Экономика
22:24, 12 августа 2024

Платные дороги в России: тарифы в 2024 году и способы оплаты для легковых и грузовых машин

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

В России платные дороги позволяют быстрее добраться до Сочи, Казани Санкт-Петербурга и других городов. Кроме того, по платной трассе М1 автомобилисты могут комфортнее доехать до Белоруссии. «Лента.ру» рассказывает, какие тарифы действуют на платных дорогах в России, как заплатить за проезд и зачем нужен транспондер.

Что такое платные дороги

Платная дорога — это вся трасса или ее участок, за проезд по которому автомобилист должен заплатить. Первые платные дороги появились в России в конце 1990-х, первой из них можно считать участок трассы М-4 «Дон» в Липецкой области.

С 2007 года использование платных дорог регулируется законом: правила проезда, льготы, статус владельца и оператора и так далее.

У платных дорог есть оператор и владелец

Владелец устанавливает тарифы за проезд, строит новые объекты и принимает все ключевые решения касательно своей трассы. Он же нанимает оператора — компанию, которая обеспечивает бесперебойную работу магистрали. Оператор ремонтирует дороги, принимает оплату и отвечает на запросы автомобилистов.

Большинством платных дорог в России владеет госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор», не путать с Росавтодором — Федеральным дорожным агентством). Оператором является «дочка» Автодора — «Автодор — Платные Дороги».

Список основных платных дорог в России

В России протяженность автомобильных дорог общего пользования, то есть доступных для движения неограниченного круга лиц, составляет более 1,5 миллиона километров. Из них более 3,5 тысячи километров занимают платные дороги.

В числе преимуществ платных дорог можно выделить: более высокий порог допустимой скорости, хорошее качество покрытия, комфортные стоянки для отдыха, отсутствие туннелей или пересекающих железнодорожных путей.

до
130
км/ч
разрешено разгоняться на некоторых участках М-4 и М-11

Однако есть и минусы: на платных дорогах тоже бывают пробки — на пунктах оплаты, а по пути не всегда есть придорожные кафе и мини-маркеты.

Как понять, что водитель въезжает на платный участок?

Соответствующее предупреждение размещают на дорожных табло. Рядом есть информация о том, как бесплатно объехать участок.

На трассах с возможностью оплаты по системе «Свободный поток» не стоят шлагбаумы, поэтому узнать о том, что участок платный, можно только по рамкам на обочине и дорожным знакам.

Стоимость проезда по платным дорогам

Стоимость проезда по платным магистралям в России зависит от разных факторов: конкретной трассы, продолжительности поездки, дня недели, времени суток, способа оплаты и категории транспортного средства (ТС).

Категории транспортных средств

  • 1 категория — ТС не выше 2 метров с двумя и более осями. Например, легковые машины и мотоциклы, в том числе с прицепами;
  • 2 категория — ТС высотой от 2 до 2,6 метра с двумя и более осями. Например, автомобили с прицепом, высота которого составляет более двух метров;
  • 3 категория — ТС выше 2,6 метра с двумя осями. Например, автобусы (в том числе туристические) и грузовики;
  • 4 категория — ТС выше 2,6 метра с тремя и более осями. Например, грузовые автомобили, автобусы (в том числе туристические).

Узнать, сколько стоит проезд по платной дороге, можно на сайте оператора, который ее обслуживает. Там же есть специальные калькуляторы, которые помогут рассчитать точную стоимость поездки.

Как оплатить проезд по платной дороге

Наличными или банковской картой

Если на трассе установлены пункты взимания платы (ПВП), автомобилисты могут оплатить проезд прямо на дороге — как наличными, так и банковской картой. Если оплата безналичная — достаточно приложить банковскую карту к терминалу.

Если на дороге действует безбарьерная система, оплатить проезд наличными не получится: внести средства можно только по карте в личном кабинете на сайте оператора, который обслуживает конкретную дорогу.

Транспондером для платных дорог

Транспондер — это специальное устройство, которое позволяет быстро проезжать ПВП. Его можно купить в центрах продаж и обслуживания клиентов, на пункте оплаты, в маркетплейсах и даже на заправках. Кроме того, водитель может взять транспондер в аренду в центре поддержки и обслуживания клиентов. Это выгодно для тех, кто редко пользуется платными дорогами, ведь за сутки аренды придется заплатить всего пять рублей.

5
рублей
стоит аренда транспондера на сутки

Владельцу транспондера не нужно останавливаться, чтобы приложить к терминалу карту или передать сотрудникам наличные:

По системе «Свободный поток»

Система «Свободный поток» работает так: на специальных рамках над дорогой расположены камеры, которые считывают номер машины, а также лазерные датчики для определения ее габаритов. Система фиксирует, когда автомобиль заехал на платный участок, а когда — его покинул. На основе этих данных и формируется счет, который нужно будет оплатить.

Сделать это можно:

Оплатить проезд нужно в течение 5 дней после поездки

Тарифы за проезд по платным дорогам

М1 «Беларусь»

Эта дорога начинается в Москве, на пересечении Московской кольцевой автодороги (МКАД) и Можайского шоссе, и ведет до границы России с Республикой Беларусь. На территории республики трасса продолжается, и если в России платные только некоторые ее участки, то в Белоруссии дорога платная вся. Однако легковые машины, зарегистрированные на территории Таможенного союза, в том числе российские, могут проехать бесплатно.

Общая протяженность российской части трассы составляет 456 километров, на всем пути она состоит из четырех-восьми полос. Платный участок занимают 33 километра (с 33 по 66 километр дороги).

Оплатить проезд нужно на пункте взимания платы, который расположен на 46-м километре дороги.

М3 «Украина»

Трасса идет из Москвы до границы с Украиной, которая в данный момент закрыта. Однако по той же трассе можно доехать в Брянск.

Общая протяженность трассы составляет 510 километров, она состоит из двух-восьми полос. Платные участки занимают 70 километров, на 136-м и 168-м километрах установлены ПВП, плату берут на каждом.

М4 «Дон»

Общая протяженность трассы, которая ведет от Москвы до Новороссийска, составляет 1542 километра. Длина участков, за проезд по которым нужно платить, составляет 1105 километров. Трасса состоит из двух-восьми полос, на платном участке — 17 ПВП.

М11 «Нева»

Протяженность трассы от Москвы до Санкт-Петербурга составляет 669 километров, платные участки занимают 640,5 километра. Трасса состоит из 4-10 полос движения.

М12 «Восток»

Общая протяженность магистрали составляет 810 километров, она позволяет добраться из Москвы в Казань (и обратно). На трассе предусмотрено от четырех до шести полос движения.

Планируется, что в будущем М12 протянется до Китая и свяжет Россию с рядом других стран

А113 (ЦКАД)

Эта трасса идет параллельно А-107 и нужна для перенаправления потока машин в обход Москвы. Общая длина ЦКАД составляет 336,5 километра, из них 260 километров — платные участки.

Проезд по ЦКАД можно оплатить на сайте «Автодора», так как на трассе действует безбарьерная система.

МСД

Общая протяженность Московского скоростного диаметра составляет 68 километров. Трасса проходит через Москву и позволяет проехать через город за 40 минут вместо двух часов.

За проезд нужно заплатить 950 рублей, но только если он транзитный: то есть если автомобиль дважды пересек границы ЦКАД в любом месте в течение 24 часов либо заехал и выехал с МСД не более чем за два часа.

Для некоторых предусмотрен бесплатный проезд:

ЗСД

Эта трасса протяженностью 46,6 километра связывает между собой южный и северный районы Петербурга. Она делится на пять зон.

Проспект Багратиона

Северный дублер Кутузовского проспекта расположен от пересечения с 56-м километром МКАД до «Москва-Сити». Его протяженность составляет 9, 874 километра, на участке предусмотрено от двух до шести полос движения.

За оплату проезда другими транспондерами, не «Главная дорога», скидок не будет

Северный обход Одинцова

Протяженность этой дороги составляет 18,535 километра, она проходит по территории Одинцовского района, в обход города Одинцово, между Минским/Можайским и Рублево-Успенским шоссе. На участке предусмотрено от четырех до восьми полос движения.

Стоимость проезда зависит от направления и времени суток. Ночью — фиксированный тариф для всех категорий: и в Москву, и из Москвы на каждом ПВП с 01:00 до 05:00 проезд обойдется в 10 рублей (1 рубль при наличии транспондера «Главная дорога»).

Тарифы за дневной проезд для автомобилей остальных категорий можно посмотреть на сайте.

Псковские платные дороги

В Псковской области проходит четыре платных участка, их общая протяженность составляет 226 километров:

Транспондеры на этих дорогах не работают, оплатить проезд можно картой или наличными на ПВП. Проезд бесплатный для жителей Псковской области и зарегистрированных в регионе авто.

Рязанский путепровод

Самая короткая в России платная дорога находится в Рязани. Это мост над железнодорожными путями протяженностью в 600 метров.

Мосты через реки Кама и Буй в Удмуртии

Эти участки платной дороги находятся в Ижевске и позволяют попасть из столицы Удмуртии в Камбарку и Нефтекамск.

Проезд можно оплатить по карте, наличными или с помощью специальной RFID-метки, которая по своим функциям похожа на транспондер. При приближении авто с такой меткой к ПВП датчики ее считают, спишут плату и автоматически откроют шлагбаум для проезда.

Восточный выезд из Уфы

Платный участок дороги протяженностью 13,9 километра соединяет Уфу с федеральной трассой М-5 «Урал». Оплатить проезд на ПВП можно наличными, картой, с помощью транспондера или через аппарат приема платежей.

Проезд для легковых машин днем стоит 20 рублей, ночью — 50 рублей. Для грузовых — 50 и 250 рублей соответственно.

Общественный транспорт, в том числе школьные автобусы, а также служебные и почтовые машины могут проезжать по дороге бесплатно.

Кирилл Юрьев

< Назад в рубрику