Силовые структуры
00:05, 25 августа 2024

20 лет назад в небе над Россией смертницы взорвали два самолета. Кто и зачем устроил теракт, унесший жизни 89 человек?

Анна Комиссарова
Фото: Сергей Венявский / РИА Новости

20 лет назад, в ночь на 25 августа 2004 года, в небе над Россией взорвались два самолета, вылетевшие из столичного аэропорта Домодедово. Бомбы привели в действие чеченские террористки-смертницы, которых по страшному стечению обстоятельств милиционеры даже не досмотрели при входе в аэропорт. На борту обоих самолетов, Ту-134 и Ту-154, не выжил никто — теракт унес жизни 89 пассажиров и членов экипажа. Трагедия стала единственным случаем в истории российской авиации, когда сразу два самолета почти одновременно потерпели катастрофу, не сталкиваясь друг с другом. Историю тех событий вспомнила «Лента.ру».

24 августа 2004 года, столичный аэропорт Домодедово. Около 21:35 в Сочи вылетает самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» — на его борту находятся 46 человек. Час спустя, в 22:30, из Домодедово в Волгоград вылетает Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», на борту которого 43 человека.

Около 23:00, спустя 1,5 часа после взлета, Ту-154, находящийся на высоте 12 километров, подает сигнал SOS — и пропадает с радаров. Секунды спустя то же самое происходит и с Ту-134, который находится на высоте восемь километров. Оба борта больше не выходят на связь с диспетчерами, а в районы, откуда поступили сигналы бедствия, срочно выдвигаются поисковые группы.

***

Обломки Ту-134 были обнаружены около двух часов ночи 25 августа, в двух километрах севернее села Бучалки Кимовского района Тульской области. Первыми поисковики нашли обгоревшие фрагменты носа и крыльев самолета, а позже в 700 метрах — хвостовую часть посреди болота. Мелкие фрагменты корпуса и и багаж пассажиров разбросало в радиусе трех километров.

Фрагменты Ту-154 нашли в районе поселка Глубокий Каменского района Ростовской области: хвостовая часть упала в поле, а фюзеляж кабины пилотов и крылья обнаружили в овраге, находящемся на несколько километров дальше. Когда из-за взрыва у самолета оторвало хвост и в салоне произошла разгерметизация, оттуда выбросило несколько рядов кресел с пассажирами.

Сотрудники экстренных служб, осмотревшие места падения обломков обоих самолетов, сразу поняли: спасать уже некого. О гибели 89 человек с двух бортов вся страна узнала утром 25 августа — тогда же началось расследование. Версию об ошибке пилотов быстро исключили: за штурвалами находились настоящие профессионалы.

В частности, Ту-154 управлял 48-летний военный пилот первого класса Михаил Гурьев.

Уже на следствии выяснилось, что Гурьев, понимавший, что катастрофа неминуема, успел увести падавший Ту-154 подальше от населенных пунктов. Пролить свет на последние секунды жизни пилотов самолета помогла расшифровка бортовых самописцев.

Расшифровка бортовых самописцев Ту-154 — переговоры пилотов:

22:54:10,6. Прощайте...
22:54:28,4. Давай, давай штурвал от себя.
22:54:31,7. Штурвал от себя.
22:54:56,8. Господи!
22:55:01,6. Нет, нет, не здесь, не здесь.
22:55:07,5. Ну на себя бери!
22:55:08,8. На себя?
22:55:09,8. На себя!
22:55:10,3. Давай!
22:55:12,5. Ты здесь?
22:55:14,8. Уходи.
22:55:16,7. Где мы? Где мы сейчас упадем?
22:55:19. А-а-а!
22:55:20,3. На себя!
22:55:23,7. Прекращение записи.

«Это был теракт»

Пилотом второго самолета, потерпевшего катастрофу, был 44-летний гендиректор авиакомпании «Волга-Авиакэкспресс» Юрий Баичкин. Он окончил летное училище с красным дипломом и налетал более шести тысяч часов, причем в самую разную погоду.

Следствие выяснило: после того как у Ту-134 оторвало хвост, Баичкин до последнего пытался посадить самолет, но в конце концов у пилота произошел инсульт из-за разгерметизации салона. Между тем для того, чтобы понять, что произошло на борту, специалисты одну за другой проверяли самые разные версии.

По очереди были опровергнуты теории о неисправности разбившихся самолетов, некачественном топливе и потере управления из-за плохих погодных условий. Большой радиус обнаружения обломков заставил специалистов сделать вывод о том, что самолеты взорвались в воздухе.

Версия о теракте окончательно вышла на первое место, когда при обследовании обломков Ту-154 и Ту-134 эксперты нашли следы взрывчатого вещества гексогена. Причем содержащие его самодельные взрывные устройства (СВУ) привели в действие в хвостовых частях самолетов, где у них располагались турбины двигателей.

Из экспертного заключения по делу о терактах в самолетах

Разрушения начались от нерасчетной нагрузки, действовавшей изнутри фюзеляжа и представлявшей собой ударное воздействие взрывного характера в районе правых бортов самолетов.

Дальнейшие разрушения элементов конструкции происходили под действием возникших перегрузок и скоростного напора в условиях разгерметизации гермокабины с отделением хвостовых частей самолетов.

В течение 2-3 секунд после начала возникновения аварийной ситуации произошло нарушение кинематической связи в проводке управления рулем высоты и рулем направления и повреждение хвостовой части самолетов.

След «Черных вдов»

Вычислить террористок-смертниц следствие смогло довольно быстро: лишь их тела среди всех жертв обоих катастроф разорвало на куски. Бомбу на борту Ту-134 привела в действие 30-летняя уроженка чеченского поселка Киров-Юрт Аминат Нагаева. Она росла в многодетной семье, среди четырех сестер и трех братьев.

Один из них в начале 2000-х годов был задержан российскими спецслужбами по подозрению в связях с терроризмом — не исключено, что Нагаева хотела отомстить за него. Второй смертницей, взорвавшей СВУ на борту Ту-154, оказалась 37-летняя уроженка Шалинского района Чечни Сацита Джебирханова.

При этом муж Джебирхановой пропал без вести — с большой долей вероятности он мог быть чеченским боевиком, уничтоженным федеральными силами. В таком случае Джебирханова вполне могла вступить в батальон смертниц «Черные вдовы», созданный лидером чеченских боевиков Шамилем Басаевым.

Сам Басаев действительно взял на себя ответственность за организацию терактов в самолетах, хотя первым это сделало египетское боевое подразделение запрещенной в России террористической организации «Аль-Каида». Сообщение полевого командира на сайте чеченских сепаратистов появилось почти через месяц после теракта — 17 сентября 2004 года.

Басаев утверждал, что он потратил на подготовку к преступлению четыре тысячи долларов. При этом, по словам полевого командира, он якобы не ожидал, что самолеты взорвутся — террористки при помощи СВУ должны были лишь захватить их и удерживать в воздухе, тем самым добиваясь вывода федеральных войск из Чечни.

Спустя некоторое время следователям по крупицам удалось восстановить картину того, как был подготовлен теракт. Как оказалось, Нагаева и Джебирханова жили в Грозном, были подругами и вместе торговали детскими товарами на Центральном рынке города.

По словам родственников, незадолго до трагедии женщины поехали в Баку за товарами к 1 сентября

Однако, добрались они лишь до Хасавюрта, а затем резко изменили маршрут — взяли такси и отправились сначала в Махачкалу, а затем в Москву. К слову, бытовала версия, что Нагаева и Джебирханова на самом деле поехали в Баку, но по пути с ними расправились, а их документы позже использовали настоящие и подготовленные террористки.

«Террористка спокойно прошла в самолет»

В аэропорту Домодедово Нагаева и Джебирханова сразу привлекли к себе внимание сотрудников линейного отдела милиции, которые передали чеченок оперуполномоченному по борьбе с терроризмом Михаилу Артамонову. Но тот ограничился лишь беглой проверкой документов, а досматривать подозрительных женщин не стал.

Когда Артамонов отпустил их, Нагаева и Джебирханова обратились к сотруднику аэропорта Армену Арутюняну, который приторговывал авиабилетами. За билет в Волгоград Нагаева заплатила спекулянту 170 долларов. А Джебирханова за полет в Сочи отдала две тысячи рублей, хотя вполне могла остаться в аэропорту.

Все дело в том, что в тот момент продажа билетов на рейс, который выполнял Ту-154 авиакомпании «Сибирь», уже закончилась. Но Арутюнян пошел на хитрость: он оформил женщине билет на следующий день, а затем при помощи представителя авиакомпании Николая Коренкова за тысячу рублей перебил его на 24 августа.

Зону досмотра террористки прошли без готовых СВУ. По одним данным, компоненты бомб были спрятаны отдельно друг от друга в их ручной клади. По другой версии, все детали были закреплены на телах смертниц, причем в качестве детонаторов использовались неметаллические взрыватели, на которые не среагировали рамки металлодетекторов.

Пройдя досмотр, женщины отправились к своим выходам на посадку. Джебирханова успела сесть в самолет буквально за пару минут до окончания посадки и заняла место в хвосте. Самолет Нагаевой вылетал лишь час спустя, поэтому она спокойно вошла в салон и также села на одном из последних рядов.

В условленное время, ближе к 23:00, террористки отправились в туалеты, где собрали свои бомбы. Следователи выдвигали версию, что взорвать СВУ могли прямо там — следы гексогена нашли в обшивке уборных. Но позже это предположение опровергли: на креслах шахидок обнаружили огромные выжженные дыры — они активировали бомбы на своих местах.

Первый взрыв мощностью 400 граммов в тротиловом эквиваленте прогремел на Ту-154 в 22:53, а спустя минуту СВУ схожей мощности сработало на Ту-134.

«Они никогда так не прощались»

В страшных терактах, совершенных в небе над Россией 20 лет назад, погибли 89 человек из Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Тюмени, Волгограда, Омска, Новосибирска, Барнаула, Краснодарского края, Твери, Ростова-на-Дону и Перми. Семьи погибших получили страховые выплаты и региональную финансовую помощь.

Кроме того, им дополнительно выделили по 100 тысяч рублей из резервного фонда правительства. После идентификации всех останков их предали земле. Четверо бортпроводников Ту-154 упокоились в родном Барнауле. Среди них была 41-летняя Ольга Быковская, чей маленький сын словно предчувствовал грядущую трагедию.

Около могил стюардов установили белый обелиск в виде надломившегося крыла самолета, на котором красным цветом написан год трагедии — 2004. Проводить в последний путь их коллег, членов экипажа Ту-134, пришло множество волгоградцев, которые устилали дорогу перед траурным кортежем живыми цветами.

Пилотов и бортпроводников похоронили в общей могиле на Центральном (Дмитровском) кладбище Волгограда.

Вердикт для оперативника

Как выяснилось в ходе следствия, на роковой рейс Ту-154 попали не все, кто купил на него билеты: шестерых пассажиров сняли из-за опоздания — именно это стечение обстоятельств спасло им жизни. По итогам расследования к ответственности по делу о взрывах в самолетах привлекли трех человек.

Армен Арутюнян и Николай Коренков, которые помогли террористкам купить авиабилеты, получили по 1,5 года лишения свободы. Строже всего наказали оперативника Михаила Артамонова, который не стал досматривать смертниц: он получил семь лет лишения свободы, но позже этот срок был сокращен на один год.

После терактов 24 августа в России ужесточили правила воздушной безопасности. На должности авиационных сотрудников запретили принимать людей с непогашенными или неснятыми судимостями за совершение умышленных преступлений, а к охране аэропортов стали привлекать вневедомственную охрану.

Кроме того, милиционеры получили право осуществлять предполетный досмотр наряду с сотрудниками аэропортов и сопровождать в случае необходимости рейсы.

Данные пассажиров перед полетами в обязательном порядке стали проверять по базе данных МВД «Розыск-магистраль»

Год спустя после терактов на месте катастрофы Ту-134 в Тульской области установили монумент в виде расколотого куба. Он стоит на черном постаменте с выгравированными на нем данными погибших. В память об экипаже и пассажирах рейса Москва — Волгоград возле памятника высадили березовую аллею.

А в 2007 году мемориал появился и на месте крушения Ту-154 в Ростовской области: это камень с плитой, на которой выгравирована цитата всемирно известной писательницы Евы Хоффман.

***

24 августа 2004 года вместе с Аминат Нагаевой и Сацитой Джебирхановой из Махачкалы в Москву прибыли еще две террористки — 27-летняя сестра Аминат Роза Нагаева и соседка Джебирхановой Марьям Табурова. После взрывов самолетов их объявили в розыск, но задержать смертниц по горячим следам не удалось. Они нашлись неделю спустя: Нагаева и Табурова оказались среди боевиков, которые утром 1 сентября 2004 года захватили школу №1 в Беслане и по вине которых погибли 186 детей.

< Назад в рубрику