Спорт
00:01, 16 сентября 2024

«Украина против мира» Как американский боец погиб на подпольном турнире в Киеве и чуть не сгубил UFC

Фото: Chris McGrath / Getty Images for IFL

На заре развития смешанных единоборств (ММА) турниры по всему миру проводились буквально наощупь: ни четких правил, ни установленной экипировки, ни необходимого медицинского сопровождения. Бойцы рисковали жизнями ради небольших и по тем, и по современным меркам гонораров в попытке сделать себе имя. Нередко на таких полуподпольных турнирах случались трагедии. Одна из них произошла с американским бойцом на турнире в Киеве. «Лента.ру» — подробнее об истории Дугласа Деджа.

Украинские самураи, бои без правил и авантюристы из США

В феврале 1998 года ММА не были признанным спортом: Абсолютному бойцовскому чемпионату (UFC) не исполнилось и пяти лет, а японский Pride FC, где прославится Федор Емельяненко, провел лишь один турнир.

Менеджер бойцов Уилл Хендрикс из США искал в интернете новые турниры. Он наткнулся на необычное объявление на английском: клуб «Минамото» из Украины искал бойцов-иностранцев для участия в международном турнире World Super Challenge.

Организатор обещал оплатить перелет в Киев, проживание и гонорар — две тысячи долларов за бой и три за победу. «Не пропустите. Такое событие случается раз в жизни. У вас есть шанс попасть в символическую сборную мира», — говорилось в объявлении.

Харьковский клуб «Минамото» в 1990-е устраивал бои без правил на Украине.

Ученики сравнивали себя с волками, увлекались восточной философией, говорили, что готовы умереть в бою как самураи

На World Super Challenge украинцы хотели проверить себя в боях против иностранцев.

И хотя объявление выглядело несколько странно, Хендрикс заинтересовался. Он предложил знакомым бойцам Кларенсу Тэтчу и Ларри Паркеру поучаствовать, и они согласились. Тогда найти бой, тем более за хорошие деньги, было довольно сложно.

Александр Емельяненко вспоминал, что за первый поединок получил меньше 100 долларов — тоже на Украине (в Харькове он нокаутировал за 7 секунд неизвестного местного бойца, — прим. «Ленты.ру»). Поэтому две тысячи долларов были хорошим гонораром — тем более, оплачивались перелет и проживание.

Хендрикс прислал письмо на электронную почту, указанную в объявлении, и Андрей Старовойт, тренер «Минамото», ответил на следующий день. Без переговоров бойцов пригласили на турнир.

Это удивило Хендрикса — украинцев не интересовал уровень спортсменов, школа или рекорд. Они просто искали иностранца: «Оглядываясь назад, я не думаю, что в "Минамото" заботились о том, чтобы найти опытного и квалифицированного бойца. Они просто искали любого соперника».

К концу февраля письма Хендрикса стали беспокойнее: он боялся за безопасность и здоровье бойцов. Но Старовойт успокоил его, что это турнир достойного уровня.

За неделю до турнира, который назвали «Украина против мира», Старовойт прислал правила: нельзя кусаться, давить на глаза, цепляться за нос, уши, ломать пальцы, бить в горло и пах. Бои проходили без ограничения по времени — до финиша либо сдачи. При этом на Украине турнир рекламировали иначе: «Полное отсутствие ограничений на действия бойцов! В поединках есть только одно правило — победить».

Хендрикс нервничал по другому поводу — боялся, что их обманут и не заплатят. Беспокойство усилилось, когда Старовойт попросил бойцов на свои деньги купить билеты на самолет, обещая оплатить их в Киеве.

Хендрикс отказался, пригрозив отказом от сделки за 12 дней до турнира. Он дал Старовойту сутки, чтобы купить билеты на самолет, подтвердить бронирование отеля и прислать контракт. Организатор все выполнил.

Старовойт отправил последнее письмо 13 марта, за день до того, как бойцы прибыли в Киев. Хендрикс не полетел с Тэтчем и Паркером, их сопровождал тренер Шелдон Марр. Старовойт заверил, что бойцов узнают в аэропорту, посоветовав теплее одеться — в Киеве было ноль градусов и шел снег.

«Он врал промоутерам про свои навыки». Как каратист выдал себя за чемпионата мира

Тэтч и Паркер прилетели с тренером в Киев, где в аэропорту их лично встречал Старовойт. Он отвез американцев в дорогой отель: там их накормили и предоставили хороший сервис.

За несколько часов до турнира бойцы узнали, что на турнире во Дворце спорта подерется еще один американец — 31-летний Дуглас Дедж, живший во Флориде с женой и пятерыми детьми. Он тоже узнал о World Super Challenge из интернета и подал заявку, ведь занимался каратэ.

До этого Дедж провел всего один поединок — и весьма странный: в сентябре 1997 года проиграл Шону Брокмоулу болевым приемом. В начале боя он доминировал и успешно провел тейкдаун. На канвасе схватил Брокмоула за волосы (у него была косичка) и прижал к ковру. Угловой Брокмоула, промоутер Джефф Осборн, обращался к рефери, но тот не реагировал.

Дедж проиграл рычагом локтя, что не удивило его товарищей в зале. Там его считали посредственным бойцом: слабым физически, без техники в стойке, мощи в ударах или грэпплинга. Партнеры просили его не драться с профессионалами, но Дедж писал промоутерам по электронной почте.

«Он рекламировал свои навыки перед организаторами, — сказал боец Стив Этвелл, который тренировался с Деджем во Флориде — Он врал, что провел много боев на турнирах, о которых никто не слышал».

Большинство промоутеров отказывали Деджу, но на турнир в Киеве его приняли, представив чемпионом мира. Американец написал им на почту: «Я не верю, что кто-нибудь сможет победить меня в моей весовой категории». Дедж купил билеты на самолет для себя и друга, Дэнни Рэя, поверив Старовойту, что ему возместят стоимость.

«У него начались конвульсии»: американца спасали, пока танцевали украинские модели

На арене американцам повторили правила, которые отправляли по почте, и проверили экипировку. Тренер Марр вспоминал, что медосмотра не было: «Не помню, чтобы они хотя бы проверяли сердцебиение».

Марр секундировал Деджа по его просьбе — каратист приехал на турнир без команды. Он дрался первым: вышел в каратистском ги, на запястья надел напульсники, на руки бинты. Дедж дрался на голых кулаках против бойца «Минамото» Евгения Золотарева на возвышающемся татами без канатов.

Трибуны тонули в дымке, четыре тысячи зрителей в верхней одежде ежились от холода. Марр, одетый в кожаную куртку, стоял у ринга. В начале боя Золотарев почти сразу перевел Деджа в партер, где неторопливо разбивал ударами. Американец снова пытался задушить его напульсником (видимо, это был его любимый прием), но судья запретил его проводить и поднял бойцов в стойку.

Он приказал Деджу снять с себя ги, потому что Золотарев душил его рукавом. Оставшись в штанах, Дедж бросился бороться, но снова оказался под Золотаревым. После серии из 14 ударов в партере сдался — рефери остановил бой.

Марр удивился, он описывал удары «довольно слабыми».

Другой американец — 34-летний Паркер — наблюдал за боем Деджа, чтобы решить: остаться или сбежать через черный ход. Он был опытным грэпплером, но боялся драться на голых кулаках без ограничений по времени. Как ни странно, Паркер не увидел в бою Деджа ничего страшного: на турнире он победит Дмитрия Елисеева нокаутом на 15-й минуте, а впоследствии подерется в Pride FC и М-1.

«Если бы я увидел, что они позволяют бою выйти из-под контроля, то вернулся бы в раздевалку, взял сумку и ушел. Но он [Дедж] выдержал несколько ударов, постучал, бой остановили. Я подумал: «Супер, это просто спортивный турнир», — вспоминал Паркер.

Американцы не заметили у Деджа сильного урона. Но после остановки случилось неожиданное: боец неуверенно встал, наклонился вперед и рухнул спиной на канвас. Он смотрел в потолок и не моргал — комментаторы замолчали, а потом сказали: «Мы оставим это без комментариев».

На видео боя видно, что врачи установили Деджу кислородную маску и измерили частоту сердечных сокращений. На арену тем временем вышли полуголые украинские модели: положили на татами цветок (так было задумано по сценарию) и станцевали для зрителей. На краю лежал Дедж, которого спасали врачи. Под драматичный рев гитары бойца вынесли на носилках с арены и увезли на скорой в Киевский институт нейрохирургии.

Остальные американцы остались: Паркер победил Елисеева, а Тэтч проиграл Алексею Олейнику, будущему российскому тяжеловесу UFC. Уроженец Харькова тогда выступал под флагом Украины и считался звездой «Минамото».

Американцам не заплатили, а UFC хотели закрыть из-за трагедии в Киеве

На следующее утро, пока Дедж был в больнице, Паркер и Марр поговорили с его другом Дэнни Рэем. Тот сказал, что Дедж пару недель назад потерял сознание на тренировке. Позже это подтвердил и Этвелл.

Он рассказал, что Дедж потерял зрение во время тренировки. Они боролись, когда он сильно побледнел и уставился в пустоту. Дедж стал липким от страха, весь похолодел. Тренировку прервали, но внезапно он пришел в себя и молча ушел из зала.

Товарищи попросили его обратиться к врачу. «Насколько знаю, он никуда не пошел, — вспоминал Этвелл. — Думаю, он не хотел признавать, что с ним что-то не так».

Американцы покинули Киев, пока Дедж лежал в больнице. Вернувшись домой, они узнали, что боец скончался. Петр Спасиченко, главный врач отделения неотложной помощи Киевского института хирургии, причиной назвал «тяжелые травмы головного мозга».

Украинские газеты вышли с громкими заголовками. Юрий Сметанин, генеральный директор клуба «Минамото» сказал журналистам, что все было по регламенту — рефери остановил бой сразу, как американец постучал: «Во время боя Деджа с украинцем Евгением Золотаревым не было нарушено никаких правил. Мы считаем случившееся трагическим несчастным случаем, который нас очень беспокоит».

О трагедии написали мировые СМИ, что ударило по репутации ММА. Их снова обзывали «боями без правил», требовали запретить, а киевский турнир клеймили «отвратительным». В США ошибочно подумали, что все произошло на турнире UFC, а экс-основатель промоушена Арт Дэви, занимавшийся тогда развитием К-1 в Америке, публично раскритиковал ММА.

Дэви написал открытое письмо и обратился к сенатору Джону Маккейну, известному борцу с ММА, с требованием их запретить. Позже Дэви обвиняли в корыстном интересе: он хотел популяризировать в США К-1 (турниры по кикбоксингу), а в ММА видел конкурента — тем более, к тому моменту он уже продал свою долю в UFC.

В зарубежных СМИ появились статьи, которые демонизировали киевский турнир. Видео боя есть в сети — ничего подобного там не происходило. Не было ни ударов в затылок, ни крови, ни криков с трибун.

«Золотарев уложил Деджа на пол лицом вниз. Пока он лежал в полуобморочном состоянии, Золотарев топтал его. Затем он несколько раз ударил его кулаком в затылок. Он ударил его в основание шеи около 14 раз. Рефери решил не вмешиваться. Казалось, он был напуган толпой в 4000 человек, которые кричали: "Прикончи янки!" Когда Золотарев встал, его грудь была залита кровью, а Дедж лежал без сознания».

Сейчас очевидно, что у Деджа имелось некое недиагностированное заболевание. Так считает доктор Маргарет Гудман, бывший председатель Медицинского консультативного совета Спортивной комиссии штата Невада:

«Такой исход не наступает от одного удара. По меньшей мере 50 процентов летальных исходов, о которых я знаю и которые произошли на ринге, случились в боях, которые не были жесткими, против соперника, который не был сильным панчером. Верю, что-то было не так до этого… В противном случае, мы бы видели такое постоянно».

«Минамото» хотели продать видео в США за миллионы, а организатор турнира сбежал в Шаолинь

Вернувшись в США, Хендрикс возобновил переписку со Старовойтом, потому что Паркеру и Тэтчу не выплатили 6250 долларов — расходы на визы и гостиницу в Амстердаме, где бойцы делали пересадку. Также он требовал деньги для жены Деджа, которая прилетела в Киев после трагедии. «Минамото» не оплатил ей билеты, проживание и не отдал гонорар мужа.

Представители клуба попросту исчезли, перестав отвечать по почте, когда жена Деджа прилетела в Киев за его телом. Старовойт объявился в середине апреля, отправив Хендриксу факс с извинениями. В том же 1998 году он уехал в Китай, где поселился в Шаолиньском монастыре.

Вскоре на почту Хендриксу анонимно написал представитель «Минамото». Он предложил погасить долг перед бойцами, заработав на трагедии: «Их представитель в США пытался продать запись турнира. Они думали, что видео будет стоить пару миллионов долларов. Это довольно грустно».

Хендрикс отказался, так и не получив деньги бойцов. Старовойт спустя годы вернулся на Украину, открыл школу восточных единоборств под Киевом, где делился опытом шаолиньских монахов. Он обучал взрослых и детей, проводил бойцовские турниры по своей системе «фри-файт». Спустя четыре года в описании турнира упоминалась гибель Деджа:

«Что касается правил, они действительно "свободные". Но жаждущим крови будет скучно, ведь кредо фри-файта — "обуздание кровожадных тенденций в спорте". Мы считаем, зрителю надо предлагать не кровь, а красивую технику. А это гарантия, что повторения истории четырехлетней давности не произойдет».

Ответственности за случившееся никто не понес.

После турнира консульство США в Киеве обратилось к украинским властям с просьбой начать расследование. Те отказались, утверждая, что клуб «Минамото» скорее прекратит существование, чем выплатит компенсацию. Позже на Украине ходила теория, что Дедж смертельно заболел и приехал на турнир, застраховав свою жизнь.

Но родные Деджа отрицали это. Его мать Ширли так описала сына: «Дуглас был любящим мужем и отцом, и он занимался многими видами спорта. Это худшее, что когда-либо случалось с этой семьей».

< Назад в рубрику