоаппарат. Мы видим объем и динамику. Чувствуем запахи, слышим звуки. В конце концов, испытываем особый прилив чувств от созерцания прекрасного. Фотографией это не передашь, но я стараюсь вложить в нее максимум, чтобы зритель мог испытать схожие эмоции от увиденного.

Кроме того, как я сказал ранее, важную роль играют погодные условия. Они способны менять один и тот же сюжет до неузнаваемости. Пейзажная фотография — это во многом погоня за необычными, редкими моментами, уникальными комбинациями места, освещения и погоды.

Что вас еще вдохновляет в работе?

Помимо фотографии я получаю огромное удовольствие от процесса путешествия. Походный быт, всякие непредвиденные ситуации и сопутствующие им приключения очень вдохновляют меня. Одно время я наблюдал за разными сумасшедшими ребятами в соцсетях и меня до сих пор поражают их истории.

Например, знаю одного парня, который бросил университет и поехал в кругосветку автостопом. Кажется, он взял с собой только дешевую палатку, фотоаппарат и 100 долларов. Все остальное он находил в пути, и ездил так два года по всему миру. Для меня такие реальные истории стали продолжением приключенческих рассказов из книг Джека Лондона.

Что самое приятное для вас в северных экспедициях?

Когда я куда-то езжу, то всегда стараюсь снимать рассветы. Встаю рано каждый день, в том числе и потому что на популярных локациях в это время очень мало людей. Многие предпочитают выспаться, позавтракать и лишь потом куда-то ехать. А когда ты работаешь на рассвете, то тут есть риск только встретить других фотографов, что тоже здорово, потому что ты можешь приехать на озеро в шесть утра и поговорить там с другим таким же коллегой по цеху, который с раннего утра стоит там с камерой.

Северное сияние — тоже интересный опыт. Если ты его снимаешь зимой, то, как правило, это происходит в довольно холодное время. В минус 20 ты сначала час поднимаешься в какую-нибудь гору, а потом сидишь и ждешь, когда будет сияние. Что интересно, вещь это довольно непредсказуемая во многом. Есть косвенные признаки, по которым можно понять, будет сияние или нет, но точной гарантии тебе никто не даст. Можно сидеть всю ночь и не увидеть ничего. А может быть очень вялый прогноз и очень яркое сияние.

То есть, ты можешь прийти, сидеть в снегу и ждать по четыре или пять часов какого-нибудь изменения в небе. Это интересное упражнение на выдержку.

Я видела у вас снимок диких лисиц. Стоит ли за этим какая-то особенная история?

Эта ситуация совершенно банальная. Мы остановились на смотровой площадке, к нам вышли лисицы и натурально стали позировать. Видимо, они уже привыкли, что их постоянно фотографируют и после этого дают какое-нибудь лакомство. Поэтому они ходили вокруг нас, очень красиво садились. Я не специализируюсь на съемке животных, просто иногда попадаются подобные случайные кадры.

Какие места на Севере хотели бы еще посетить с экспедициями?

Колыма, Ямал, Якутия. А так иногда получается, что экспедиции вовсе и не планируются, они происходят спонтанно — даже на Север.

Что, по вашему мнению, отличает его от других точек нашей планеты?

Мне кажется, что из-за климатических условий и того, что на Севере все-таки меньше людей, здесь сформировалось какое-то особенное отношение к друг другу. Здесь многие готовы помочь.

И когда ты едешь в какое-то отдаленное место, то люди, которые идут тебе навстречу, всегда здороваются. Здесь не только присутствует вежливость, но есть и свой практический смысл. Люди здороваются, чтобы запомнить друг друга и в случае чего вспомнить, куда пошел человек.

Многие вещи на Севере ощущаются так, как будто ты первооткрыватель — будто бы до этого здесь не ступала нога человека. Есть еще некоторое ощущение края света, особенно когда стоишь у северных вод и видишь ровный горизонт впереди.

Как вы думаете, набирает ли сейчас популярность Север среди обычных туристов?

Да, конечно, та же самая Мурманская область стала очень популярной. С одной стороны, это здорово, что люди приобщаются к красивым местам в нашей стране, но с другой, в связи с этим появляется много коммерческих интересов, а это портит природу.

Например, я приезжал раньше на озеро Малый Вудъявр в Хибинах, оно было практически диким. Сейчас там уже провели электричество, везде провода. Я думаю, что можно и бережно относиться к природе, и организовывать туризм, который будет вписываться в пейзаж и природу.

Что бы вы посоветовали фотографам, которые только собираются осваивать Север?

Да в принципе ничего. Главное — это побольше снимать и делать это на постоянной основе.

Есть ли у вас обычно план, какой должна быть фотография?

Обычно я не обдумываю конкретные кадры. Могу представить больше общую концепцию, а там уже ориентируюсь на месте, как и что снимать. Можно только спланировать, какое конкретно место ты хочешь запечатлеть на снимке. К тому же, погода часто непредсказуема, можно приехать и получить совершенно другую картинку — например, вместо горных пиков на дальнем плане все затянуто туманом.

После того, как вы закончили съемку, что происходит дальше?

Закончить съемку для меня иногда что-то сродни «миссия невыполнима». Я стараюсь выжать максимум из момента и ухожу с локации, только когда условия окончательно портятся. Часто ради какого-то кадра задерживаюсь в поездке на пару дней.

Когда все-таки заканчиваю и приезжаю домой, обычно даю флешкам полежать неделю-другую и сажусь за отбор материала и обработку. Цветокоррекция и художественная обработка фотографий — важная часть моего авторского стиля. С помощью нее, я стараюсь передать эмоции, которые испытывал в процессе съемки. Иногда это стремление уводит меня очень далеко от исходного снимка.

Чем еще вы занимаетесь помимо фотографии?

Работаю дизайнером, это мой основной источник дохода. Я не работаю в офисе, у меня свободный график, поэтому легче организовать какую-то поездку или экспедицию. Это в определенной степени дает мне свободу заниматься своим хобби, фотографировать чаще. Еще я пишу музыку, у меня своя музыкальная группа.

< Назад в рубрику