Путешествия
00:01, 11 августа 2024

В диких условиях. Зачем россиянки бросают вызов природе, штурмуют вершины и преодолевают тысячи километров пешком?

Фото: Полина Дерр

Пенка и спальный мешок — вместо кровати с ортопедическим матрасом, гречка с тушенкой, приготовленные на костре, — вместо шведского стола, ледяная вода горного озера — вместо теплого джакузи, рюкзак и треккинговые ботинки — вместо чемодана с модными нарядами и шлепанцев. Все чаще молодые девушки жертвуют комфортом в пользу возможности почувствовать единение с природой и отдохнуть от всех прелестей цивилизации. Что толкает их на этот шаг? Как они готовятся, с какими проблемами сталкиваются в дороге и что советуют тем, кто собирается в свой первый поход? Об этом «Лента.ру» поговорила с заядлыми и начинающими походницами и гидом-инструктором.

«Когда ты понимаешь, что все можешь одна, появляется внутренний стержень»

Россиянка Полина в детстве зачитывалась романами про Тома Сойера, Робинзона Крузо и Синдбада-морехода и обожала фильм «Властелин колец», главные герои которого отправляются в долгий поход-приключение. Ее всегда завораживала сама идея куда-то ехать, идти, лететь или плыть — потому что именно в таком бесконечном движении человек, на ее взгляд, обретает настоящую свободу.

В 2023 году девушка отправилась в одиночный поход на Алтай — это был ее первый подобный опыт. «Когда я кому-то говорю, что пошла в поход одна, многие люди не понимают, что это значит. Они думают, что я была одна и просто примкнула к какой-то организованной группе людей. Но нет, я была полностью одна. Я прилетела в Горно-Алтайск, арендовала машину, доехала до села Чибит, откуда начинается маршрут к Шавлинским озерам, и вышла в поход. Мне было невероятно страшно и тревожно. В первый день я, честно говоря, шугалась каждого шороха», — признается Полина.

Путешественница предположила, что эти чувства ей как будто были навязаны извне — семья и знакомые отговаривали девушку от такой отчаянной поездки, и их страх передался ей. Но после первой ночевки он прошел. Полина поняла, что ей нечего бояться, она уверена в себе, хорошо экипирована, знает маршрут и осознает все риски.

«У меня не было какого-то максимализма по поводу того, что я обязательно должна дойти до конечной точки. У меня не было безусловной веры в себя — что я такая всемогущая, покорю себя и эту дикую природу. В любой момент пути я была готова вернуться назад или примкнуть к какой-нибудь группе», — говорит походница.

На второй день пути Полина встретила другую девушку, которая тоже отправилась в одиночный поход с двумя собаками. «Это действительно какой-то подарок судьбы — представьте, две сумасшедших девушки просто пошли в поход поодиночке, и в итоге на одном и том же маршруте в одни и те же даты встретились и прошли его вместе. Она, конечно, была гораздо более безумной, чем я, потому что возвращалась обратно более сложным маршрутом, да еще и с двумя собаками. Но я знаю, что она дошла», — восхитилась соло-туристка.

Во время этого одиночного похода девушка поняла, что женщины способны на многое. Еще одна важная мысль, к которой она пришла во время многочисленных путешествий по дикой природе, что поход — это отличная проверка личностных качеств человека. Как он готов работать в команде? Как поведет себя в трудной ситуации: бросит всех или будет помогать? Будет ли он мешать в дороге? Ответы на все эти вопросы придут сразу.

«У Высоцкого была строчка, я думаю, все походники ее знают наизусть: что если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так, лучше в горы его тяни, рискни. Мне кажется, многие со мной согласятся, что нужно человека тянуть в горы, чтобы проверить, на самом деле он хороший друг или плохой. По тому, как люди себя проявляют в походе, можно определить, насколько у человека вообще устойчивая психика и стойкий дух», — заключает Полина.

«У меня были мысли, что это будет последняя ночь в моей жизни»

Татьяна узнала про поход на Алтай от своей знакомой и подумала, что это отличный вариант для отпуска в конце июня. Девушка до этого ни в чем подобном не участвовала, поэтому собираться ей помогали гид, которая организовывала поезду, и ее подруга — опытная походница. Она одолжила Татьяне теплый спальник, рюкзак и треккинговые палки, поэтому потратиться пришлось только на удобные ботинки.

Туристка шла с группой из девяти человек к подножию Белухи через перевал Каратюрек. Маршрут был рассчитан на 11 дней. Походники вышли из поселка Кучерла и на третий день к вечеру уже поставили лагерь у Аккемского озера с видом на Белуху. С погодой путешественникам не очень повезло: лето в том году задержалось, во многих местах лежал снег, часто шел дождь, а ночью температура опускалась до нуля. Несмотря на это, участникам похода удалось увидеть много красивых пейзажей.

В ночь перед самым сложным переходом через перевал на высоте 3060 метров группа разбила лагерь у так называемой «Каменной избы». Вечером началась гроза, и туристы практически не сомкнули глаз в ту ночь.

Татьяна рассказывает, что спуск был тоже непростой: через снежные облака и скользкие камни. В конце концов путешественники добрались до Аккемского озера и следующие четыре дня делали радиальные выходы совместно с другими группами. Обратно они шли через Аккемскую тропу под проливным дождем, а последний этап пути совершили на знаменитых «шишигах».

«Еду в походе нам готовила гид, и это было очень вкусно. Иногда мы чем-то помогали, всегда мыли за собой посуду: как свою, так и общую. На завтрак была каша с орехами, на обед — перекусы в виде хлебцев с паштетами, протеиновые батончики и сыр-косичка, на ужин — гречка, макароны или рис и какие-то сублимированные продукты специально для походов. Пару раз у нас даже был суп. Одна из участниц предложила собрать в горах еще молодой иван-чай, и мы сделали из него божественно вкусный салат», — вспоминает россиянка.

Уроки, которые она вынесла из своего первого похода: важно учесть количество и качество теплой одежды, жизненно необходимо научиться правильно нести рюкзак до начала похода, как и поддерживать свое здоровье и физическую форму и быть внимательным к своему состоянию.

«Самое тяжелое — это, конечно, преодоление себя, физическое и эмоциональное. Когда плечи ноют, ноги забиты, тебе холодно, и ты очень жалеешь себя, но продолжаешь идти. Я много нового узнала о себе в этом походе, и для меня это был достаточно сложный опыт как для новичка. Но я убеждена, что в подобных путешествиях ты получаешь ни с чем не сравнимые впечатления», — считает Татьяна

Девушка признается, что больше всего ей запомнились на Алтае могущество природы, тишина гор, отсутствие суеты, какой-либо связи с внешним миром и навязчивых мыслей, а еще вкуснейшая вода из любого родника и горной речки.

«Нам пришлось ночевать в сарае для копчения рыбы»

Любительница походов Виктория признается, что это увлечение у нее появилось в детстве. Еще до школы она ходила в уральские леса, а потом походы стали частью ее жизни. Больше всего ей нравятся северные виды: Карелия и Норвегия. «Я люблю горы и вообще природу, а туда из отеля сложно попасть», — объясняет путешественница свой выбор в пользу такого вида отдыха.

Самым запоминающимся походом у Виктории была поездка на велосипедах по Норвегии, которая длилась полтора месяца.

«Мы с бывшем мужем объездили Северную Норвегию, доехали до Лофотенских островов — это примерно полторы тысячи километров. Природа там, конечно, потрясающая! С погодой не повезло — в июне там было около плюс шести, и постоянные дождь и ветер. Северные олени с оленятами просто ходили вдоль дороги и перебегали ее, это было очень классно и мило. А еще мы попали в метель в горах, и нам пришлось ночевать в сарае для копчения рыбы — это было очень пугающе, но сейчас я вспоминаю с огромным удовольствием этот поход, несмотря на дикую усталость, которую часто испытывала», — рассказывает походница.

По словам Виктории, после каждого похода ей удается переосмыслить некоторые вещи.

«Природная стихия может тебя просто уничтожить и не заметить этого»

Опытная походница Анастасия, которая несколько раз была в Хибинах, на Кавказе, на Ликийской тропе в Турции и поднималась на пятитысячники, росла достаточно болезненным ребенком и даже не занималась физкультурой. Страсть к походам она почувствовала уже во взрослом возрасте, когда познакомилась со своим будущим мужем — поклонником активного отдыха на природе.

«Он меня поддержал, и мы вместе начали тренироваться и ходить в походы, которые были мне по силе. Мы начинали с легких походов — например, выходного дня. Потом уже начали планировать более длительные маршруты — на семь дней и больше. Я много от кого слышу истории в духе: "Вот, я слабая, а ты сильная, ты можешь ходить в походы, а я — нет, потому что я чем-то болею или не тренируюсь". Но я считаю, что это вопрос мотивации. Есть походы абсолютно разного уровня подготовки», — делится Анастасия.

Девушка признается, что она работает на руководящей позиции и часто устает от принятия решений, а на природе у нее получается отдохнуть от ежедневной рутины и побыть наедине со своими мыслями.

Кроме того, Анастасии нравится бывать в немноголюдных местах, наслаждаться пейзажами, «похожими на заставку Windows», и встречать на своем пути людей, близких ей по духу. Каждый поход, по ее словам, дарит какие-то особенные впечатления, но больше всего ей запомнился поход на Эльбрус, который получился одним из самых тяжелых.

Хотя обычно Анастасия с мужем сами планируют маршруты, в этот раз они решили отправиться покорять пятитысячник в составе коммерческой группы с профессиональным гидом. Туристы поднимались на Эльбрус с севера, их маршрут занимал около десяти дней. Однажды вечером начался сильный дождь, молодые люди поставили палатку, спрятались в ней и решили перекусить после тяжелой дороги.

Путешественница признается, что через несколько дней во время восхождения из-за недостатка кислорода ей стало значительно тяжелее передвигаться. Из базового лагеря на высоте 3800 метров группе предстояло добраться до высоты 5600 метров, и путь занял около десяти часов.

«Это просто очень медленное монотонное движение вверх в холоде. Ты идешь и развлекаешь себя в своей голове — поешь песни, еще что-то делаешь, потому что разговаривать тяжело, для этого нужен кислород. Для меня самыми тяжелыми были последние метров 200 вверх, я просто не могла идти. Я остановилась и поняла, что мне не хватает сил. И мой муж и гид вдвоем поддерживали меня, подбадривали и уговаривали. В итоге мы делали 10-15 шагов и останавливались подышать. В конце концов мы дошли до вершины, но, к сожалению, я там ничего не увидела, потому что в тот момент Эльбрус затянуло облаками. Но наверху уже стояла вся наша группа, которая нас ждала, и все они начали мне аплодировать. Для меня в тот момент это очень много значило», — делится впечатлениями от восхождения на Эльбрус Анастасия.

Девушка больше не представляет своей жизни без походов и сравнивает этот досуг с медитацией. «Такие вылазки на природу позволяют мне сфокусироваться на самом важном, что есть в моей жизни. Именно в походах я осознаю, что ценно и о чем я часто забываю. Это позволяет мне менять приоритеты по отношению ко всему, что происходит», — говорит она.

По словам Анастасии, благодаря походам она поняла, насколько она на самом деле сильный человек, и теперь ей хочется и дальше развиваться в этой области — пойти учиться скалолазанию, чтобы открывать для себя новые неизведанные места.

«Вдоль реки стоят скрещенные весла, камни и таблички с именами невыживших людей»

Янина — походница в четвертом поколении. Ее прабабушка и прадедушка ходили в походы сами и привили любовь к приключениям и жизни вне четырех стен своим детям, внукам и правнукам. В 15 лет она начала ходить в походы с двоюродными дядей и тетей и в этом же возрасте пришла в турклуб, где начался ее профессиональный путь.

За прошедшие с того момента 17 лет Янина обучалась в нескольких походных школах и турклубах, прошла не одну тысячу километров пешком и еще больше проплыла на катамаране и немного на байдарке, провела сотни ночей под звездным небом вдали от цивилизации и даже успела из хобби и приятного времяпрепровождения превратить это во вторую работу. Сейчас она гид-инструктор в «Погнали Трэвел» (в прошлом — Vegans Travel).

Первозданная красота природы, необъятная мощь гор и их величие, бурлящие потоки рек, небо, усеянное звездами, — Янина признается, что ни за что не променяет все это на пятизвездочные отели.

В одном из походов, во время сплава по реке Цна в Подмосковье, Янина влюбилась в своего будущего мужа. «И неважно, что впоследствии мы не только поженились, но и развелись. Это была красивая история любви, начавшаяся на берегу реки», — признается она.

А одним из самых сложных в ее жизни стал слав по реке Умбе на Кольском полуострове третьей-четвертой категории сложности из шести. «Идем по берегу реки, а там на целый километр стоят скрещенные весла, камни и таблички с именами не выживших на этом пороге людей, даже с прахом есть. Деморализовало? Нет. Придало понимание того, где мы», — говорит гид-инструктор.

Почти каждый день группа преодолевала непростые пороги. Гребли иногда так долго, что у участников не получалось сразу встать в конце дня с катамарана и дойти до места, где будет лагерь: ноги просто не шли.

«Помню, в один день мой гермомешок приказал долго жить. Нас прямо с утра обдало мощнейшим потоком воды, затем мы несколько часов соревновались с тучей, которая поливала нас дождем и градом, и в результате в конце дня мой рюкзак был мокрым насквозь, как и все в нем, в том числе спальник. А на улице холодно. Три часа я сушила спальник у костра. Без особого результата, конечно. Спасибо ребятам, что отдали мне на ночь всю ненужную им теплую одежду, и отдельное спасибо солнцу, что высушило мой спальник утром!» — радуется путешественница.

Как подготовиться к походу и что взять с собой?

Людям, которые хотят отправиться в поход впервые, гид-инструктор Янина советует обязательно готовиться физически. «Моя рекомендация еще со времен турклуба — бег. И бегать надо не по одному-два километра, а в среднем по десять, хотя бы пару раз в неделю», — предупреждает она.

Второй важный момент, который отмечают все опытные путешественники, — грамотно подобранное снаряжение. Ни в коем случае не стоит экономить на рюкзаке, ведь от него зависит здоровье спины, легкость и комфорт пути. Покупать рюкзак лучше не онлайн, а самому в магазине, поскольку там специалисты помогут подобрать модель в соответствии с анатомическим строением спины человека. Кроме того, во многих магазинах можно попробовать походить с рюкзаком с весом и по разным типам поверхностей.

Соло-туристка Полина рекомендует заранее составить чек-лист всех необходимых вещей и еды и в соответствии с ним собрать рюкзак. Такие списки есть у компаний вроде «Спортмарафона», «Альпиндустрии» или в интернете.

«В походе ты тащишь на себе буквально весь свой дом: рюкзак весит 15-20 килограммов, и очень важно, как он собран и что в нем лежит. Поэтому, мне кажется, основная трудность во время похода — это то, как ты себя соберешь, а все остальное уже тебе будет нестрашно», — предупреждает она.

70-90
литров
оптимальный объем рюкзака для женщины. Для мужчины — 90-110 литров

Не лишними в пешем походе будут непромокаемая накидка, которая защитит рюкзак снаружи, и герметичный мешок, который поможет вещам оставаться сухими внутри.

Крайне важно подобрать в поход правильную обувь: обязательно треккинговые ботинки. «Походные ботинки должны быть дорогими, качественными, которые прослужат много-много лет. Мои ботинки у меня уже пять лет, и с ними до сих пор ничего не случилось. Это такая серьезная хорошая инвестиция на долгий срок», — поясняет соло-туристка Полина.

По ее словам, сильно помогут в дороге треккинговые палки. Кроме того, чем легче будут палатка, спальник и коврик, тем легче будет идти. «Не набирайте лишних вещей. Поверьте, на подъеме в гору вы будете хорошо ощущать каждый грамм!» — делится опытом Янина.

Из одежды понадобятся сменные футболка, носки и нижнее белье, вещи, в которых можно будет проводить большую часть активного дня, хлопковые нательные вещи для сна, головные уборы и перчатки для защиты от дождя и ветра, солнцезащитные очки, термобелье и флисовая кофта, непромокаемая куртка или ветровка. Другая полезная экипировка: горелка, газовые баллоны, компактный набор посуды, котелок, термос и аптечка, собранная с учетом персональных особенностей человека, аллергий и заболеваний.

«Аптечку обязательно надо брать. И важно, чтобы люди понимали, что с ней делать. То есть заранее тщательно подобрать нужные лекарства, узнать, как пользоваться нитроглицерином, жгутом, что делать, если вдруг кому-то станет плохо или кто-то получит травму ноги, это вообще очень частая история. Желательно, чтобы навыки первой помощи были у нескольких человек», — считает опытная походница Анастасия.

Она также рекомендует идти в поход только с проверенными людьми и договариваться с ними «на берегу» о том, что предстоит перенести в пути, самостоятельно изучить местность даже во время коммерческих походов с гидом, скачать ее офлайн-карту и узнать, какие животные могут попасться по дороге и как от них спастись.

Туристу, особенно новичку, стоит помнить, что в походе даже невысокой сложности всегда придется сталкиваться с трудностями.

«Сегодня может быть проливной дождь, а завтра — палящее солнце. Тропа, по который ты шел и которая четко отмечена на карте, вдруг может исчезнуть. Можно не рассчитать силы и идти или плыть до самой поздней ночи. Брод может оказаться по пояс или даже по шею. Даже дикие коровы могут растоптать твою палатку и съесть твою еду, пока ты, покинув лагерь всего на несколько часов, поднимаешься на гору. Да-да, и такое бывает!» — предупреждает гид-инструктор Янина

Как питаться в походе?

Главные критерии при выборе походной еды — питательность и легкий вес. «Очень важно взвешивать еду. В основном в поход берут крупы: овсянку, рис, гречку. Я в последнее время беру каши в пакетиках, которые быстро завариваются. А на ужин — сублиматы в пакетиках, готовые приемы пищи, которые быстро разогреваются на горелке. Там огромный выбор: ризотто, гречка с грибами, мясо и так далее. Главное — не брать то, что быстро портится», — советует путешественник Павел.

Гид-инструктор Янина добавляет, что в походе важно заранее продумать рацион на все дни, рассчитать вес и сбалансировать КБЖУ. «Мой рацион обычно выглядит примерно так. Овсяная каша с кокосовой и арахисовой пастами и сухофруктами на завтрак, перекус в виде протеиновых батончиков или суп (когда маршрут это позволяет) на обед, а на ужин у меня заготовлены авторские рецепты, в основе которых — крупы и соевое мясо (звучит не очень аппетитно, но если добавить секретные ингредиенты в правильном соотношении, получаются кулинарные шедевры!)» — рассказывает она.

Маршруты для походов по России

Большой Тхач

Горный массив Большой Тхач расположен на Западном Кавказе, на границе Республики Адыгея и Краснодарского края.

«Это потрясающе красивое место всего в нескольких часах езды от Сочи. Несложный маршрут, который можно пройти дня за три, а можно растянуть на пять-шесть дней, сходить в радиальные выходы, разбив лагерь прямо под горой», — поясняет гид-инструктор Янина.

Альпинистский лагерь «Безенги»

Альпинистский лагерь «Безенги» в Кабардино-Балкарии — идеальное место для знакомства с настоящими пятитысячниками. Туристы могут жить в палатках, общем доме или отдельных номерах. На территории лагеря есть туалет, душ, столовая, медпункт, бесплатный Wi-Fi, мобильная связь, а также магазины с продуктами и снаряжением. Каждый день там организуют выходы налегке на водопады и ледники, но только с гидом. Также можно попробовать скалолазание.

Ладожские шхеры

Любителям каякинга рекомендуют побывать в Национальном парке «Ладожские шхеры» в Республике Карелия. На архипелаге сосредоточено около 650 скалистых островов и высоких обрывистых скал.

Там можно арендовать каяк и спланировать маршрут исходя из своих возможностей: можно приехать на два дня, а можно — на неделю. Если повезет, получится увидеть ладожскую кольчатую нерпу.

Хибины

Возраст крупнейшего горного массива на Кольском полуострове, по оценкам ученых, — не менее 390 миллионов лет. Это одни из старейших гор на Земле.

«Это такая Карелия на максималках. Там есть и перевалы, причем с разным уровнем сложности, и изумрудные озера, и ягоды с грибами, если ехать в августе-сентябре. Осенью местные леса начинают менять цвет и переливаются желтым, зеленым, красным и так далее», — рассказывает походница Анастасия.

Поход по этим горам осилят в том числе люди с небольшим опытом. Их высшая точка — гора Юдычвумчорр высотой около 1200 метров.

Алтай

На Алтае есть как сложные маршруты с перевалами, прохождение которых требует определенной сноровки, так и короткие маршруты для тех, кто только начинает открывать для себя походный мир.

«Маршрут к Софийскому леднику не очень популярен, он вообще достаточно короткий, его можно пройти за два-три дня. Он напомнил мне Исландию. Второй, уже более известный маршрут, — к Шавлинским озерам. Там в конце на нижнем Шавлинском озере открывается вид на три вершины, которые называются Мечта, Красавица и Сказка. Наблюдать за звездным небом или за тем, как поднимается месяц из-за этих вершин, — это просто что-то с чем-то», — вспоминает соло-туристка Полина

Третий маршрут, который она советует, — к Аккемскому озеру у подножия Белухи. По словам путешественницы, путь можно растянуть на три-четыре дня, а у самого озера получится поставить палатку на неделю, ходить налегке в радиальные выходы к долине цветов и ледникам, а по вечерам собираться к костра и петь песни под гитару. \

Маршруты для походов за границей

Ликийская тропа

Ликийская тропа — протяженный маршрут в Турции длиной 540 километров, проходящий вдоль части средиземноморского побережья древней Ликии. На маршруте попадаются руины древних городов, лес, реки с огромными валунами, многокилометровый пляж с черепахами, горы, скалы и даже огни Химеры — уникальное геологическое явление, заключающееся в горении природного газа, который просачивается через трещины в скалах. Проходить весь маршрут за раз вовсе не обязательно. Неопытные туристы могут отправиться даже в однодневный поход.

Самая высокая точка на маршруте Ликийской тропы — гора Тахталы высотой 2365 метров. Можно подняться на нее на фуникулере из Кемера или пешком — с противоположной стороны.

«Восхождение займет около четырех часов. А на вершине получится насладиться стаканчиком свежевыжатого апельсинового сока. Как, впрочем, и почти на всем маршруте, так как тропа проходит через множественные поселки и кэмпинги. Но если захочется уединения, то всегда можно построить маршрут так, чтобы останавливаться на тихих полянах и в диких бухтах», — советует гид-инструктор Янина.

Непал

«Из заграничных маршрутов я бы, в первую очередь, советовала Непал. Сейчас он открыт, туда можно спокойно прилететь и сделать себе пермит», — признается соло-туристка Полина.

По ее словам, круговой маршрут вокруг Аннапурны — одно из самых красивых мест, которые она видела в своей жизни.

«Круговой маршрут вокруг Манаслу посложнее, но тоже безумно живописный. Можно посмотреть в интернете топ маршрутов в Непале, их там бесчисленное множество. Это очень колоритная страна с очень приятными людьми», — уверяет Полина.