Успение Пресвятой Богородицы в 2024 году у католиков: история и традиции, дата в календаре
Екатерина Керсипова
В августе христиане-католики отметят торжество — Успение Пресвятой Богородицы. Это великий праздник в честь дня, когда Иисус Христос забрал на небо свою мать, Деву Марию. В христианстве это событие не является печальным, наоборот — Приснодева перешла к вечной жизни и воссоединилась с Иисусом. «Лента.ру» рассказывает, когда празднуется Успение Богоматери, какие традиции соблюдаются в этот день, какие разногласия существуют относительно этого события.
Когда католики отмечают Успение Пресвятой Богородицы в 2024 году
Успение Пресвятой Богородицы является непереходящим праздником. Это значит, что его дата не зависит от Пасхи и не отсчитывается от нее. Торжество календарно зафиксировано и из года в год отмечается в один и тот же день.
Несмотря на всю важность этого дня для католичества, торжество не является государственным праздником и выходным. В 2024 году Успение отмечают в четверг.
Суть праздника
Для западных христиан Успение Пресвятой Богородицы — торжество, которое широко отмечается в храмах и дома.
Торжество — высший ранг праздников у католиков, в эти дни предписывается в обязательном порядке посещать мессу, то есть службу в храме
В этот день верующие вспоминают о последних днях земного пути Девы Марии, Божией Матери, и ее вознесении на небо. Праздник имеет разные названия, но все они говорят об одном и том же: например, в русской традиции принято называть его Успением, в Греции — koimesis, то есть «засыпанием», а в западных странах — assumption, то есть «взятием [на небо]».
Календарь важных католических праздников и торжеств в 2024 году
Январь
1 января — Торжество Богородицы
3 января — Святейшее имя Иисуса
6 января — праздник Богоявление (День Трех царей)
Февраль
2 февраля — Сретение Господне
14 февраля — Пепельная среда, начинается Великий пост
22 февраля — праздник Кафедры Святого апостола Петра
Март
19 марта — торжество Святого Иосифа
24 марта — Вербное воскресенье (Вход Господня в Иерусалим), торжество
29 декабря — Святое Семейство Иисус, Мария и Иосиф, праздник
История праздника
В священных книгах нет однозначной информации о том, как и когда Дева Мария завершила свой земной путь, а также где и как ее погребли.
В Евангелии от Иоанна рассказывается о судьбе Девы Марии после распятия ее сына Иисуса Христа. Там сказано, что возлюбленный ученик Христа, апостол Иоанн, взял Богоматерь к себе на попечение. Вместе с другими апостолами она участвовала в молитвах и вместе с ними же получила способность говорить на всех языках мира, когда на Пятидесятницу сошел Святой Дух и наделил их этим даром.
В «Житии святых по изложениям святителя Димитрия Ростовского» (это писание, которое не признано церковью в качестве канонического, но и не опровергнуто) написано, что в один момент к Деве Марии явился архангел Гавриил и сказал, что настало время покинуть земные просторы и вознестись, чтобы продолжить жить на небе, воссоединившись с сыном и царствуя вместе с ним. Тогда Мария начала истово молиться, и все апостолы пришли к ней и поддержали ее своими молитвами.
Согласно житию, на третий день к Богоматери спустился сам Иисус Христос, она вручила ему свою душу. А тело апостолы похоронили в Гефсиманской пещере, вход в которую закрыли гигантским камнем. Но среди них не было апостола Фомы, отлучившегося по своим делам в другой город.
По приезде в Иерусалим Фома попросил открыть гроб, чтобы попрощаться с Матерью Божьей, но удивленные ученики Христа не нашли в нем тела покойной. Она воскресла и телесно вознеслась к сыну. А в гробу осталась лишь ее плащаница, которая сейчас является великой святыней и хранится в церкви Гефсимании.
Разные взгляды на Успение Пресвятой Богородицы
В 1950 году Папа Римский Пий XII подписал Догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. В этом документе утверждается, что Дева Мария, завершив свой земной путь, вскоре воскресла и не только духом, но и телом перенеслась в рай и стала там Царицей небесной, тогда как ее сын Иисус Христос — Царь Вселенной.
Православие не признает этот догмат, хотя церковь Византии, будучи также православной, отмечала день вознесения Богоматери.
Но и среди католиков этот вопрос до сих пор вызывает жаркие споры. Так, некоторые настаивают, что в писаниях вплоть до IV века нет упоминаний о физической кончине Девы Марии и о том, что ее кто-то хоронил. Они верят, что Богоматерь вознеслась на небо, минуя гибель и воскрешение
Начиная с V и VI веков об успении и погребении Царицы Небесной начали появляться сообщения в разных апокрифах, например, в «Сказании об Успении Богородицы» середины V века. При этом во всех этих апокрифах успение Богоматери описывается по-разному.
Помимо этого, в VII-IX веках существовало движение морталистов и противоположное им движение имморталистов. Первые считали, что Дева Мария физически скончалась, ее тело оказалось нетленно, а душа вознеслась на небо. Вторые — что Богоматерь была жива, когда вознеслась к Богу и душой, и телом.
Католические традиции в честь Успения Пресвятой Богородицы
Церковные богослужения
В день Успения Пресвятой Богородицы в храмах служатся торжественные богослужения или литургии — святые мессы. Католики верят, что во время проведения мессы сам Бог спускается в храм и незримо присутствует среди верующих.
В этот день на мессы принято приносить плоды нового урожая — в дар Деве Марии. Епископ принимает подношения и произносит Евхаристическую молитву.
Традиции
Самой важной традицией для всех католиков является участие в Святой Мессе. В Кодексе канонического права сказано, что верующие обязаны присутствовать там, где месса совершается в день торжества или вечером до него.
В Катехизисе Католической церквиговорится, что «те, кто сознательно не выполняют этого обязательства, совершают тяжкий грех», поскольку участие в службе — это подтверждение принадлежности человека Христу.