В Сенегале с новой силой разгорается скандал вокруг реализации многомиллиардного мегапроекта американского рэпера Akon. Мировую звезду R&B обвиняют в бездействии и пустых обещаниях по поводу строительства на побережье Атлантического океана города-сада Akon City. Спустя шесть лет после официальной презентации работы в прибрежной зоне пригорода Дакара так и не начались, а несколько сотен местных жителей жалуются на отсутствие обещанной денежной компенсации от властей за вынужденное переселение. В ответ правительство Сенегала пригрозило певцу срывом зеленого мегапроекта и отзывом большей части земли, предназначенной для возведения экологически чистого мегаполиса. Очередной город-утопия — в материале «Ленты.ру».
Желание инвестировать в экономику африканских государств у американо-сенегальского рэпера появилось еще в 2007 году. Тогда Akon основал компанию Akon Lighting Africa с целью развития проектов в области солнечной энергетики в различных частях континента. В 2020 году мировая звезда R&B подписал соглашение о начале строительства экогорода на своей малой родине — Сенегале. Проект зеленого мегаполиса будущего — Akon City — оценили в 6 миллиардов долларов.
Akon впервые объявил о планах создания в Сенегале футуристичного мегапроекта в 2018 году. В начале 2020-го рэпер объявил о достигнутом с властями Сенегала соглашении о создании города будущего. Концепцию развития экологически чистого мегаполиса урожденный Алиум Тиам позаимствовал из комикса Marvel «Черная пантера». За основу инвесторы взяли Ваканду, которая полностью обеспечивала себя доходами от продажи редкого металла вибраниума и была самой развитой страной вымышленной вселенной. Основой же экономики реального города будущего должна была стать криптовалюта Akoin. Рэпер видел в новой криптовалюте «спасение для Африки», так как подобные инструменты, работающие на технологии блокчейн, как заверял он, «помогут вернуть людям власть и обеспечить безопасность валютных систем».
Презентация Akon состоялась в ноябре 2020 года. Отвечать за развитие проекта американский рэпер назначил ведущего мирового эксперта в области инновационных моделей управления Серхио Фернандеса де Кордову. Однако даже столь компетентному аналитику не удалось раскрутить детище Akon. Криптобиржа Bitget впервые оценила стоимость новой криптовалюты в 0,15 доллара. Однако в настоящее время торги с ее участием почти не проводятся, а ее рыночная цена к концу 2023 года опустилась до минимального уровня в 0,003 доллара.
Другой важной составляющей Akon City, согласно задумке певца, должна была стать развитая экологически чистая генерация. Обеспечение функционирования местных предприятий и жилых домов предполагалось добиться за счет установки массивных солнечных батарей. Планировалось, что город будущего будет полностью функционировать на возобновляемых источниках энергии, а по всей территории зеленого мегаполиса будут расти деревья, цветы и искусственные леса. Ключевым же источником пополнения городского бюджета должны были стать фешенебельные морские курорты, которые планировалось возвести в прибрежной полосе Атлантического океана, примерно в 100 километрах от сенегальской столицы Дакар. Сам же рэпер тогда пообещал, что до Akon City можно будет добраться за 1-2 часа из любой точки Африки. Это при том, что обычный перелет, например, из Найроби в Дакар занимает более десяти часов.
Первоначальная концепция развития футуристического пространства также подразумевала создание искусственных островов. Внутри курортной зоны планировалось возведение порта для круизных лайнеров, строительство множества футуристичных небоскребов, «бросающих вызов гравитации», торговых и бизнес-центров, кондоминиумов (частных земельных участков с объектами недвижимости), полицейского участка, больницы стоимостью примерно в 1 миллиард долларов, рассчитанной на пять тысяч мест, и высокотехнологичного университета.
За реализацию работ взялись сотрудники американской консалтингово-инженерной компании KE International, а главным архитектором мегапроекта назначили Хусейна Бакри из Абу-Даби. Однако позже Akon внес изменения в список, прислушавшись к пожеланиям главы местного архнадзора. Поводом стало недовольство сенегальских архитекторов, которых изначально не пригласили поработать над реализацией зеленого города-сада. В 2020 году рэпер отмечал, что уже получил от инвесторов треть от первоначальной оценки масштабного инвестпроекта, то есть, порядка 2 миллиардов долларов. В будущем он и его команда планировали продавать концепцию Akon City по модели франшизы. По словам самого рэпера, подобная бизнес-стратегия должна была «определить новую парадигму дизайна и архитектуры для Африки».
Концепция развития африканского зеленого мегаполиса изначально вызывала у экспертов большие сомнения. Дело в том, что местные климатические условия являются далеко не самыми благоприятными. Одно лишь охлаждение огромных спиралевидных небоскребов из стекла и бетона в курортной зоне, где средняя температура воздуха составляет около 40 градусов Цельсия, потребовало бы значительных объемов солнечной генерации, которая, по задумке авторов города-сада, должна была стать основой функционирования зеленого города будущего. Этот фактор еще больше поднял бы стоимость и без того сверхдорогого проекта.
Дополнительной преградой, по словам самого Akon, стала пандемия коронавируса, начавшая стремительно распространяться по всему миру в 2020-2021 годах. «Планы сдвигаются на 100 тысяч процентов», — признался в интервью YouTube-каналу Revolt американский певец, беседуя в комфортабельном салоне бизнес-джета. Тогда же он заявил, что продолжает править изначальный десятилетний план строительства Akon City с учетом возникших затруднений.
Добавило проблем рэперу и многолетнее судебное разбирательство с музыкальным продюсером и своим бывшим деловым партнером Девайном Стивенсом. В 2017 году тот подал иск против певца, обвинив того в невыплате задолженности в размере 150 миллионов долларов. Как утверждал Стивенс, именно он во многом помог Akon начать музыкальную карьеру, раскрутив лейбл певца — Konvict Music. По его словам, рэпер саботировал свои отношения с Atlantic Records, чтобы не выплачивать гонорары по ранее заключенному соглашению. По этой причине продюсер требовал от артиста перечислить причитающиеся ему 40 процентов от гонораров, которые певец заработал за 11 лет.
В 2018-м стороны достигли мирового соглашения, однако спустя три года Стивенс повторно подал иск против певца, на сей раз на 3,75 миллиона долларов. В марте 2022-го продюсер попросил суд заморозить активы Akon в Нью-Йорке, утверждая, что в противном случае у рэпера возникнут трудности с выплатой долга. В ходе разбирательства промелькнула тема и африканского мегапроекта R&B исполнителя. Адвокат Стивенса Джеффри Мовит, в частности, заявил, что концепция Akon City и Akoin напоминает ему финансовую пирамиду. «Akon City, скорее всего, был мошенничеством», — утверждал он.
Рэпер в итоге выплатил бывшему деловому партнеру часть запрашиваемой суммы в размере 850 тысяч долларов. По словам певца, целью иска было нанесение ущерба его репутации. «Ходатайство о замораживании (активов в Нью-Йорке — прим. «Ленты.ру») было подано назло», — сетовал Akon. Однако Стивенсу и его адвокату, судя по всему, удалось добиться своего – в реализации мегапроекта рэпера начали сомневаться не только в США, но и на его малой родине — в Сенегале.
Алиан Тиам родился в Сент-Луисе, однако большую часть своего детства будущая мировая звезда R&B провел в Сенегале, который неоднократно называл своей родиной. Akon рос в артистической семье: его папа Мор был перкуссионистом, а мама работала танцовщицей. В такой среде подростку было предначертано связать свою судьбу с музыкой. Первые профессиональные шаги Тиам начал делать еще в школе в Нью-Джерси, куда эмигрировал с семьей в возрасте семи лет. Там юноша записал свой первый трек «Operations of Nature».
Однако дальше у Алиана начались проблемы с законом, из-за чего ему пришлось сделать продолжительную паузу в творчестве. В тюрьме Akon, будучи подростком, провел в общей сложности пять лет за вооруженное ограбление магазина и торговлю наркотиками. Впрочем, длительное нахождение за решеткой не прошло для рэпера даром — именно там он сочинил большинство текстов к своим будущим хитам. Выйдя на свободу, Тиам практически сразу начал записывать музыку. Пару треков, записанных на домашней студии, попали в поле зрения сотрудников гиганта мировой звукозаписывающей индустрии — Universal. Именно на этом лейбле вскоре вышел его дебютный альбом Trouble, где выделялся трек Belly Dancer (Bananza), который вскоре стал хитом танцевальных площадок США. Первый альбом исполнителя не поднялся на вершины чартов, однако держался в топах продолжительное время и в итоге получил платиновый статус.
Следом за Trouble вышел еще более успешный альбом — Konvicted. В нем было сразу несколько хитов, которые выстрелили не только в США, но и на мировом уровне. Речь идет, в частности, о треках Smack That, исполненной в паре с Eminem, и реп-балладе I Wanna Love You, которая была записана с участием Snoop Dogg. Альбом стартовал с 95-й позиции чарта Billboard Hot 100 и вскоре добрался до седьмой строчки рейтинга. Чтобы обрести платиновый статус, релизу понадобилось всего семь недель, а высокие продажи позволили Akon основать свой лейбл Konvict Muzik. Дальше было открытие собственной линии одежды Konvict Clothing, сотрудничество с гигантами мировой поп-сцены, включая Lady Gaga (выступил соавтором хита Just Dance, который был номинирован в категории «Лучшая танцевальная запись» на 51-й церемонии «Грэмми») и Gwen Stefani, с которой был записан еще один хит — Sweet Escape.
Однако еще большую известность Akon принесла совместная с французским продюсером Дэвидом Гетта запись Sexy Bitch. Эта композиция в стиле хаус стала лидером в чартах более шести стран, а в рейтинге Billboard Hot 100 поднялась до пятой строчки. В общей же сложности за всю музыкальную карьеру певцу удалось продать более 35 миллионов альбомов, что позволило артисту сколотить к 2021 году состояние в размере 80 миллионов долларов. Неудивительно, что Akon до сих пор остается не только одной из самых влиятельных фигур глобального шоу-бизнеса, но также входит в число самых богатых рэперов в мире.
На протяжении музыкальной карьеры певец неоднократно заявлял, что хотел бы отдать должное своей малой родине, Сенегалу, за возможность стать мировой звездой R&B. Важной вехой в его карьере стал трек Oh Africa, написанный при поддержке Pepsi специально для Чемпионата мира по футболу 2010 в Южно-Африканской Республике. Несколькими годами ранее артист основал инвестиционно-благотворительную компанию Akon Lighting Africa с целью развития солнечной генерации в африканских странах. «Я всегда думал, что в тот день, когда смогу оказывать влияние или иметь какую-то власть принимать решения в Африке, хочу поехать туда и начать способствовать ее развитию», — признавался певец.
Тогда же был представлен и главный бизнес-проект рэпера — город будущего Akon City. Зеленый мегаполис должен был не только создать сотни рабочих мест в относительно неблагополучной аграрной части Сенегала, но и способствовать притоку иностранных инвестиций в местную экономику. «Akon City обеспечил бы занятость нашей молодежи. У нас, наконец, была бы больница и даже университет», — заявлял глава сенегальской деревни Мбодьен Мишель Диом.
Мегапроект Akon должен был решить проблему не только высокой безработицы в регионе, но и справиться с еще более серьезной угрозой — устойчивым оттоком перспективных кадров из Сенегала. «Если у тебя, африканца, хорошая жизнь, пляж, хорошая работа и медицинское обслуживание, что еще тебе нужно? Зачем тебе искать это в Европе?», — задавался риторическим вопросом инженер Жан Сарр, который еще в юном возрасте вынужденно переехал во Францию ради успешной карьеры. Сам Akon утверждал, что его проект не только обеспечит занятость, но и станет убежищем для афроамериканцев, стремящихся воссоединиться со своими родственниками.
Амбициозной инициативой Akon заинтересовались не только рядовые жители, но и руководство африканской страны. К реализации проекта удалось привлечь на тот момент действующего президента Сенегала Маки Салла (проиграл выборы 2024 года кандидату от оппозиции Бассиру Диомайю Файю — прим. «Ленты.ру). Концепция города будущего получила поддержку Общества развития и популяризации побережий и туристических зон (SAPCO), руководство которого выделило певцу два миллиона долларов. Тремя годами ранее эта госорганизация передала земли с нетронутыми пляжами и зонами для серфинга в пользование властям Дакара. Нескольким сотням местных жителей, занимающихся в основном рыболовным промыслом, правительство выплатило денежные компенсации, чтобы те покинули свои дома и переселились в другие места. Отобранные же земли передали в пользование под будущее развитие туризма.
Изначально предполагалось, что первая очередь Akon City будет построена на 55 гектарах земли, закрепленной за Sapco, а к концу 2010-х площадь будущего курортного экогорода расширится почти в десять раз, до 500 гектаров. В итоге суммарная площадь проекта разрослась до 800 гектаров. Сенегальский курорт, по задумке авторов проекта, должен был стать аналогом Дубая и первым полноценным криптополисом, привлекающим своей развитой инфраструктурой туристов и предпринимателей со всего мира. Согласно изначальному плану, первую фазу амбициозного экопроекта должны были завершить еще в 2023 году. К этому времени на месте пустырей должны были появиться жилые дома, больница, «африканская деревня», развитая дорожная сеть, многофункциональный торговый центр, завод по переработке мусора и электростанция. Финальный этап должен был пройти с 2024 по 2029 год, за этот период зеленый мегаполис планировалось полностью перевести на криптовалюту Akoin.
Однако с момента официальной презентации в Дакаре, на которой в 2020-м присутствовал сам Akon, отобранная территория так и остается в полузаброшенном состоянии. В конце 2023 года издалека виднелось лишь основание одиноко стоящего белого бетонного здания, предназначенного для нужд местного молодежного центра. Символично, что на единственном реализованном к настоящему времени объекте есть нарочито анимационное граффити самого Akon, а соседнюю баскетбольную площадку с бетонным покрытием окружает покосившийся сетчатый забор. В итоге в настоящее время амбициозный мегапроект американского рэпера все больше напоминает утопию.
Спустя 11 лет после выделения денежных средств в правительстве Сенегала всерьез обеспокоились дальнейшей судьбой экогорода. В феврале 2023 года местный депутат Бара Гайе заявила, что Akon City — «это скандал», и призвала власти немедленно расторгнуть контракт с зарубежными контрагентами.
За годы простоя успел разочароваться в перспективах проекта и глава местного поселения Мбодьен Мишель Диом, на землях которого должны были возвести футуристические небоскребы. «Моя проблема относительно земли не в Akon. Моя проблема касается SAPCO, потому что это они отобрали землю у жителей деревни», — сетовал староста. Туманными выглядят и формулировки руководителя проекта из компании Axiome Construction Чика Сека. «В Akon City что-то происходит. Мы просто ждем инструкций о том, как действовать дальше», — заявил он. Дакарские партнеры певца утверждают, что в настоящее время на территории города будущего ведутся геотехнические исследования, расчистка кустарника и инвентаризация охраняемых видов растений. Однако о каких-либо строительных работах в настоящее время речь пока не идет.
Что касается самого автора мегапроекта, то он, как утверждает Bloomberg, должен прибыть в Дакар до конца августа 2024 года в попытке заверить своих дакарских партнеров в жизнеспособности собственного бизнес-плана. А пока что местные жители все чаще упрекают известного певца в афере и захвате своих земель. На этом фоне в SAPCO обозначили конец 2024 года в качестве крайнего срока ожидания. Если и к тому времени в реализации проекта не будет наблюдаться каких-либо подвижек, госорганизация оставит за собой право расторгнуть соглашение с Akon и его бизнес-партнерами в одностороннем порядке, а правительство Сенегала — забрать 90 процентов переданных американским инвесторам земель.
Пожалуй, самым поразительным во всей этой истории являются попытки Akon распространить аналогичную схему на еще одну африканскую страну — Уганду. Протесты сотен бывших жителей сенегальской деревни Мбодьен вкупе с подмоченной репутацией не помешали знаменитому певцу заручиться поддержкой со стороны президента восточноафриканской страны Йовери Мусевени. Находящийся у власти в Уганде с 1986 года правитель в 2021-м выделил рэперу почти 2,6 квадратных километра местной земли для строительства еще одного зеленого города будущего.
Однако если власти Уганды, судя по всему, не учатся на ошибках своих коллег из Сенегала, то местные жители оказались напористее. Они не позволили пригашенным геодезистам провести предварительные замеры и выгнали их со своей территории. Власти Уганды пытались заставить их собрать свои вещи и выселиться из домов, однако попытка оказалась неудачной. «Предварительные работы пока не завершены, потому что жители сопротивлялись переезду и отослали геодезистов», — утверждал секретарь земельной комиссии Уганды Эндрю Нюмба.
На этом фоне власти восточноафриканской страны решили не передавать земли застройщику, пока местные жители не получат компенсацию за переселение. Как утверждают в местном правительстве, денежные средства начнут выплачивать только с июля 2025-го, так как эта мера не предусмотрена в бюджете на этот финансовый год. И в то время как бывшим жителям сенегальской деревни Мбодьен, похоже, остается лишь вздыхать по поводу бесплатно утраченной земли и покинутых домов, поселенцы в Уганде продолжают бороться за свои жилплощади. Во всяком случае у них еще есть почти год, чтобы внимательнее изучить «дакарский кейс» и не повторить ошибок сенегальцев. В противном случае на Африканском континенте может стать на один город-призрак больше.