В российский прокат выходит «Ужасающий 3» — очередной фильм о кровожадном клоуне Арте и выход малобюджетной некогда хоррор-франшизы на новый коммерческий уровень. «Лента.ру» рассказывает, почему и за что весь мир полюбил размалеванного убийцу, придуманного режиссером Дэмиеном Леоне.
Обезглавленный в конце прошлого фильма клоун-убийца Арт (Дэвид Ховард Торнтон) добирается до своей сообщницы, собственноручно изуродованной Вики (Саманта Скаффиди), которую держат в психиатрической лечебнице. Здесь Арт воссоединяется со своей головой и бежит вместе с Вики в заброшенный дом, где на некоторое время замирает в кресле-качалке. В то же время из другого рехаба выходит Сиенна Шоу (Лорен ЛаВера), сумевшая остановить клоуна ценой некоторого ущерба для своей психики. Ей все еще мерещится призрак погибшей подруги, однако впереди Рождество, которое она планирует провести в доме дяди Грега (Брайс Джонсон). Разумеется, Арт к этому моменту уже счистил с себя пыль и паутину, обзавелся костюмом Санта-Клауса и спешит навстречу новой схватке.
Жизнь режиссера Дэмиена Леоне началась безупречно: мама назвала его в честь молодого антихриста из «Омена» Ричарда Доннера. Задним числом, разумеется, кажется, что ничем другим, кроме ужасов, взрослый Леоне заняться не мог, но на деле свою роль сыграло и дальнейшее воспитание. Мама с малолетства прививала сыну любовь к жанру — от «Челюстей» до «Ребенка Розмари» и от «Пятницы, 13-е» до «Техасской резни бензопилой». Залогом успеха Дэмиена в итоге стало безупречное чувство визуального образа — главное качество начинающего хоррормейкера. Клоуна Арта Леоне придумал 13 лет назад — он появился в короткометражном «Ужасающем». Через пару лет режиссер объединил свои первые короткие фильмы в полнометражный «Канун Дня Всех Святых», где кроме Арта фигурировали также демоны ада и даже один инопланетянин! Однако из всех них именно жуткий клоун оказался наиболее живучим, и в 2016-м он стал героем полнометражного «Ужасающего». Фильм стал предметом быстро растущего культа, а ключевая сцена с продольным распиливанием голой блондинки даже была увековечена в нескольких фанатских татуировках.
Спустя восемь лет и два фильма «Ужасающий» представляет собой полноценную франшизу: сперва Леоне планировал трилогию, но вскоре после выхода третьего фильма заявил, что уже работает над продолжением. По сравнению с «Ужасающим 2» бюджет вырос в восемь раз — с 250 тысяч долларов до 2 миллионов. Неудивительно: кассовые сборы второго фильма составили 15,7 миллиона долларов. Однако подход Леоне остался прежним, разве что с гримом он теперь не справляется в одиночку и может полагаться на увеличившийся штат команды. «Ужасающий 3» — по-прежнему независимый фильм, транслирующий авторское видение, минуя всевозможные компромиссы. Убедиться в этом можно уже в прологе картины, с которого на премьерных показах выбегали особенно чувствительные зрители.
Уровень жестокости в «Ужасающем 3» такой, какого не увидеть, пожалуй, больше ни в одном фильме, которые в этом году добирались до большого экрана. Недавняя «Субстанция» Корали Фаржа сделана радикальнее, однако в картине с Деми Мур речь не идет о жестокости как таковой. У Леоне же заготовлено ровно столько способов убийств, пыток и просто игр с ножичками, чтобы никто не обвинил картину в искусственной раздутости. Однако привлекательность «Ужасающего» не только и не столько в изобретательном живодерстве. Во-первых, начиная с прошлого фильма Леоне разрабатывает мир франшизы, наполняя его предметами, смыслами и персонажами. «Ужасающий 2» вместе с сюжетом обзавелся несколько чрезмерным креном в фэнтези, а третья часть восстанавливает баланс.
С одной стороны, «Ужасающий 3» верен жанровым принципам слешера, которому сюжет вполне может заменить долгая погоня монстра за девицей, — этот безотказный мотор задает надежный ритм, и отказываться от него смысла нет. С другой стороны, Леоне умело оперирует инструментами фэнтези и даже волшебной сказки. По отношению к зрителю это деликатная позиция: «Ужасающий» видит своей целью все-таки развлечь и пощекотать нервы, а не напугать до смерти — с этой задачей новости справляются лучше.
В конце концов, не зря же в центре всего этого кровавого орнамента обретается фигура мима с крючковатым носом — лучшего клоуна со времен Пеннивайза в исполнении Тима Карри. Леоне неоднократно говорил, что важнейшей задачей для него было сделать своего клоуна максимально непохожим на канонический образ из первой экранизации «Оно» Стивена Кинга. Арта с Пеннивайзом действительно роднит разве что род деятельности — впрочем, даже подход к профессии у этих клоунов принципиально разный. Различаются и методы авторов. Кинг создавал мифологического демона, Леоне старается, чтобы к яркому образу не цеплялось ничего лишнего. Спустя три фильма Арт остается загадкой — мы ни разу не слышали его голоса, а имя знаем лишь благодаря тому, что он сам написал его говном на стене в первом фильме. Этот жест непреднамеренно роднит Арта с месье Дерьмо из «Корпорации "Святые моторы"» Леоса Каракса. Более того, само имя указывает на то, что одна из возможных трактовок образа клоуна — свободный художник, воспринимающий человеческие тела и жидкости как холст и краски. Кстати, человек ли бессмертный Арт, нам тоже неизвестно.
Впрочем, вся эта метафизика вырастает на почве «Ужасающего» подобно сорняку и уж точно не является инструментом удержания зрительского внимания на протяжении двух с лишним часом. Чтобы нам не было скучно, Леоне мастерски чередует разговорные сцены с номерами-гиньолями, в которых Арт, совсем как его цирковые собратья, то и дело берет зрителя в сообщники.
Он не только угрожает и пугает, его ужимки завораживают, в них много несомненного обаяния. Привлекая и отталкивая зрителя, Леоне ни в коем случае не говорит о притягательности зла. Перед нами виртуозное представление, смеяться на котором приходится почти так же часто, как и кричать от ужаса.
Фильм «Ужасающий 3» (Terrifier 3) выйдет в российский прокат 10 октября