В параллельном прокате идет «Не говори никому» — хитовый ремейк датского социального хоррора от режиссера сериала «Макмафия» Джеймса Уоткинса. «Лента.ру» рассказывает, как отходная скандинавской мужественности превратилась в бодрый триллер с одной из лучших ролей в карьере Джеймса Макэвоя.
Луиза (Маккензи Дэвис) и Бен (Скут Макнэри) Далтоны отдыхают в Италии с дочерью Агнес (Аликс Уэст Лефлер). Для пары американцев этот отпуск — передышка после череды неурядиц. Некоторое время назад они переехали в Лондон из-за работы Бена. В итоге должность он потерял, а обеспечение бюджета легло на плечи Луизы. Италия — прекрасное место, чтобы развеяться и отдохнуть на солнышке, пропуская мимо ушей рассказы душных соседей по отелю. Как будто бы естественно Далтоны сводят курортную дружбу с Финнами — Пэдди (Джеймс Макэвой), Кирой (Эшлинг Франчози) и их молчаливым сыном Энтом (Дэн Хаф).
Уже вернувшись в вечно дождливый Лондон, Бен и Луиза получают открытку от Финнов, которые приглашают отдохнуть у них в Девоншире. Неприятности начинаются с грязных простыней и панибратства Пэдди, но скромные Далтоны даже не представляют, через что им предстоит пройти в ближайшие пару дней.
Новый хоррор-хит американского проката основан на датском фильме 2022 года «Гости». В американский прокат картина вышла под названием «Не говори никому», которое в итоге повторено в заглавии ремейка. Третий фильм датчанина Кристиана Тафдрупа рассказывал о паре датчан, которые познакомились на отдыхе в Италии с семьей голландцев и опрометчиво отправились к ним в гости. Главный трюк ленты Тафдрупа заключался в том, что она не являлась собственно хоррором. Большую часть хронометража «Гости» были камерной драмой о столкновении темпераментов и лишь в последние минуты траурная атмосфера разрешалась кровавой развязкой. Тафдруп считал свою картину социальным фарсом, размышлением о кризисе маскулинности в Европе и трагической пассивности датчан. Усиленный прямолинейными библейскими метафорами памфлет превратился в приговор — жанр, неизменно действенный для психики как обвиняемого, так и прочих свидетелей.
В итоге датская картина не стала прокатным хитом, но заинтересовала Джейсона Блума — хозяина компании Blumhouse, выпустившей «Паранормальное явление», «Астрал» и «Прочь». В последнее время на пятки Блуму наступает молодежь из А24 и Neon, что явно держит продюсера в тонусе и обостряет его нюх на хиты. Сценаристом и режиссером нового «Не говори никому» стал Джеймс Уоткинс, у которого есть опыт и в экшне («Крутые меры»), и в готике («Женщина в черном»), и в ядовитой публицистике («Черное зеркало»). Нельзя не упомянуть и главную телевизионную победу Уоткинса — сериал «Макмафия» с Алексеем Серебряковым про русских бандитов в Лондоне. В историях о вооруженном столкновении разных культур постановщик, проще говоря, тоже знает толк.
Несмотря на то что главный герой здесь американец (и играет его техасец Макнэри), фильм все же воздает должное оригиналу, оставаясь в рамках общеевропейской проблематики. В то же время, переехав из отмороженной северной Европы в Англию и Хорватию (она здесь в роли Италии), сюжет Тафдрупа сильно приобрел в смысле темпоритма. Формально повторяя сюжетные повороты исходника, Уоткинс сразу заряжает свой фильм энергией — монтажом, музыкой, более подвижной камерой. Таким образом место похоронной смури здесь занимает сдержанное до поры клокотание готового к извержению вулкана.
Если в юности ему приходилось играть разнообразных недотеп и страдальцев (в условном диапазоне от «Искушения» до фильма «Особо опасен»), то сейчас в нем появились нерв, опасность, непредсказуемость. В значительной степени это преображение связано с работой в «Сплите» М. Найта Шьямалана. Недавно выяснилось, что Джеймсу пришлось экстренно, всего за две недели, заменять на том проекте выбывшего Хоакина Феникса, и этот экстремальный опыт позволил совершить огромный профессиональный рывок. Почти карикатурно накаченный альфач Пэдди в «Не говори никому» намертво приковывает к себе внимание, не позволяя прочесть себя до конца. Он плачет, смеется, подпевает песням ABBA, но готов в любой момент без промедления пристрелить пробегающую мимо лисичку. Образ рыжей зверюшки — беззастенчивый оммаж Уоткинса «Антихристу» Ларса фон Триера, который в контексте кровавого балагана «Не говори никому» выглядит вполне оправданно.
Уоткинс жестко держит взятый ритм, понемногу наращивая темп ближе к финалу, но не забывает и о культуре. Аллюзий в его «Не говори никому» множество, но ни одна из них не несет самостоятельной ценности — это не более чем добавленная стоимость, чтобы втереться в доверие зрителям-интеллектуалам. Судя по 83 процентам «свежести» на сайте Rotten Tomatoes, с задачей обаять критиков постановщик справился отлично — рейтинг ремейка всего на один процент ниже, чем у оригинала.
Основные претензии связаны с кардинально измененной концовкой. Уоткинса упрекают в популизме, в том, что он топорно приделал к умному европейскому фильму голливудский финал. В первых рядах критиков, кстати, сам Кристиан Тафдруп, который как раз сейчас готовится дебютировать в Америке с хоррором под символическим названием «Пусть зло идет на Запад». Избегая спойлеров, скажем, что фильм Уоткинса действительно получился куда более развлекательным и легким для восприятия — даром что он на тринадцать минут длиннее. Его «Не говори никому» — это бодрый социальный хоррор, благоразумно отказавшийся от библейских метафор оригинала — несмотря на весь праведный надрыв Тафдрупа, выглядели они пошловато. Что же касается простодушия, то его у Уоткинса тем не менее ничуть не бывало.
Презрительно названный голливудским финал на деле не только ссылается на дебют постановщика «Райское озеро», но и говорит о преждевременной утрате невинности новым поколением, которое предоставлено само себе ввиду беспомощности взрослых. Пожалуй, эта мысль не менее актуальна, чем рассуждения Тафдрупа о вырождении датских викингов в неприятных нытиков.