В Охотском море рыбаки обнаружили лодку, на которой больше двух месяцев назад пропали три человека — два родных брата и сын одного из них. Выжившим оказался только один — 45-летний Михаил Пичугин. Он до последнего боролся за спасение, дрейфуя в ледяном море с телами родственников. «Лента.ру» собрала всю известную информацию о произошедшем, пообщалась с человеком, вместе с которым путешествовали туристы и узнала, что теперь ждет единственного выжившего и кто ответит за трагедию.
— Сил мало! — прокричал из резиновой лодки бородатый мужчина, подняв сжатые кулаки.
— Понял, понял! Постараемся, сейчас. Все, жди! — крикнул в ответ моряк с борта супертраулера «Ангел».
Мощные прожекторы рыболовного судна смогли нащупать лодку в полной темноте, когда она дрейфовала в суровом октябрьском Охотском море. Эта неожиданная встреча произошла в 20 километрах от берега Камчатки, в районе села Усть-Хайрюзово.
— Нет, кошку не метайте, — крикнул один из моряков другому, когда удалось сблизиться с лодкой.
— Но они хоть в этих, в жилетах, — сказал третий, еще не понимая, живы ли другие люди на борту.
— Видишь? Вот с бака кидает. Оп-па, держи! — с траулера сбросили в лодку канат. Сидящий в ней мужчина крепко ухватился за него.
Бородачу хватило сил на то, чтобы подтянуть лодку к борту траулера и привязаться. Мужчина действовал спокойно и уверенно, как будто бы позади не было 67 дней дрейфа, за которые суденышко пересекло все Охотское море.
На корме лодки было что-то вроде флагштока, увенчанного как знаменем красным мешком. Выживший обложил свое судно спасжилетами так, чтобы те отражали любой пучок света, случайно скользнувший по нему. Он понимал, что единственный шанс на спасение — если его заметят.
Смотревшие на лодку с борта траулера удивлялись тому, как аккуратно и профессионально мореплаватель расположил и закрепил все снаряжение. Вскоре они увидели тела двух его спутников, которые он так же аккуратно и надежно привязал — боялся потерять их в море.
Подняться на борт траулера самостоятельно он уже не мог — пришлось использовать кран. На борту он первым делом принял горячий душ. Траулер двинулся к Магадану, где через несколько часов человека передали врачам. В больнице констатировали, что он истощен и находится в тяжелом состоянии.
Как выяснилось, мужчину зовут Михаил Пичугин. Ему 45 лет. 9 августа он вышел в море от мыса Перовского в Хабаровском крае со своим старшим братом — 49-летним Сергеем Пичугиным, а также его 15-летним сыном Ильей. Они должны были пройти всего 150 километров, через Сахалинский залив, но по пути пропали. Рыбаки обнаружили лодку в тысяче километров от точки старта.
Эта история началась еще год назад. Именно тогда, по словам Алексея Селиверстова, друга Михаила и Сергея Пичугиных, братья начали планировать путешествие на Шантарские острова.
«Отдохнуть, посмотреть природу и полюбоваться на стойбище китов», — описал Селиверстов цель приключения.
Шантарские острова (или просто Шантары) — это архипелаг в Охотском море, главная достопримечательность которых — гренландские киты, самые северные в мире. Они не боятся лодок и дают возможность туристам вдоволь полюбоваться собой. Это была заветная мечта Ильи и своего рода подарок на 16-летие, которое он должен был отпраздновать 27 августа.
То, что экспедиция планировалась именно на август, было верным решением.
«Хорошая погода, лучшее время для водных путешествий по этим местам», — рассказал «Ленте.ру» Петр Каменченко, врач-психиатр, журналист и путешественник, ходивший под парусом от Владивостока до Петропавловска-Камчатского.
Михаил и Сергей Пичугины из Улан-Удэ — опытные рыболовы и путешественники. Они подготовили все необходимое и современное снаряжение, включая средства связи. С особенным вниманием подошли к подбору подходящей лодки, остановившись на современном надувном моторном катамаране, подходящем для подобного рода морских маршрутов.
В начале августа они стартовали от Сахалина и успешно дошли до Шантар, объединившись еще с одной группой туристов, в которой был Денис из Иркутска со своей супругой и дочерью, — об этом «Ленте.ру» рассказал сам Денис.
Путь в обратную сторону тоже должен был пройти в штатном режиме. 9 августа, перед 150-километровым переходом Пичугиных обратно на Сахалин, путешественники сделали последнее совместное фото.
«Я — в центре, слева от меня — жена с дочкой и выживший Михаил. Справа Илья с отцом, которые погибли», — описал снимок Денис.
Он со своей семьей остался на континенте. Погода стояла теплая и солнечная, на небе ни облачка. Но, расставаясь, туристы условились на всякий случай держать связь.
Переход от мыса Перовского до Москальво на севере Сахалина должен был занять максимум день. Но лодка Пичугиных попала в шторм и потерялась.
«Я лично звонил 10 августа [в погрануправление], что экипаж не вышел на связь», — рассказал Денис «Ленте.ру».
Нужно отметить, что в этом месте туристы должны уведомлять пограничную службу, что Пичугины и сделали заранее, как положено.
Поиски, по словам собеседника «Ленты.ру», в первые сутки еще не велись. Вероятно, из-за каких-то проволочек в отношениях между пограничной и спасательными службами. 11 августа Денис сумел через своего знакомого связаться с губернатором Забайкалья Александром Осиповым, чтобы попросить у него помощи.
К поисковой операции были привлечены несколько вертолетов и самолет, наземные силы. Денис и родственники Пичугиных тоже принимали в них активное участие, нанимали машины, чтобы обследовать бухты с обеих сторон пролива.
Близкие знали, что у Пичугиных есть запас питьевой воды и еды, что они опытные рыбаки, способные выжить в море несмотря ни на что, поэтому они просили спасателей, обследовавших около 200 тысяч квадратных километров на воде и более 10 тысяч километров на берегу, не останавливаться.
«Прошу вас, только не прекращайте поиски! Если они нас ждут, а мы их не ищем», — просила со слезами Наталья, мать Ильи.
Спасательная операция не дала никаких результатов, а лодку нашли совершенно случайно. 14 октября 2024 года рыбаки на траулере «Ангел» шли по ночному морю в 20 километрах от берега Камчатки с промысловыми огнями для поиска буев. Они заметили какой-то объект на радаре и сперва решили, что это куча мусора или буй. Но оказалось, что это лодка Пичугиных.
Михаил Пичугин сейчас в больнице. Но вся эта история еще далека от завершения. Следователи СК России возбудили уголовное дело о «нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта» (статья 263 УК).
«Проведен первоначальный осмотр места происшествия, допрошены свидетели, — отметили в Восточном межрегиональном следственном управлении на транспорте. — Проводится комплекс следственных действий, направленных на установление обстоятельств исчезновения граждан, а также проверка изъятого маломерного судна».
По закону обвиняемым по этой статье может быть только человек, уполномоченный управлять лодкой. Среди Пичугиных соответствующие права были только у Михаила.
С учетом того, что его брат и племянник погибли, действия выжившего могут быть квалифицированы по части 3 статьи 263 УК — то есть до 7 лет лишения свободы.
Михаил Пичугин за 67 дней дрейфа похудел с 100 до 50 килограммов. Он собирал дождевую воду и размачивал горох.
В истории уже были случаи, когда люди выживали в таких же суровых условиях. Так, 7 марта 1960 года патрульный самолет американского авианосца «Кирсадж» обнаружил дрейфующую посреди Тихого океана советскую самоходную баржу «Т-42». Четырех находившихся на ней военнослужащих подняли на борт авианосца. Они находились в состоянии крайнего истощения.
Как оказалось, за 49 дней до этого, 17 января 1960 года, сильный шторм сорвал баржу со швартовки у острова Итуруп. Экипаж во главе с 21-летним младшим сержантом Асхатом Зиганшиным израсходовал все топливо, пытаясь вернуться, но сделать это им не удалось.
А за 8 лет до этого, в 1952 году, французский врач, биолог и путешественник Ален Бомбар провел на себе научный опыт, в одиночку переплыв Атлантический океан на надувной лодке. Плавание заняло 65 дней. У Бомбара был с собой неприкосновенный запас еды, но он его не открыл, питаясь только рыбой, планктоном, дождевой и морской водой.
Бомбар похудел на 25 килограммов и был предельно истощен, когда достиг острова Барбадос. Но он доказал, что для выживания в море главную роль играет не физиология и наличие припасов, а здоровый расчет и умение бороться со страхом.
«Моральный фактор играет решающую роль, — писал он в своей книге «За бортом по своей воле». — Статистические данные, утверждающие, что 90 процентов жертв погибают в течение первых трех дней, следующих за кораблекрушением, сразу стали удивительно понятными. Ведь для того, чтобы умереть от голода или жажды, потребовалось бы гораздо больше времени!
Когда корабль тонет, человеку кажется, что вместе с его кораблем идет ко дну весь мир; когда две доски пола уходят у него из-под ног, одновременно с ними уходит все его мужество и весь его разум. И даже если он найдет в этот миг спасательную шлюпку, он еще не спасен. Потому что он замирает в ней без движения, сраженный обрушившимся на него несчастьем. Потому что он уже больше не живет. Окутанный ночной тьмой, влекомый течением и ветром, трепещущий перед бездной, боящийся и шума, и тишины, он за каких-нибудь три дня окончательно превращается в мертвеца.
Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха».