Онлайн-сервисы доставки и маркетплейсы стремительно набирают популярность. Они создают новые возможности, формируют привычки и стиль жизни, которых раньше не существовало. В результате предпочтения клиентов постепенно меняются. Например, еще несколько лет назад быстрой считалась доставка продуктов и готовых блюд в тот же день, сегодня россияне хотят получать свои заказы намного быстрее — в среднем за 30 минут. «Лента.ру» выяснила, почему так происходит.
Авторы Data Insight 2021 года среди причин, по которым пользователи выбирают быструю доставку, выделяли какую-то сложную нетипичную ситуацию. Например, неожиданно пришли гости, срочно нужны лекарства, что-то сломалось…
Если в 2021 году покупатели были готовы ждать заказ несколько дней, то в 2024-м — это уже долго и «лучше найти того, кто доставит сегодня», особенно, если речь идет о доставке продуктов. Как показывает обзор актуальных трендов, клиенты скорее купят товар, если его можно получить день в день. Причем для многих и это слишком долгий срок. Это подтверждает недавний опрос исследовательской компании «ОнИн».
Например, 58 процентов опрошенных отметили, что доставка, которая занимает менее 30 минут, является для них основным драйвером при покупках онлайн. Еще 40 процентов — готовы ждать курьера от 30 минут до часа.
Покупатели выбирают быструю доставку, когда нет времени ждать долго (48 процентов), хочется чего-то именно сейчас (42 процента) или когда нужно заказать ингредиенты для блюда (23 процента). А 12 процентов респондентов пользуются быстрой доставкой всегда.
«Лента.ру» попросила читателей, которые пользуются быстрой доставкой два-три раза в месяц и чаще, рассказать, как это влияет на их привычки и стиль жизни. А также поинтересовалась, какие еще аспекты, кроме скорости, для них важны.
Большинство покупателей заинтересованы в широком выборе товаров. «Я заказываю онлайн уже много лет. Для меня главное — ассортимент. Удобно, когда все необходимое можно найти в одном месте, в мобильном приложении Купера, — рассказала «Ленте.ру» Елена, тридцатилетняя мама в декрете. — Раньше я заказывала раз в неделю, приходилось заранее продумывать все меню. За последний год мы освоили быструю доставку, и теперь я заказываю продукты под конкретные блюда, когда захотелось приготовить что-то необычное. Получается, что заказываем два-три раза в неделю. При этом я всегда проверяю раздел со скидками. В последний раз, например, прихватила зубную пасту по акции, она все равно пригодится».
Курьерскую доставку можно заказать не только на свой адрес. «Я постоянно покупаю продукты и товары для дома моему отцу. Он на пенсии, совсем недавно остался один и не привык самостоятельно организовывать свой быт. Обычно моя жена готовит для него на выходных, но к середине недели все уже приедается. По магазинам папа сам не ходит, поэтому Ozon fresh нас очень выручает. Я просто зачитываю, что вижу на экране, а отец выбирает, что ему хочется. Это тоже способ проявить заботу и внимание. Почему бы нет?» — рассказал 43-летний менеджер Андрей.
Возможность получить свой заказ в течение получаса, а то и за 15-20 минут, меняет отношение к быту и ведению домашнего хозяйства в принципе. Магазин как-бы становится продолжением домашнего холодильника: теперь пополнить его можно в любой момент.
Например, то, что постоянно используется в доме — бакалея, бытовая химия, корм для животных и многое другое — заказывают один-два раза в месяц. Быстрая доставка используется для удовлетворения текущих потребностей и намного чаще.
Подавляющее большинство участников опроса (89 процентов) отмечают, что благодаря доставке они не тратят силы и время на сборы и дорогу в магазин. Вместо этого у покупателей появляется свободное «окно», дополнительный промежуток времени, которое можно провести как угодно. Это быстро входит в привычку: для многих насыщенное деятельностью или, наоборот, расслабленное ожидание курьера уже стало неотъемлемой частью повседневной жизни.
Для покупателя важно, чтобы заказы приезжали в заявленное время. В 87 процентах случаев удачная (или не очень) быстрая доставка влияет на желание человека сделать повторную покупку на той же платформе. И, конечно, успешными остаются те сервисы доставки и маркетплейсы, которые обеспечивают лучший клиентский опыт.