По результатам опроса ВЦИОМ, более 40 процентов православных христиан в России соблюдают посты. За последние два года этот показатель вырос почти в два раза. Эксперты связывают возросшую популярность соблюдения постов с общим ростом интереса к религии и духовным практикам, а также со стремлением россиян вести здоровый образ жизни. Как бы то ни было, ближайший пост в 2024 году с Успенский. Он длится всего две недели, но является одним из строжайших, не уступая в этом плане Великому посту. Об истории поста, связанных с ним традициях и том, как его правильно соблюдать — в материале «Ленты.ру».
Наравне с Великим, Петровым и Рождественским Успенский пост является одним из четырех многодневных постов в православной традиции. Однако его даты не зависят от Пасхи и других праздников.
Завершается пост праздником Успения Пресвятой Богородицы, который русская, грузинская, иерусалимская, сербская и польская православные церкви отмечают 28 августа. Правда, если праздник приходится на среду или пятницу, то пост заканчивается на следующий день. В 2024 году так и получается: верующим придется поститься и 28-го числа.
Успение — это день кончины или «вечного сна». Именно так называют переход Богородицы от земной жизни к небесной: согласно преданию, Дева Мария просто уснула и ее душу забрал к себе Христос.
Интересно, что в канонических текстах не содержится прямой информации о том, когда и при каких условиях Богородица завершила свой земной путь. В Новом Завете лишь сказано, что после Распятия ближайший ученик Христа апостол Иоанн взял Деву Марию на попечение, а в день Пятидесятницы она получила дар Святого Духа.
Однако в неканоническом Житии святых по изложению святителя Димитрия Ростовского сказано, что незадолго до Успения, во время молитвы, Марии явился архангел Гавриил, возвестивший о ее скорой кончине. Он рассказал, что Христос примет свою мать в Небесное Царство, где она будет править и жить вместе с ним бесконечно. На третий день с неба сошел Господь и принял душу Марии. Тело Богородицы апостолы положили в гроб и поместили его в Гефсиманской пещере. Через несколько дней оказалось, что тела Девы Марии в гробнице уже нет — она воскресла и вознеслась в рай.
Несмотря на значимость этого события, общепризнанным праздник Успения стал лишь к концу VI века благодаря указу императора Маврикия. Считается, что он установил дату Богородичной Пасхи 15 августа, приурочив ее к победе над персами. Однако этот день упоминается и в Евангелии: 15 августа беременная Мария и ее супруг Иосиф шли в Вифлеем, где позже родился Иисус.
Священник Георгий Кочетков, кандидат богословия, главный редактор научного журнала «Вестник Свято-Филаретовского института» в беседе с «Лентой.ру» отметил, что Успение — это светлый праздник, означающий не конец пути, а начало новой, вечной жизни.
Отчасти поэтому празднику Успения предшествует двухнедельный пост — акт очищения и приближения к божественному.
Предание гласит, что после извещения о скорой кончине и до самого Успения Богородица проводила свои дни в молитвах, отказавшись от еды и воды. Живший в XIV веке святой Симеон Солунский, писал, что поскольку Богоматерь перед своей смертью постилась и молилась за человеческий род, христиане должны последовать ее примеру: «А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас».
При этом Георгий Кочетков отмечает, что Успенский пост появился гораздо позднее Великого и Рождественского постов. Окончательно его даты утвердили на Константинопольском соборе 1166 года. При этом византийский библеист Васальмон писал, что во время этого собора не нашлось письменно зафиксированной даты поста, поэтому решили установить дату по устному преданию — с 1 по 15 августа (с 14 по 27 по новому календарю).
Интересно, что уже упомянутый Симеон Солунский высказывал такую точку зрения: «Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».
Действительно, помимо Богородичной Пасхи, на время Успенского поста выпадают другие важные праздники: Происхождение Честных Древ Животворящего Креста и Преображение Господне — в народе называемые Спасами, так как напрямую связаны с подвигом Христа.
Успенский пост в народе называют Спасовкой. Спас — это сокращение от слова «Спаситель» (один из «титулов» Иисуса Христа), и такое название указывает на прямую связь праздника с Христом.
Вопреки сложившемуся мнению, на Успенский пост приходится два Спаса, а не три: Медовый и Яблочный. Праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (он же — Ореховый или Хлебный спас) происходит уже после окончания поста.
Одна из главных народных традиций — освящать во время Спасов определенные продукты: мед, яблоки, хлеб и орехи. Дело в том, что на Руси в пору Спасов полным ходом собирали урожай, который крестьяне считали священным — ведь от количества припасов, собранных осенью, зависело то, как будет жить семья суровой зимой. Русская православная церковь подчеркивает, что освящение продуктов в церкви является жестом благодарности Богу и не придает еде никаких магических свойств.
Татьяна Иванова, церковный специалист в области катехизической деятельности, поделилась в беседе с «Лентой.ру»: «Это народное название прочно вошло в обиход, и в этом нет ничего предосудительного».
Поэтому для верующего крайне важно не забывать о духовном значении праздника, ведь оба Спаса отсылают к важным событиям в истории Церкви.
Честное Древо Животворящего Креста — это частица креста, на котором был распят Иисус Христос. По преданию кресты, на которых распяли Иисуса и разбойников, лежали в одном месте. Чтобы понять, какой из них принадлежал Богу-Сыну, к каждому кресту приложили мертвеца (по другой версии — женщину с тяжелой болезнью), и он воскрес. Именно поэтому крест и назывался животворящим.
В Византии накануне праздника частицу Креста выносили на улицы, чтобы простой народ мог поклониться ему и таким образом излечиться от недугов и болезней. Название «происхождение» — это некорректный перевод с греческого языка, поэтому второе название праздника — изнесение.
Народное название праздника — Медовый Спас. На Руси считалось, что в этот день необходимо собрать весь мед, иначе его утащат чужие пчелы. Соты с самым богатым урожаем освящали, а затем мед делили на части: одну пасечник оставлял своей семье, другая предназначалась священнослужителям, а остальной мед — на угощение детям и малоимущим.
Также праздник называли Мокрым Спасом: в этот день было принято освящать колодцы и совершать крестные ходы к ближайшим водоемам. Хорошей приметой считалось окунуть в воду скот и искупаться самому.
В праздник Преображения Господня церковь вспоминает предание о том, как Иисус Христос явился перед учениками в своем истинном божественном облике.
Согласно Евангелию, за 40 дней до распятия Христос отправился с тремя апостолами — Петром, Иаковом и Иоанном — на гору Фавор. Для Мессии было важно показать ученикам, что он действительно является сыном Бога, а его скорое распятие — добровольная жертва ради спасения людей.
На Фаворе лицо Христа просияло так, что апостолы не смогли смотреть на этот свет. После этого апостолам явился голос с Неба, который произнес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Тогда ученикам Христа стало ясно, что он — не просто наставник и философ. Однако Мессия попросил апостолов не рассказывать о чуде Преображения вплоть до самой Пасхи.
На Руси в День Преображения Господня отмечали праздник урожая — Яблочный Спас. Издревле в этот день верующие освящали яблоки и другие фрукты, а также готовили разнообразные блюда из яблок.
При этом важно понимать, что и Яблочный, и Медовый Спасы приходятся на время поста, поэтому устраивать пышных застолий не стоит. В течение двух недель верующие соблюдают довольно строгие ограничения в пище.
Татьяна Иванова отмечает, что Успенский пост является одним из самых строгих, подобно Великому посту. «Но стоит помнить, что вопрос поста — индивидуальный. У каждого своя мера, зависящая от здоровья, условий жизни и труда. Главное значение имеет пост духовный. К нему относятся: посещение церковных служб, дела милосердия, сохранение мирных отношений с близкими», — отметила эксперт.
Именно поэтому миряне (лучше после беседы с духовником) могут вносить корректировки в свой пост. Например, ввести в свой рацион молочные продукты и яйца. Особенно рекомендуется соблюдать смягченную вариацию поста или вовсе от него отказаться беременным, несовершеннолетним и болеющим.
Однако согласно общепринятым правилам поста, на верующих накладываются следующие ограничения.
Перечень разрешенных продуктов зависит от дня недели. Например, в понедельник, среду и пятницу пост самый строгий.
Следует отметить, что большая часть постных ограничений в поведении распространяется и на повседневную жизнь примерного христианина. Чрезмерное употребление алкоголя, перебранки, ссоры, внебрачные половые связи, уныние осуждаются церковью и вне поста, а молитвы, посещение церкви и благотворительность должны быть частью жизни православного верующего, независимо от даты в календаре.
«Успенский пост — это возможность вспомнить, что мы не можем позволить себе впустую, бессмысленно терять время — хотя бы день или час, даже если в этот час мы ничего плохого, прямо греховного еще не делаем. Можно обрести благодать Жизни вечной, еще живя на земле, и можно, еще живя на земле, ее потерять. В этом наша огромная ответственность перед Богом и ближними и самая большая ценность всей нашей земной жизни», — наставляет Кочетков.