Спорт
00:02, 22 сентября 2024

«Он сразу стал тут своим» Голы, семечки и водка: каким был Луис Робсон — первый бразильский легионер «Спартака»

Алексей Гусев (Редактор отдела «Спорт»)
Фото: Александр Фёдоров / Спорт-Экспресс / ТАСС

В новейшей истории московского «Спартака» были такие запоминающиеся футболисты, как Алекс, Веллитон, Фернандо, однако, услышав словосочетание «легионер из Бразилии», многие болельщики первым делом подумают не о них, а о другом представителе южноамериканской страны — Луисе Робсоне. И дело не только в том, что форвард был первым бразильским игроком в истории «Спартака». Он оставил яркий след в истории красно-белых и причастен к множеству их побед. «Лента.ру» — подробнее об успехах и приключениях одного из самых любимых спартаковскими болельщиками легионеров в России.

«Робсон стоял под моим окном в Тарасовке и спорил с Мухамадиевым, кто чернее! А тот тоже темненький, загорать любил. "Я макака!" — кричит Мухсин. "Нет, я макака!" — отвечает Робсон. Сошлись на том, что в "Спартаке" будут две макаки», — вспоминал бывший главный тренер красно-белых Олег Романцев. Чувство юмора и искренность, наряду с мастерством и работоспособностью и сделали Робсона тем персонажем, о котором причастные к «Спартаку» вспоминают до сих пор.

Путь в Россию

Будущий футболист родился в городе Волта-Редонда (штат Рио-де-Жанейро). Там же он начинал спортивную карьеру и, без особых успехов поиграв за несколько бразильских клубов, самые известные из которых «Гояс» и «Коринтианс», в 1996 году отправился в Европу. Первая остановка Робсона в португальской «Униан Лейрии» была совсем короткой: форвард успел провести там всего три матча, не отметившись результативными действиями. Сейчас такой послужной список вряд ли впечатлил бы даже аутсайдера РПЛ, но во второй половине 1990-х в российском футболе все было иначе.

22
года
было Робсону на момент приезда в Россию

В 1997-м легионеров в чемпионате России, особенно из дальнего зарубежья, можно было пересчитать по пальцам, а Робсон чем-то приглянулся селекционерам «Спартака». Главному тренеру команды Олегу Романцеву показали лишь скупые видеозаписи игр с участием форварда, но мэтру этого хватило, чтобы пригласить нападающего на просмотр. Сам Робсон признавался, что его познания о России на тот момент ограничивались тем, что сборная Бразилии играла с этой страной на чемпионате мира 1994 года в США.

Тренировочный процесс убедил Романцева в том, что Робсона надо брать, при этом адаптация к техничному спартаковскому футболу с обилием коротких передач не могла быть простой. Один из лидеров красно-белых Егор Титов рассказывал о том, как форвард впервые оказался на тренировке внутри знаменитого спартаковского квадрата и выглядел в нем, мягко говоря, неубедительно, но сразу нашел с коллективом общий язык.

Тяжелое начало

Дебют Робсона пришелся на один из тех матчей, которые все спартаковские болельщики предпочли бы забыть. В первой игре квалификации Лиги чемпионов красно-белые на выезде уступили скромному словацкому «Кошице» (1:2), а бразилец вышел на замену на 80-й минуте матча. Забить нападающему не удалось, но его старания высоко оценил Романцев. «За 10 минут, которые Робсон провел на поле, он сделал больше, чем некоторые наши футболисты за весь матч», — заявил тренер после игры.

В ответной встрече с «Кошице», которая закончилась со счетом 0:0 и завершила путь красно-белых в Лиге чемпионов, Робсон вышел в стартовом составе и снова провел неплохой матч, хоть и не смог отличиться. В целом же дебютный сезон бразильца в московской команде получился, мягко говоря, неубедительным. В 10 матчах чемпионата он забил всего один мяч, однако его важность была колоссальной.

В середине первого тайма домашней игры с «Аланией» в предпоследнем туре Робсон получил пас от Дмитрия Аленичева, вышел один на один с голкипером и перекинул его изящным «черпачком», открыв счет. Этот мяч помог красно-белым одержать итоговую победу (2:1) и подойти к последнему туру в статусе команды, которую для титула устраивает ничья. Впрочем, красно-белые решили не рисковать и уверенно победили «Ротор» на выезде, взяв очередной для себя и первый для Робсона титул. Правда, весь «золотой матч» бразилец провел на скамейке запасных.

Голы и титулы

Позже коллекция трофеев Робсона существенно пополнилась. За успехом в чемпионате России 1997 года последовали еще четыре подряд чемпионства, а также победа в Кубке России сезона-1997/1998. Неуклонно улучшалась и личная статистика Робсона, хотя супербомбардиром он все равно не стал. В сезоне-1998 нападающий отметился тремя забитыми мячами в чемпионате России, а в следующих трех первенствах отличился по 7, 10 и 11 раз соответственно. Его суммарная статистика: 147 матчей во всех турнирах за «Спартак», в которых он забил 41 гол и отдал 24 результативные передачи.

Главными качествами форварда были физическая мощь, скорость, умение зацепиться на мяч и побороться в чужой штрафной. Центрфорвард отвлекал на себя внимание защитников, благодаря чему другим креативным звездам спартаковцев в атакующей группе было проще творить впереди.

Отдельно в памяти спартаковских болельщиков отложились яркие выступления Робсона в Лиге чемпионов. В далекие славные времена российские клубы могли не просто выступать в еврокубках, но и регулярно обыгрывали грандов, а Робсон несколько раз выходил на первые роли. В сентябре 1998 года бразилец стал одним из главных творцов домашней волевой победы над мадридским «Реалом». Сначала бразилец заработал штрафной, который реализовал Илья Цымбаларь, а затем сделал скидку головой на Егора Титова, которому оставалось расстрелять ворота испанцев с нескольких метров. После матча Робсон признался, что казавшийся гениальным пас на самом деле был неудавшимся ударом.

В сентябре 2000 года Робсон положил начало камбэку красно-белых в матче со «Спортингом», удачно сыграв на добивании, а затем соорудил в классическую спартаковскую стеночку с соотечественником Маркао, забившим победный мяч. «1+1» по системе «гол плюс пас» Робсон записал на свой счет и в победном домашнем матче с лондонским «Арсеналом» (4:1).

Душа команды

Помимо достойных результатов на футбольном поле Робсон запомнился тренерам, одноклубникам и болельщикам тем, что был не просто легионером, а полноценным членом коллектива. Во многом так вышло потому, что с первых дней в «Спартаке» Робсон начал учить русский язык, причем первое время делал это, как позже признавался сам футболист, с помощью анекдотов одноклубника Ильи Цымбаларя. Он приходил к полузащитнику с семечками, грыз их и внимательно слушал старшего товарища. Если бразилец не понимал значения того или иного слова, то шел за разъяснениями к переводчику Георгию Чавдарю. Именно Цымбаларь дал Робсону запомнившееся всем прозвище Максимка в честь одноименного персонажа советского фильма.

Семечки Робсона в итоге признала вся команда. «Я был ответственным за покупку семечек. В то время жил в Сокольниках и брал кульки у местных бабушек. Автобус уходил в Тарасовку почти от моего дома, поэтому я закупался на всех. Бабушки меня узнавали, я приходил каждую неделю. Сначала покупал по кулечку-два, а потом больше и больше. Я был ценным покупателем. Но скидок не делали!» — рассказывал Робсон РИА Новости.

У бразильца не было проблем с чувством юмора, он спокойно относился к шуткам партнеров, за которые сейчас можно едва ли не бежать писать заявление в полицию. В 2011-м другой бразилец Роберто Карлос в слезах уходил с поля во время матча РПЛ, когда болельщики бросили на газон банан, а Робсон в конце 1990-хс улыбкой принимал подаренную одноклубником Александром Ширко на день рождения плюшевую макаку.

Несмотря на специфические по нынешним временам шутки, Робсон отзывался и продолжает отзываться о временах в «Спартаке» с большой теплотой. Без водки дело, конечно же, тоже не обошлось. Бразилец признавался, что стал гораздо увереннее чувствовать себя в коллективе после приглашения на первую неформальную встречу с распитием крепкого напитка.

После «Спартака»

Начиная с середины нулевых иностранцы приезжали в чемпионат России за большими деньгами, однако Робсона это особенно не коснулось. При подписании контракта ему предложили приличные, но не выдающиеся по тем временам 5 тысяч долларов в месяц и подняли эту сумму в четыре раза только перед самым уходом бразильца в 2001-м.

Однако предложение от японского «Консадоле Саппоро» было еще более выгодным, но вторым «Спартаком» эта команда для Робсона не стала. Он провел там всего полгода, сыграл пять матчей без голевых действий, получил травму колена и вскоре перешел во французский «Лорьян», где три года пылил во второй по силе лиге страны и забил 16 мячей в 70 матчах. После этого Робсон немного поиграл в Бразилии, а завершил карьеру в 2007 году в Китае. На тот момент ему было всего 33 года.

После окончания карьеры Робсон недолгое время занимался агентской и скаутской деятельностью, а затем, видимо, вспомнил о спартаковском прошлом и открыл на родине небольшой семейный магазин мяса, где работает сам до сих пор. Бразилец часто приезжает в Россию по приглашению «Спартака» и, вполне возможно, его магазин когда-нибудь откроется и в Москве.

< Назад в рубрику