Культура
00:01, 5 августа 2024

Вышел «Дэдпул и Росомаха» с Райаном Рейнольдсом и Хью Джекманом. Как вселенная Marvel превращается в КВН?

Ярослав Забалуев (Редактор)
Кадр: фильм «Дэдпул и Росомаха»

В параллельный прокат вышел «Дэдпул и Росомаха» — фильм о новых приключениях супергероя-похабника, на сей раз взявшего в напарники насупленного коллегу с бакенбардами. О том, как Райан Рейнольдс c шутками и прибаутками спасает киновселенную Marvel от кризиса, рассказывает «Лента.ру».

Шесть лет назад бывший наемник Уэйд Уилсон, а ныне супергерой Дэдпул (Райан Рейнольдс), решил остепениться и исполнить свою мечту — присоединиться к команде Мстителей. Получив доброжелательный от ворот поворот на собеседовании с Хэппи Хоганом (Джон Фавро), Уэйд впал в депрессию, расстался с возлюбленной Ванессой (Морена Баккарин) и устроился продавать подержанные автомобили. И вот аккурат на день рождения ему предоставили шанс вернуться к любимой работе, а сделали это сотрудники Управления временными изменениями (УВИ).

Шеф одного из подразделений УВИ Мистер Парадокс (Мэттью Макфэдиен) предложил Дэдпулу стать частью Мстителей, поскольку его собственная временная линия распадается после смерти Росомахи в «Логане». Дэдпул с таким раскладом не согласен, так что он достает живого Росомаху (Хью Джекман) из параллельной вселенной, но Парадокс отправляет их в Пустоту — своеобразное Чистилище для супергероев. По здешней пустыне бродит целая армия Дэдпулов, а заправляет всем Кассандра Нова (Эмма Коррин) — сестра-близнец покровителя Людей Икс доктора Чарльза Ксавьера, отправленная на тот свет сразу после рождения. Озлобленная лысая Кассандра умеет мигом срывать с людей кожу, а еще она одна может проложить для Уэйда и Логана путь домой.

«Добро пожаловать в КВМ», — бросает Дэдпул через плечо своему партнеру, и это тот редчайший случай, когда русский дубляж не портит фильм, а придает ему что-то вроде дополнительной глубины. Стоит ослышаться на одну букву, и все происходящее на экране приобретает осмысленность: сага про Дэдпула — это ведь и есть КВН, а его новые приключения — венец избранного творческого метода.

Для «м» здесь тоже есть вполне очевидная, хотя и не очень приличная расшифровка — соответствующее слово, начинающееся на эту букву, за два часа фильма не раз прозвучит с экрана

В действительности Дэдпул говорит о киновселенной Marvel — покосившемся колоссе современного Голливуда, который все труднее удерживать вертикально. Способы становятся все более абсурдными, и вполне можно представить, что анонс новой роли для Роберта Дауни — младшего вшит внутрь «Дэдпула и Росомахи», благо бизнес-перипетиям здесь посвящена значительная часть экранного времени. Ключевой предмет рефлексии дерзкого героя в красном кожзаме — покупка компании Fox гигантом Disney. Именно благодаря этой сделке стало возможно появление нынешнего кроссовера. Другие последствия — переход под надзор продюсера КВМ Кевина Файги «Фантастической четверки» и «Людей Икс». «Они заставят тебя работать до 90 лет», — говорит Дэдпул Росомахе (а Райан Рейнольдс — Хью Джекману) и, вполне вероятно, не врет.

Впрочем, находящемуся в отличной форме Джекману скоро 56, и вполне возможно, что его все-таки отпустят на покой из-за непривлекательности для молодежной аудитории

Слияние и поглощение Disney и Fox, пожалуй, тот сюжет, о котором стоит иметь представление перед просмотром. Ему посвящено немало острот, которые совсем не работают вне контекста. Другой объект юмора, непонятный без дополнительной фактуры, — бедственное положение киноподразделения Marvel в принципе. Невовлеченные люди могут не знать, что после ухода Дауни с поста Железного человека КВМ переживает затяжной кризис. «Дэдпул и Росомаха» — единственный за год полнометражный фильм Marvel в кинотеатральном прокате. Другое дело, что в рамках франшизы он тридцать четвертый по счету, и кажется, что даже если качество продукции было бы выше, зритель от такого количества супергеройского контента устал бы в любом случае. Про все это и шутит бесконечно Дэдпул, разбавляя корпоративный юмор непременными остротами про анальный секс. В этом порыве Райан Рейнольдс, безусловно, прав: вполне вероятно, современный массовый кинематограф был бы лучше, если бы про жопу в нем шутили так же часто, как в самых беззаботных комедиях девяностых.

Рейнольдс — сердце проекта, избавившееся к третьему фильму от необходимости подчиняться даже режиссерской воле. В качестве постановщика был нанят Шон Леви, который сделал с Райаном «Главного героя» и «Проект "Адам"». Для Рейнольдса он теперь примерно такая же фигура, как Кристофер Маккуорри для Тома Круза, — одаренный ремесленник, знающий рабочую сторону партнера. Эта задача в данном случае упрощается еще и тем, что Дэдпул, покрасовавшись в завязке в парике, не снимает маску до самого оптимистического финала.

Продюсер КВМ Кевин Файги удостаивается по ходу фильма серии дружеских подзатыльников и вынужден терпеть их с улыбкой, поскольку Рейнольдс для Marvel — выставленный для проформы мессией кризисный менеджер. Со своей задачей он справляется отлично. «Дэдпул и Росомаха» стали прокатным хитом, избежав срама «Вечных» и прочих последних проектов компании. Другое дело, что дальнейшая судьба франшизы по-прежнему под вопросом. На повестке дня и перекройка новых «Мстителей» (Дауни-младший, как известно, прибыл в связи с отменой «Династии Канга» и актера Джонатана Мейджорса), и более далекие перспективы. Второй раз в ближайшее время возвращение Дэдпула проворачивать все же не стоит, чтобы не утратить и без того небезусловную свежесть приема.

Впрочем, на данном этапе, пожалуй, грех жаловаться. Первый и второй «Дэдпулы» были хороши преимущественно первыми пятнадцатью минутами. Дальше искренняя пубертатная бравада стареющего Рейнольдса постепенно начинала утомлять, и фильм добирался до финала на холостом ходу. Начало «Дэдпула и Росомахи» обещает примерно такую же схему, но оказывается, что в формате постмодернистского скетчкома у Рейнольдса лучше получается удивлять и радовать зрителя. Другое дело, что эту радость испытают скорее зрители постарше — те, что помнят третьего «Безумного Макса» с Тиной Тернер и радость от выхода «Блэйда» с Уэсли Снайпсом. Или «Электры» с Дженнифер Гарнер — хотя таких людей на свете, конечно, гораздо меньше. Более или менее прямые отсылки к этим фильмам занимают лучшую и самую динамичную часть нового «Дэдпула».

Про аллюзии на многочисленные фильмы КВМ говорить не стоит — фанатам этого мира вообще не нужны никакие дополнительные рекомендации к просмотру, а их разборы многочисленных пасхалок уже составляют внушительный корпус текстов. Самым же универсальным оказывается уже упомянутый нижепоясной юмор, который объединяет все группы зрителей и безжалостно отсекает ханжей. Выставить Дэдпула и Росомаху духовными преемниками «Тупого и еще тупее» — почему бы и нет? Увы, даже в лучшие моменты картина не достигает безмятежных высот классики от братьев Фаррелли, но все же это лучше, чем ничего.

Фильм «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine) можно увидеть в российских кинотеатрах

< Назад в рубрику