Электроэнергетика всегда являлась основой для промышленного развития новых территорий. Сибирь, о стратегическом значении которой неоднократно говорил президент, в данном случае не исключение. В этом смысле ситуация со времен СССР особенно не изменилась — появление новых ГЭС все еще остается одним из драйверов экономического и социального развития региона. Как холдинг «Эн+» модернизирует и строит новые сибирские ГЭС, — в материале «Ленты.ру».
«Примером успешного развития наших компетенций является гидроэнергетическая отрасль. Накопленный опыт, собственные технологические решения, а также уникальный потенциал водных ресурсов России открывают большие возможности для строительства гидроэлектростанций, что позволит обеспечить города и поселки, промышленные и сельхозпредприятия, дома граждан недорогой и полностью "зеленой" энергией. Развивая гидроэнергетику, мы сможем продвинуться и в решении проблем сезонных паводков. Регулирование стоков, накопление паводковых вод в водохранилищах ГЭС позволит не только снизить потери от чрезвычайных ситуаций, но и создать колоссальные запасы чистой воды — одного из самых востребованных ресурсов в мире», — заявил Владимир Путин на пленарном заседании международного форума «Российская энергетическая неделя» в октябре прошлого года.
Электроэнергетика имеет большое значение для экономики любой страны. Она обеспечивает промышленное развитие всех отраслей экономики, строительство нового жилья, расширение транспортной инфраструктуры. Каждая введенная в эксплуатацию электростанция становится точкой роста экономики региона своего расположения, вокруг нее возникают производства, развивается промышленность, создаются новые рабочие места.
Так было, начиная с 1920-х годов, когда начал реализовываться план ГОЭЛРО и продолжилось в 1950-80-е годы, когда в стране были построены крупнейшие ГЭС — Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская, Усть-Илимская, станции Волжско-Камского каскада ГЭС. Но после распада СССР ситуация изменилась. Объем вводов сократился в пять раз, резерв мощности упал до 3-4 процентов при нормативе в 13 процентов, снизилась надежность энергоснабжения всех потребителей, массовыми стали веерные отключения, капитальные вложения в отрасль снизились на несколько порядков.
Вместе с этим отсутствие финансирования привело к резкому росту изношенности оборудования, которое в ряде случаев достигало 90 процентов, а также кадровому дефициту — энергетики, в том числе потомственные, уходили в другие отрасли из-за задержки и невыплат заработных плат. В Сибири переход к рыночной экономике проходил еще более болезненно вследствие галопирующего роста цен, безработицы и падения стоимости сырья и промышленной продукции, в том числе черных и цветных металлов, на мировых рынках.
Перемены начались только в начале 2000 годов. В 2003-м «Эн+», основанная промышленником Олегом Дерипаской, выкупила контрольный пакет акций Красноярской ГЭС, а в 2007 году — компанию «Иркутскэнерго», в которую входили Братская, Усть-Илимская и Иркутская ГЭС. На предприятия пришла другая команда менеджеров, а с ними — современные подходы к управлению крупными промышленными объектами.
Новый собственник не допустил разрушения десятилетиями существовавших хозяйственных и производственных цепочек и сохранил в Сибири передовой гидроэнергетический комплекс. Интеграция алюминиевых заводов и генерирующих мощностей в рамках холдинга «Эн+» позволила укрепить финансовое положение ГЭС и увеличить выпуск алюминия, что способствовало снижению социальной напряженности в Восточной Сибири. На станциях, которые составляют Ангарско-Енисейский каскад ГЭС, началась новая жизнь.
После того как были решены первоочередные вопросы, касающиеся социальных обязательств и долгов по заработной плате, команда во главе с Олегом Дерипаской приступила к модернизации ГЭС.
За этими двумя словами крылась поистине колоссальная задача. На четырех ГЭС компании в общей сложности работают 54 гидроагрегата, ресурс которых постепенно подходил к концу. Необходимо было обеспечить безаварийную и бесперебойную работу всех объектов. Особенно актуальным этот вопрос стал после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году, одной из причин которой был износ оборудования.
Прежде всего, замене подлежали рабочие колеса турбин, генераторы и трансформаторное оборудование. Основная сложность модернизации заключалась в масштабе работ. Одно рабочее колесо весит порядка 250 тонн и в диаметре достигает 10 метров, что сопоставимо с высотой трехэтажного дома. Масса электрогенератора — свыше 1,5 тысячи тонн. С учетом огромных размеров конструкции и необходимости привлечения специальной техники процесс замены оборудования может превышать один год.
Техническое перевооружение на Братской ГЭС началось в 2006 году, а вслед за этим стартовала долгосрочная программа модернизации гидроэлектростанций, получившая название «Новая энергия»
За первые четыре года действия программы на Братской ГЭС были заменены первые шесть рабочих колес, а в 2014-2017 — еще шесть. Это позволило увеличить ежегодную выработку электроэнергии станцией на 1,2 миллиарда киловатт-часов. Также заменялись системы автоматического управления гидрогенераторов, воздушные линии электропередачи, системы постоянного тока и вспомогательное оборудование. Проект по замене рабочих колес на Братской ГЭС в 2010 году стал одним из победителей первого конкурса проектов Киотского протокола.
В 2016 году стартовал очередной этап «Новой энергии», в ходе которого предстояло заменить еще шесть рабочих колес на Братской ГЭС, четыре — на Усть-Илимской ГЭС, восемь — на Красноярской ГЭС и четыре на Иркутской ГЭС. Общий объем финансирования оценивается до 2026 года в 21 миллиард рублей.
«С момента запуска станции здесь прошло полное обновление. Даже механическое оборудование, еще не исчерпавшее ресурс, начинает меняться. И это очень важно — подобные объекты должны иметь стопроцентный уровень надежности и безопасности», — заявил Павел Завальный, возглавлявший в то время комитет Госдумы по энергетике в ходе рабочего визита в Красноярский край в ноябре 2021 года.
Новые гидроколеса обладают более высоким КПД (+5-7 процентов), чем ранее установленные. Это позволяет ГЭС вырабатывать больше электроэнергии при сопоставимом объеме пропускаемой воды. К концу 2024 года накопленный итог выработки электроэнергии после замены гидроагрегатов на Иркутской, Братской, Усть-Илимской и Красноярской ГЭС превысит 20 миллиардов мегаватт-часов, что сравнимо с эффектом от строительства новой ГЭС мощностью 300-400 мегаватт-часов.
Также за годы реализации «Новая энергия» позволила предотвратить выбросы парниковых газов на уровне более 20 миллионов тонн CO2 эквивалента за счет частичного замещения выработки электроэнергии на угольных ТЭЦ.
Сегодня работы завершены на Усть-Илимской и Иркутской ГЭС. При этом в настоящее время рассматривается возможность обновления 4 оставшихся гидроагрегатов на станции в Иркутске. На Красноярской ГЭС предстоит заменить еще два колеса, а также три на Братской ГЭС. Нормативный срок работы новых гидроколес составляет 50 лет.
Эффективность ГЭС после завершения программы «Новая энергия» будет соответствовать лучшим мировым показателям. Стоит отметить, что российская гидроэнергетика более чем на 95 процентов обеспечена отечественным оборудованием. Таким образом «Новая энергия», помимо продления срока работы крупнейших гидроэлектростанций Сибири, позволяет обеспечить крупными заказами на промышленное оборудование российское машиностроение.
Предвидя растущую потребность в электроэнергии, Олег Дерипаска в середине 2000-х годов стал лидером проекта по завершению строительства Богучанской ГЭС, возведение которой началось еще во времена СССР, а также строительства Богучанского алюминиевого завода, который станет ее базовым потребителем. По сути, начатые им в сотрудничестве с ГидроОГК (ныне Русгидро), Министерством экономического развития и руководством Красноярского края две мощнейших стройки на постсоветском пространстве принесли абсолютно новые возможности для уже забытых, полузаброшенных территорий.
Реализация проекта БЭМО — первого в своем роде в постсоветской истории России — позволила создать синергетический эффект, так как крупное энергоемкое алюминиевое предприятие получило надежное и дешевое энергоснабжение от ГЭС. Первые гидроагрегаты Богучанской ГЭС были запущены в 2012 году, а первая очередь Богучанского алюминиевого завода (БОАЗ) заработала в 2019 году. Его проектная мощность составляет 600 тысяч тонн алюминия в год.
Мощный энергетический комплекс дал импульс развитию региона, позволяя в полной мере реализовать его промышленный потенциал. Так произошло вначале и в Богучанах, где появилось новое жилье, современный медцентр и образовательные учреждения, а следом и в Тайшете. Фактически на обычной железнодорожной станции всего за несколько лет появились современные жилые комплексы, школы и детские сады с бассейном, медицинские и спортивные центры, начал активно развиваться малый и средний бизнес. Сейчас обсуждается строительство рядом с Тайшетом полноценного аэропорта.
Сегодня «Эн+» не только модернизирует существующие ГЭС, но и планирует строительство новых. Так, компания имеет в портфеле проекты четыре крупных станций суммарной мощностью 2,3 гигаватта — это Крапивинская, Тельмамская, Нижнебогучанская и Мотыгинская ГЭС. Мощность этих станций, безусловно, будет востребована в Сибири, где энергопотребление растет темпами, вдвое превышающими показатель по России. Реализация этих проектов позволит создать задел для устойчивого развития экономики и Сибири, и России.