На маркетплейсе можно заработать. Как это сделать начинающим предпринимателям?
За 2023 год число продавцов на маркетплейсах выросло на треть
Полина Каневская (Корреспондент)
Все больше россиян стремятся заработать на маркетплейсах. За 2023 год количество продавцов на электронных площадках увеличилось более чем на треть. По прогнозам экспертов, к концу текущего года их станет минимум в полтора раза больше. Таким образом общее число продавцов достигнет 700 тысяч. Однако мало просто выйти на маркетплейс, нужно еще получить там хорошую прибыль. Почему это удается не всем и что должны учитывать начинающие предприниматели — в материале «Ленты.ру».
Выход на маркетплейс помогает многим продавцам избавиться от иллюзий. Электронная коммерция окружена притягательным флером больших денег. Как показало недавнее исследование, средний доход селлера на одном маркетплейсе — 53 тысячи рублей в месяц, на двух — 137 тысяч рублей. Те, кто торгуют сразу на всех универсальных площадках, в среднем зарабатывают 3,6 миллиона рублей. Однако быстро окупить затраты и по-настоящему заработать получается далеко не у всех.
Эксперты маркетплейсов предлагают начинающим предпринимателям научиться использовать юнит-экономику. «С помощью юнит-экономики предприниматель может определить, сколько он зарабатывает или не зарабатывает с одной единицы товара, то есть юнита. Причем считать ее нужно не только, когда уже продаешь товары, но и перед выходом на маркетплейс. Это избавит от многих проблем в будущем», — пояснил «Ленте.ру» руководитель продукта для продавцов «Яндекс Маркета» Владимир Пернай.
Что такое юнит-экономика
Юнит-экономика — один из способов учета финансов и расчета прибыли. Он начал развиваться параллельно с ростом IT-технологий и электронной коммерции.
Юнит-экономика помогает понять три основных момента о каждом бизнесе. Во-первых, прибыльность товара. Перед началом продаж предпринимателю нужно посчитать, сколько он потратит денег на производство или закупку каждой позиции. Эти расчеты помогут вычислить примерную прибыль, а также выгоду работы с тем или иным поставщиком.
Второй момент — точка безубыточности. Это объем продаж, при котором доходы и расходы равны — компания полностью покрывает затраты и убытки. «Юнит-экономика отвечает на вопрос, сколько надо продать товаров, чтобы выйти в ноль или получить прибыль. Это помогает избавиться от нереалистических ожиданий относительно срока окупаемости бизнеса», — говорит руководитель продукта для продавцов «Яндекс Маркета» Владимир Пернай.
Наконец, рассчитав все расходы на единицу товара, можно легко оценить вложения в маркетинг. Система учета сразу покажет, какое количество средств стоит вложить в продвижение, чтобы не уйти в минус по прибыли.
Юнит-экономику полезно использовать на любом этапе развития бизнеса. После выхода на маркетплейс она поможет оценить возможность масштабирования, эффективность маркетинговых инструментов и вычислить убыточные позиции.
Если не считать
На любом маркетплейсе можно увидеть такую картину: магазин работает с большим оборотом, однако не приносит никакой прибыли владельцу. Если продавец не учитывает все затраты, то может оказаться, что он продает товары с отрицательной маржой. В долгосрочной перспективе это приведет к накоплению убытков и угрозе банкротства.
Например, без контроля финансов сложнее определять корректную стоимость товара. Продавец в погоне за продажами может установить цену, которая недостаточна для покрытия всех затрат. Часто какие-то расходы могут быть неочевидны, их просто забывают учесть в цене.
«Помимо неправильно выставленной цены, деньги можно терять и на продвижении. Например, выделять слишком большую сумму на неэффективные инструменты», — отмечает руководитель продукта для продавцов «Яндекс Маркета» Владимир Пернай.
Как считать юнит-экономику
Чтобы рассчитать юнит-экономику, нужно учесть все переменные расходы на один товар: его себестоимость, затраты на логистику, рекламу, стоимость услуг маркетплейса и налоги. А затем вычесть это из выручки — так получится прибыль или убыток на единицу товара. Это самый простой способ посчитать деньги.
«Чтобы понять рамки цены, которую можно установить для успешных продаж, нужно помнить правило — товар будет пользоваться спросом, если его стоимость конкурентоспособна. Поэтому, кроме итоговой себестоимости, нужно обратить внимание на цены конкурентов. Часто с этим могут помочь внутренние инструменты аналитики на маркетплейсах», — отмечает руководитель продукта для продавцов «Яндекс Маркета» Владимир Пернай.
Разберем весь процесс по шагам
1 шаг. Считаем капитальные затраты
Начинающие предприниматели часто недооценивают этот момент, поэтому в юнит-экономике ему уделяется особое внимание. Капитальные затраты — это расходы на покупку оборудования, аренду помещения, выплаты персоналу и многое другое. Общая сумма включается в себестоимость одной единицы товара.
2 шаг. Учитываем процент выкупа
Практически любой продавец имеет дело с возвратами, поэтому важно учитывать компенсацию доставки и оплату за обработку возврата. Обычно процент выкупа одежды на маркетплейсах — 30-40 процентов. Это значит, что из 100 человек, которые заказали товар, 30-40 оставляют его себе после покупки, и, соответственно, 60-70 позиций уйдут в отказ и потребуют дополнительных расходов.
3 шаг. Рассчитываем себестоимость юнита
Это сумма всех затрат, которые нужны для производства и продажи товара на маркетплейсе. Сюда входят затраты на доставку на склад (свой или площадки), упаковка, штрихкодирование, оплата услуг маркетплейса, реклама и налоги.
4 шаг. Определяем прибыль юнита
Чтобы посчитать прибыль, нужно вычесть из стоимости товара его итоговую себестоимость.
Лайфхак: автоматизируй это
Чтобы облегчить процесс и не считать юнит-экономику вручную, продавец может использовать автоматические инструменты. «Юнит-экономику можно посчитать с помощью калькуляторов на маркетплейсах или специальных шаблонов. Например, такие есть на портале «Яндекс Маркет» для продавцов.
Чтобы получить результаты, пользователю нужно указать категорию товара, модель сотрудничества, параметры и вес единицы, примерные расходы на продвижение и налог», — рассказал руководитель продукта для продавцов «Яндекс Маркета» Владимир Пернай.
Что советуют опытные продавцы
Правильно рассчитанная юнит-экономика помогает предпринимателю понять слабые и сильные стороны бизнес-процессов и правильно их построить. Однако чтобы увеличивать прибыль недостаточно только считать деньги, нужно применять разные подходы и инструменты. Поэтому мы собрали несколько полезных советов, которыми поделились в ходе опроса опытные продавцы.
Продавайте товары с высокой оборачиваемостью
Маркетплейсы предоставляют льготы товарам, которые быстро и хорошо продаются и часто рассказывают о таких категориях. Например, на «Яндекс Маркете» для востребованных товаров есть статус Турбо. Такие позиции можно дешевле размещать на витрине и поставлять на транзитные склады.
Следите за привлекательностью цен
Маркетплейсы регулярно инвестируют в скидки для продавцов, и у товаров с привлекательными ценами самые высокие шансы на скидки за счет площадок. Кроме того, цена по-прежнему является решающим фактором при выборе товаров для покупателей. По данным GfK Rus, почти половина пользователей пользуются интернет-платформами, чтобы найти выгодные предложения.
Участвуйте в акциях
На маркетплейсах акции происходят постоянно — перед праздниками, в начале или конце сезона, в обычный день для стимулирования продаж популярной категории товаров. На «Яндекс Маркете», например, такая акция называется «Бестселлеры».
Наращивайте долю локальных продаж
Если поставлять товары на региональные склады маркетплейсов, можно получить скидку и снизить общие затраты на логистику.
Рынок онлайн-торговли продолжает расти, и места на нем хватит всем. Главное — научиться с умом использовать опыт и наработки тех, кто уже добился успеха в электронной коммерции.