В последнее воскресенье октября все водители России отмечают свой профессиональный праздник — День автомобилиста. «Лента.ру» рассказывает, когда был учрежден этот праздник, в чем его главные особенности и какого числа он отмечается в этом году.
Еще в 1980 году в качестве официальной даты был выбран последний день четвертой недели октября.
Воскресенье — уже сам по себе выходной день, дополнительные праздничные дни на рабочей неделе ко Дню автомобилиста не приурочены.
Полное название праздника — День работников автомобильного и городского транспорта (сокращенно День автомобилиста или День шофера). Его история началась еще в советское время. 15 января 1976 года в ответ на обращения граждан, которые сожалели, что у шоферов нет собственного профессионального праздника, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О Дне работников автотранспорта». Спустя четыре года правительство подписало другой указ, «О праздничных и памятных днях», после чего праздник переименовали в «День автомобилиста».
Праздник полюбился народу и его продолжили отмечать даже после распада СССР. В 1996 году власти решили объединить Дни автомобилиста и дорожника, но эта идея не прижилась, и в 2000 году президент РФ подписал указ о разделении торжеств: дорожникам отдали третье октябрьское воскресенье, а автомобилистам оставили четвертое.
Однако на этом история праздника не закончилась, и в 2012 году шоферов снова решили объединить — на этот раз с сотрудниками городского общественного транспорта. Возражать автомобилисты не стали; тогда-то праздник и получил свое полное название и теперь он ежегодно отмечается в последнее воскресенье октября.
Здесь все просто: праздник посвящен, в первую очередь, профессиональным водителям, то есть, тем, кто управляет автобусами, трамваями, троллейбусами, такси, грузовиками и так далее. Также в этот день поздравляют всех, кто занимается сервисным обслуживанием транспортных средств, а значит, слесарей, шиномонтажников, механиков, инженеров и конструкторов, сотрудников фабрик по изготовлению запасных частей и, конечно, руководителей и сотрудников транспортных предприятий и автомобильных концернов.
Изначально официальной целью торжества было подчеркнуть важность автотранспорта в экономике страны и прославить всех работников этой отрасли. Однако с течением времени суть праздника немного трансформировалась, поэтому сейчас люди с удовольствием поздравляют с Днем автомобилиста всех владельцев личных транспортных средств.
Интересно, что в России есть еще один похожий праздник — День военного автомобилиста, но он отмечается отдельно, 29 мая.
Так как День автомобилиста не такой широко известный праздник, особых традиций у него нет. Однако те, кто следит за памятными датами, обычно собираются в этот день с друзьями и устраивают застолье. В некоторых организациях, где водители играют ключевую роль, им вручают благодарственные письма и поздравляют. Иногда в городах России проводят автозабеги и гонки, устраивают тематические выставки и концерты.
По телевидению показывают передачи об истории возникновения и развития транспорта в России и о значимости каждого его вида. На заправках в этот день часто проводятся акции, а клиентам и покупателям делают подарки.
В основном, масштаб празднования зависит от региона. Например, несколько лет назад одно из барнаульских предприятий устроило в День автомобилиста состязание работников автотранспортного цеха — водителям экскаваторов нужно было подцепить ковшом ведро с водой и сделать оборот вокруг своей кабины, не расплескав воду. Особо искусные экскаваторщики могли также попробовать закрыть ковшом спичечный коробок, не повредив его.
В Туле в 2011 году устроили парад автотранспорта под девизом «Эти машины помогают нам жить». В торжестве принимали участие различные служебные автомобили, такие как машины скорой помощи и полиции, аварийных служб и МЧС, такси и автобусы.
В Серове в прошлом году горожане могли посетить выставку ретроавтомобилей и внедорожников и даже сфотографироваться за рулем экспонатов. После всех желающих приглашали посмотреть фильм «Грозный папа» и поучаствовать в розыгрыше призов, полезных для водителей.
По подсчетам компании Hedges&Company на 2023 год, в мире насчитывается 1,474 миллиарда автомобилей. Большинство из них находится в Азии; за ней следуют Европа и Северная Америка. 19 процентов всех автомобилей находятся в США. Меньше всего автомобилей в Пакистане, Демократической Республике Конго, Гане и Кении — всего 0,03 транспортных средства на душу населения или даже меньше. Единственная страна, где на одного человека приходится более одного автомобиля (1,3) — это республика Сан-Марино. Правда, многие машины, зарегистрированные там, физически в стране не находятся — просто их выгодно оформлять там за счет отсутствия НДС.
Нарушителем был лондонец Уолтер Арнольд, который 28 января 1896 года превысил установленную скорость (3 километра в час) и разогнался до 13 километров в час! Его остановил полицейский на велосипеде и потребовал проехать в участок, так как штрафов тогда еще не выписывали. Однако Уолтер оказался не обычным гонщиком, а одним из первых автодилеров в стране и местным поставщиком автомобилей Benz. Он договорился, что констеблю дадут повышение, и предложил ему личную скидку на мотор Benz — так неприятная ситуация избежала ненужной огласки.
В военное время все американские заводы, которые специализировались на выпуске автомобилей, перешли на производство военной техники. В результате за этот период США выпустили всего 139 машин, хотя еще в 1941 году этот показатель составлял 3 миллиона.
Заветный автомобиль Renault Брик получила в подарок от своего возлюбленного, поэта Владимира Маяковского. Он купил его в Берлине за 20 тысяч франков (больше 900 тысяч рублей по современным меркам), а переправить в Москву смог только спустя год. Однако Лиличка была довольна — она сама выучилась водить и гордо разъезжала по улицам столицы. До нее это могла позволить себе только жена французского посла.
А именно — Берте Бенц, супруге легендарного немецкого инженера Карла Бенца. Дело в том, что Карл был талантливым, но ужасно нерешительным, и, создав автомобиль с газовым двигателем, отказался от идеи продать машину. Ему казалось, что она недостаточно хороша. Тогда одним ранним утром Берта разбудила сыновей, вместе с ними завела двигатель и самостоятельно отправилась в соседний город к своей матери.
Их путь не перевалил и за сотню километров, но для Германии XIX века это было невиданное приключение. Столкнувшись в дороге с массой трудностей, по приезде домой Берта убедила мужа оснастить машину баком для топлива, установить третью передачу, доработать систему охлаждения мотора и поменять тормозные колодки. Карл послушался ее и отправил модифицированный автомобиль на выставку, где его удостоили золотой медали и дали зеленый свет в большой бизнес.