Что происходит за кулисами современного театра? Как он борется за зрителя, в особенности за подростков? Кто и какими путями становится актером или режиссером? Зачем театр человеку, занятому креативом в других сферах? Эти и другие непростые вопросы разбирают участники созданного по инициативе «Норникеля» проекта «Театральные сезоны». Фестиваль стартовал в сентябре в Норильске на площадке Заполярного театра драмы имени Владимира Маяковского, и продлится до декабря. В рамках «Сезонов» на Таймыр прилетают знаменитые театральные эксперты, режиссеры и актеры. Они везут сюда не только знания и опыт, но и свои лучшие постановки. Подробнее — в материале «Ленты.ру».
— Без режиссера и декораций! Без звуковика, без осветителей! Без сцены и занавеса!
Два десятка подростков стоят кругом в небольшом зале с выкрашенными в темный серый цвет стенами. Как будто обычный подвал, но, приглядевшись к этим стенам, замечаешь художественную небрежность штукатурки, устланный теплой доской пол, а главное — софиты под потолком и несколько рядов кресел.
Так выглядит спрятанная в недрах Заполярного театра драмы имени Владимира Маяковского малая сцена. Сейчас в ней начинает работу театральная лаборатория знаменитого петербургского режиссера-экспериментатора и педагога Дмитрия Крестьянкина. Только что поднятые с кресел подростки чувствуют себя неуверенно. Это слышно по их голосам.
— Еще версии есть? Без чего невозможен театр, как думаете? — еще раз спрашивает их мастер.
— Без сценария! Без костюмов! — продолжают перечисление ребята.
— Кто-то сказал: без режиссера. А вы знаете, что почти всю многовековую историю в театре не было режиссеров? Это относительно новая профессия, — говорит Дмитрий.
Заметив, что девчонки и мальчишки порядком заинтригованы, Дима дает свой ответ: «Без актера и зрителя». Тут же он приводит исторический пример, что были, конечно, и те, которые удалялись от людей в глухой лес. Только ничего путного из этого не вышло. Театр рождается там, где есть живой контакт между людьми.
Интересно, что начал Дмитрий встречу с того, чем в обычной жизни принято ее завершать: с ответов на проблемные вопросы и исповедального рассказа о себе.
— Можно ли сдать вступительные в театральный вуз случайно?
— Да, конечно. Я как раз сдал их случайно, на спор. У меня уже был куплен обратный билет из Питера в Тулу, — отвечает Крестьянкин. — Только за этим «случайно» были два года работы актером, колледж культуры, а до этого — с десяток лет в театральной студии. Так что знайте, что может стоять за рассказами о случайном поступлении.
Полтора десятка туров, на которых отсеиваются тысячи талантливых абитуриентов, и особенно девушек (их на порядок больше, чем парней), — это только начало пути. Дальше легче не будет.
В первой половине дня — общеобразовательные предметы, во второй — до позднего вечера — актерское мастерство. Затем путь через весь город в общагу, короткий ужин, и уже глубокой ночью — работа над домашним заданием. На сон остается часа четыре. И так каждый день, включая выходные.
— Потом я устроился ночным сторожем в ресторан, — вспоминает Крестьянкин. — Приезжал туда из института, ужинал — был такой бонус у этой работы. Утром я все там открывал и уезжал в институт. Таким образом я довольно долгое время жил…
Перед занятием с подростками Дмитрий провел семинар с теми норильчанами, которым по долгу службы или в рамках педагогического волонтерства нужно или хочется работать со старшеклассниками и студентами.
На примере уже реализованных проектов он рассказывал, какие методы работают в самых сложных ситуациях. К примеру, в детском доме.
— Метод прислушивания заключается в том, чтобы ребята сами сформулировали то, с чем они хотят выйти на сцену, — объясняет педагог.
Дмитрий и другие взрослые участники проекта должны были лишь помочь, к примеру, с подбором подходящих инструментов. Так, проблему боязни зрительного зала удалось решить с помощью прозрачной стены между ним и актерами.
Девочка, которая дважды пережила опыт неудачного удочерения, хотела рассказать со сцены свою историю, но сама говорить не могла. Тогда это сделала, выступая от первого лица, взрослая актриса, держа за руку истинную героиню.
— Этот случай примечателен тем, что у него был терапевтический эффект, — объясняет Крестьянкин. — Спустя время, а это было не разовое выступление, они поменялись местами: девочка уже могла сама говорить со сцены о пережитом, а актриса молча держала ее за руку.
Если за основу постановки брались не документальные, а художественные истории, то для них тоже находили необычные решения. К примеру, пересказ «Одиссеи»: в каждом эпизоде актеры, исполняющие роль главного героя, сменяли друг друга. И здесь опять каждому давалась возможность проявить себя по-своему.
— Один парень с особенностями развития не включался в работу почти все то время, что мы делали постановку, — говорит Дмитрий. — Но однажды поздним вечером после репетиции он вышел на сцену и показал удивительный танец, за которым чувствовалось глубокое понимание материала.
В другом случае сценарий постановки был построен на основе сочинения омской школьницы. Ее можно было показать в любом классе: требовались только парты, чай и колпаки, которые надевают дети на праздновании дня рождения.
Еще Дмитрий рассказал о спектакле «Маршрут старухи» по Хармсу, который раз в год проходит в Санкт-Петербурге. Это спектакль в движении, где роль сцены в разных эпизодах выполняют обычная улица, вагон электрички, берег Финского залива.
У норильской лаборатории Крестьянкина, кроме прочего, есть цель подготовить за неделю небольшой спектакль с участием местных ребят.
Изначально предполагалось, что в лаборатории примут участие 20 человек, но было подано более 50 заявок.
— Дмитрий сказал: «Берем всех!» На сегодня у нас четыре группы. Если придут еще, то Дмитрий им не откажет, — рассказывает директор Заполярного театра Ирина Куцая.
Как оказалось, Крестьянкин давно дружит и работает с творческим коллективом Московского академического театра имени Владимира Маяковского, открывшим «Театральные сезоны» в Норильске.
— Он выпустил прекрасный спектакль «Поиск продолжается» в наш юбилейный сезон [в 2022 году], — говорит директор столичной «Маяковки» Екатерина Лапшина. — А теперь через месяц, в конце октября, мы готовим еще одну премьеру, где Дима выступает и автором, и режиссером.
Москвичи привезли с собой в Норильск спектакль «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова, в котором роль главы семьи Сарафановых исполняет народный артист России Игорь Костолевский.
Это был непростой путь. Декорации к спектаклю плыли на отрезанный от Большой земли Таймыр по Енисею из Красноярска.
— Обратно у нас будет первый опыт авиаперевозки. Транспортная компания изготовит специальную упаковку, — объясняет Лапшина.
Широкой публике «Старший сын» известен по двухсерийному фильму, снятому в 1975 году режиссером Виталием Мельниковым. Сарафанова-старшего сыграл Евгений Леонов, притворившегося его сыном ради ночлега студента Бусыгина — Николай Караченцев, приятеля Бусыгина Сильву — Михаил Боярский.
«Маяковка» поставила эту пьесу в январе 2020 года, перед самым началом пандемии, которая ударила по театру как месту живого контакта актеров со зрителем. Но постановка выжила, была тепло принята людьми, а теперь добралась и до самой северной в мире драматической сцены.
Костолевский и его партнеры, конечно, понимали, что их будут сравнивать с актерами советского фильма. Однако у постановки Анатолия Шульева есть особенности, которые уводят в сторону от сравнения с фильмом и предлагают задуматься, о чем и когда писал Вампилов.
Сюжет о том, как двум парням пришлось пойти на обман, чтобы не замерзнуть на улице, конечно, как нельзя лучше подходит для Норильска с его морозами и леденящими ветрами. Вампилов родился и вырос в Сибири, так что холод как действующая на героев сила появился тут не случайным образом. Собственно, само действие пьесы происходит в Ново-Мыльниково, за которым угадывается Ново-Мельниково под Иркутском.
Игорь Костолевский в роли 55-летнего музыканта-кларнетиста Андрея Сарафанова, живущего с 19-летней дочерью Ниной и 15-летним сыном Васей, создал образ человека статного, моложавого и уверенного себе. Он не наивен, хоть и доверчив.
Чем-то этот персонаж напоминает главу оргкомитета Олимпиады-80 Виктора Ходакова, которого Костолевский сыграл в только что вышедшем сериале «Игры». Ходаков и Сарафанов — люди добрые, но не слабые, оба фронтовики.
У Костолевского, которому никогда не избавиться от амплуа героя-любовника, отлично получилось передать изначальную мотивацию Бусыгина, как ее понимал сам Вампилов. Студент решил обмануть Сарафанова-старшего, представившись его внебрачным сыном, после того как тот поздним вечером отправился к молодой соседке. Бусыгин решил наказать «блудливого старика», действуя с позиции моралиста. Потом уже выяснилось, что ни о чем дурном Сарафанов и не помышлял.
В то же время эта удивительная пьеса о природе семьи могла быть написана в любом веке. Ее сюжет просто не может потерять актуальность, как библейская притча о блудном сыне или «Анна Каренина».
— Если говорить об общечеловеческих ценностях, то вот это про них. Главное, чтобы заложенные в ней идеи дошли до зрителя, а не остались только словами, — говорит Игорь Костолевский.
Он уже не первый раз в Норильске. Приезжал сюда в качестве президента «Золотой маски» — фестиваль с впечатляющей региональной программой при поддержке «Норникеля» четыре сезона провел на Таймыре.
В качестве актера на сцену заполярной «Маяковки» Костолевский выходил двадцать лет назад, когда москвичи привезли сюда спектакль «Женитьба».
— Еще тогда норильский зритель меня поразил своей отзывчивостью, вниманием, добрым отношением, — делится народный артист России.
Он всегда определяет зрителя по той тишине, которая возникает перед спектаклем. Какой он сегодня: усталый, раздраженный, внимательный, терпеливый?
У пьесы «Старший сын» по-голливудски счастливый финал. Обман раскрывается, но Бусыгин остается для Сарафанова сыном, а тот для него — отцом. А еще у студента возникает взаимная любовь с дочерью Сарафанова.
Эстафету у этой постановки на «Театральных сезонах» принял моноспектакль-концерт «Хорошие песни» ведущей актрисы столичного театра имени Пушкина Александры Урсуляк. Во многом это тоже история о семье и любви.
— Мне говорили, что мое выступление похоже на стендап, — признается зрителю Александра со сцены.
Стендап получился оригинальным, так как актриса вышла не в безразмерном худи или растянутой майке, а в красивом платье. И не одна, а с виртуозными музыкантами, что очень кстати при исполнении композиций гениального Микаэля Таривердиева. К слову, Таривердиев, как и Вампилов, считался шестидесятником, хотя творчество и того и другого выходит за рамки этого понятия.
Жизнь в театре делится на то, что происходит на сцене и за сценой — в закулисье. Сегодня театральное закулисье — это маркетинг. Ему в рамках «Театральных сезонов» тоже уделили достойное внимание.
Создатель агентства «Перформатив» Сергей Першин организовал на малой сцене нетворкинг с менеджерами Заполярного театра и других креативных норильских проектов.
Весной норильский театр провел анкетирование зрителей, в котором приняли участие более 200 человек. Першин подробно разобрал маркетинговые тонкости на примере этого кейса и разрушил несколько мифов, которые мешают бороться за зрителя.
По словам Першина, при продвижении театральных проектов нужно больше опираться на живой диалог с аудиторией, а не на некие распространенные или устоявшиеся взгляды. Реальность может существенно отличаться от представлений.
Но выстроить живой диалог можно только при готовности к реальным переменам, поэтому к обсуждению с аудиторией лучше сперва выносить не замыслы и художественную составляющую постановок, а, к примеру, вопрос о кофейном автомате в буфете.
— Установить этот автомат и написать человеку, которому он был нужен. Пригласить в театр и предложить ему кофе бесплатно, — отмечает Першин.
Есть также тонкие вопросы, которые при исследованиях нужно либо уметь правильно формулировать, либо не затрагивать вовсе. К примеру, вопрос о приемлемой стоимости билета в театр. По мнению эксперта, тут лучше спросить, сколько человек привык тратить на свой досуг в выходные дни, и уже из этого делать какие-то выводы.
Раскритиковал Першин и слепую погоню за высоким процентом конверсии и рекламу в партнерских культурных организациях. Эффективность театрального маркетинга напрямую зависит от того, сколько сил, времени и внимания реально готовы этому уделять ответственные за него люди. И не стоит ждать быстрого результата.
Еще одна составляющая закулисной театральной кухни, помимо маркетинга, — это то, что театр может предложить публике помимо спектаклей: экскурсии, образовательные, благотворительные проекты и так далее.
Провести семинары по этой теме в Норильск прилетела руководительница образовательного кластера Московского театра «Новая опера» Алиса Спирина. Она рассказала о нескольких конкретных проектах, направленных на работу с подростками. В одном случае ребятам доверили самим написать композицию и текст к песне «Огни Москвы», которую они исполнили хором. В другом случае в стенах театра провели «оперный батл», в третьем — дали возможность ребятам записать подкаст о том, как устроена «Новая опера».
Спирина разделила норильских слушателей на две группы. Одни взяли на себя роль подростков, другие — педагогов, чтобы составить список претензий, не позволяющих найти общий язык. После обсуждения этого списка (у подростков он оказался почти в два раза длиннее) участники семинара должны придумать театральные проекты с учетом описанных проблем.
В качестве одной из таких претензий подростки обозначили разный взгляд на «Сказку о рыбаке и рыбке». Педагог назвал ее «история о глупой женщине», для ребят же это притча о грехе, а фраза учителя — проявление сексизма.
Группы были смешанные по возрасту: в каждой были и реальные педагоги, и подростки. Внимание к потребностям молодежи проявили самые старшие участники семинара.
— Ребятам нужно свое место, где они могли бы кучковаться отдельно от взрослых, — сказал один из них. — Мы поставили старый диван под лестницу, чтобы спрятать его с глаз, а потом выбросить. Ребята же облюбовали его и постоянно тусуются в этом закутке.
Следом малую сцену разорвала шутка, что в таком месте, конечно, можно поставить камеру наблюдения. В итоге спорящие группы пришли к мнению, что без доверия проблему отцов и детей решить невозможно.
— Было классно. Сначала нам Алиса о своем опыте рассказала, — с восторгом говорит Алена Черненко. — И сегодня, и вчера постоянно ее слушаешь — и какие-то новые идеи появляются по поводу работы. Я себе столько заметок сохранила в телефон.
Алена трудится в музее. Она создала и ведет там проект «Краеведение на английском». По ее мнению, практически все, что относится к театру, можно применить к музею.
Во время семинаров Алена ближе познакомилась с коллегами из норильского «Фаблаба» — это открытая мастерская и сообщество людей, которым интересно заниматься разными инженерными и творческими проектами: робототехникой, 3D-печатью, графическим дизайном и так далее.
В будущем, вероятно, это знакомство обернется какими-то новыми совместными проектами «Фаблаба» с музеем. Пока же Черненко загорелась созданием подкастов по краеведению на английском языке совместно с теми взрослыми и подростками, кто принимает участие в ее программе.
— Я их раньше делила, но с этого года смешиваю — чтобы взрослые больше подростков понимали и наоборот, — говорит сотрудница музея.
Получилось, по ее словам, здорово, так как никакие зумерские жаргонизмы в это общение не вклиниваются: и отцы, и дети должны говорить на английском.
За одну сентябрьскую неделю в Норильске прошла вся осень. Еще 4 сентября тундра была по-летнему зеленой, к 8 сентября она уже полностью пожелтела, а 11 сентября выпал первый снег.
Рабочие одного из крупнейших и важнейших в городе Медного завода порой не успевают заметить этих перемен. В заводских цехах жизнь течет по своему графику и законам, главный из которых — не дать остыть печам ни днем, ни ночью.
Рабочие водят вагонетки, управляют кранами, смело возятся с раскаленными анодами — плитами, которые вытаскивают из залитых расплавленным металлом форм. Аноды на месяц погружают в серную кислоту, чтобы превратить в похожие на заготовки для древних воинских лат катоды чистейшей меди. Эти «латы» складывают стопками, грузят в вагоны и отправляют через порт Дудинки в большой мир.
Все вроде ясно, но совсем непросто, так как еще есть выбросы металлов и газов, рев сирены при движении кранов, вибрация и пыль. Те, кто работают рядом с расплавленным железом, чувствуют себя как в бане. Конечно же, для такого рода труда, да еще и в условиях Арктики, вопрос с досугом в свободное время стоит особым образом.
В Норильске есть спортивные и культурные заведения на любой вкус, но театр тут всего один. И к нему у местных жителей особое отношение.
— Есть такие зрители, которые приходят по многу раз. Садятся на одни и те же места. На все выставки, на все мероприятия ходят театральные, — говорит актер Алексей Ковригин.
Алексей родился и вырос в Красноярске, учился в местном театральном вузе. Как и Дмитрий Крестьянкин, во время этой учебы он спал всего по несколько часов в день. Потом отслужил в армии и клюнул на предложение однокурсников устроиться в Норильский театр: «Хорошее место, много работы. Все нормально будет у тебя», — убеждали они.
И Ковригин отправился на Таймыр без разведки. Плыл три дня по Енисею с вещами и запасами картошки до Дудинки, любуясь сибирскими красотами.
Теперь каждый отпуск он приезжает в Красноярск и обнимает там деревья, по которым так тоскует на Таймыре.
— От кота Леопольда до Тартюфа — на диапазон ролей не жалуемся, — шутит собеседник «Ленты.ру». — Репертуар у нас большой, а труппа всего 30 человек.
Этой осенью в театре, по словам Ковригина, происходит «пересменка». Ведущие артисты, которые проработали здесь по 35 лет, уехали на материк в конце прошлого сезона. И «Театральные сезоны» пришлись как раз кстати. Московская «Маяковка» приехала поддержать норильскую.
Впереди еще визит Евгения Гришковца с концертом-монологом «Порядок слов» и спектаклем «Прощание с бумагой». Завершит «Сезоны» в декабре Константина Райкина и его театр «Сатирикон» со спектаклями «Шутники» и «Константин Райкин. Своим голосом».
Пока же Алексей Ковригин вовсю включился в работу лаборатории Дмитрия Крестьянкина, с которым быстро нашел общий язык. С прошлого года Алексей пришел работать в школьный театральный кружок, поэтому теперь жадно впитывает полезную информацию и навыки от эксперта с материка.
Он очень благодарен «Норникелю» за то, что в Норильск регулярно привозят интересные проекты, театральных мастеров и звезд.
— Мы тут сидим на льдине, как на бригантине, как говорится, и нам это надо, — улыбается актер.