С развитием интернета и технологий электронной коммерции популярным направлением бизнеса стал дропшиппинг. Это вид торговли через интернет, когда продавец не отвечает за производство и доставку продукции, а только принимает заказы через сайт и коммуницирует с клиентами. На первый взгляд кажется, что это легкий способ заработка: нужно лишь найти проверенного поставщика и красиво оформить онлайн-витрину. Однако на деле все намного сложнее. «Лента.ру» рассказывает, как работает дропшиппинг, с чего начать продажу товаров в интернете и что нужно учитывать при создании своего онлайн-магазина.
Дропшиппинг (drop shipping — в переводе с английского «прямая поставка») — это способ розничной торговли, при котором продавец принимает заказы, но не хранит товары на своем складе и не доставляет их.
Такой вид торговли популярен у начинающих бизнесменов, потому что позволяет избежать вложений в склады и рисков остаться с нераспроданными товарами.
Дропшиппер закупает у разных поставщиков товары определенной категории по низкой цене и продает их на одной площадке.
Это самый простой из доступных способов заработка на дропшиппинге. Однако существенный доход таким образом можно получить лишь в том случае, если человек хорошо разбирается в товарах, которые он планирует продавать. Например, если вы хотите заниматься перепродажей одежды, то нужно знать последние тенденции моды и ориентироваться в фабриках, которые шьют такую продукцию дешево.
В таком случае дропшиппер не закупается у поставщика. Когда покупатель заказывает товар в интернет-магазине, дропшиппер принимает оплату и переводит средства партнеру-поставщику, который и доставляет заказ клиенту.
Не у всех поставщиков есть свой интернет-магазин: вы можете заключить с ними договор на выгодных условиях, получив эксклюзивные права на продажу их товара онлайн. Это даст поставщику бесплатную рекламу в сети, а вам — уникальный продукт, которого нет у конкурентов.
Такой способ дропшиппинга сложнее с точки зрения организации бизнеса. Нужно найти поставщика, договориться с ним, посмотреть и сфотографировать нужный товар, а также вложить немало ресурсов в интернет-маркетинг. Также всегда есть риск, что, поработав с одним дропшиппером, компания заключит подобные договоры и с другими. Тогда товары первого дропшиппера перестанут быть эксклюзивными — их начнут продавать другие интернет-магазины, а значит, возникнет конкуренция.
Как правило, это поставка товаров из одной страны в другую. Чтобы начать такой бизнес, дропшипперу нужно договориться с иностранной компанией об онлайн представительстве ее товаров, например, в России.
Здесь важно, чтобы товары этого производителя еще не продавались в РФ или не были распространены. Такой вид бизнеса требует хорошего знания иностранного языка и международного права.
Этот вид дропшиппинга связан с созданием эксклюзивного оформления товаров. Он позволяет учитывать предпочтения пользователей и предлагать им уникальные продукты.
Например, можно разработать дизайны для толстовок. В таком случае, получив заказ, дропшиппер передает компании-поставщику толстовок информацию о количестве и конкретных принтах. Поставщик печатает нужный дизайн на толстовках и отправляет продукцию клиентам.
Вместо толстовок можно выбрать другую продукцию: кружки, футболки, календари, обложки для паспорта и так далее. Также можно собрать несколько видов печати на одной платформе — например, изготавливать рисунок под запрос клиента на одежде или посуде.
Этот вид дропшиппинга, как правило, выбирают люди с креативным мышлением.
Дропшиппинг появился еще до интернета — в 1960-1970-х годах. Он зародился в компаниях, которые занимались почтовыми заказами: они продавали с наценкой товары из универмагов, доставляя их покупателю на дом. Работала схема следующим образом:
В 1990-х, когда развивался интернет, компании, занимавшиеся почтовой торговлей, перешли в онлайн. Сначала люди с подозрением относились к интернет-покупкам из-за вопросов безопасности, но со временем такой способ стал привычным, а дропшиппинг — более популярным.
В 2000-х появились платформы электронной коммерции, что подарило компаниям пространство для продажи товаров потребителям напрямую со склада, без открытия физических магазинов (и соответственно высоких трат на них). Так появились компании eBay, Amazon и Shopify. Они произвели революцию в онлайн-торговле: предложили предпринимателям удобные инструменты для открытия своих интернет-магазинов — поиск товаров, управление складом и выполнение заказов.
Благодаря развитию технологий и глобализации дропшипперы могут обслуживать клиентов по всему миру, вкладывая значительно меньше денег, чем владельцы традиционных офлайн-магазинов. Порог входа в этот бизнес тоже сравнительно низкий, ведь дропшипперу не нужен внушительный стартовый капитал.
В первую очередь нужно стать индивидуальным предпринимателем (ИП) или зарегистрировать ООО. Без этого законно заняться дропшиппингом нельзя — ИП или ООО нужны, если вы собираетесь получать доход от коммерческой деятельности. Без такого статуса не получится зарегистрировать онлайн-кассу, которая должна быть, так как продавцы обязаны отправлять в налоговую инспекцию электронные версии чеков.
Сразу определитесь с географией продаж — решите, кто сможет купить ваши товары. Продавать их можно внутри одного региона, целой страны или по всему миру.
Стратегий выбора множество. Можно начать торговать товарами, которые связаны с интересной вам нишей. Например, если вы разбираетесь в автомобилях, можно открыть интернет-магазин автозапчастей, а если в компьютерах — продавать аксессуары и детали для них.
Лучше выбирать товары, которые пользуются устойчивым спросом, но чем-то отличаются от продукции конкурентов, поделилась своим мнением с «Лентой.ру» маркетолог и основатель агентства по продвижению АПУМ Анна Иоспа. Чтобы понять, подходит ли продукт, необходимо провести исследование: изучить рынок и ассортимент конкурентов.
Следующий шаг — это поиск поставщиков. «Желательно, чтобы у них были хорошие отзывы и условия сотрудничества», — порекомендовала маркетолог.
Способов поиска несколько: в соцсетях, в поисковиках или на международных площадках — например, на Aliexpress, если хотите продавать товары из Китая.
Выбрав подходящего вам поставщика, заключите с ним договор. Обычно на сайтах поставщиков есть публичная оферта — специальный документ для предпринимателей и компаний, которые покупают товары поставщика на продажу. В оферте прописаны все условия сотрудничества, обычно они одинаковые для всех дропшипперов.
Если же такого документа нет или поставщик до вас не работал с дропшипперами, нужно заключить индивидуальный договор. Специального документа для этого нет, подойдет обычный агентский договор.
Можно создать интернет-магазин (например, на платформах Shopify или WooCommerce), разместить товары на маркетплейсах (скажем, Ozon или Wildberries), либо завести страницу в соцсети (к примеру, во «ВКонтакте»).
После интеграции с поставщиком (настройки автоматизации заказов и отслеживания запасов) следует уделить внимание маркетингу и рекламе, считает эксперт. «Нужно использовать социальные сети, контекстную рекламу и SEO-оптимизацию для привлечения первых клиентов», — пояснила Анна Иоспа.
Дропшиппинг, как и любой другой вид бизнеса, имеет как свои преимущества, так и недостатки. И это важно учитывать, прежде чем окунуться с головой в новое дело.
Дропшиппинг — не единственный способ заработать на продажах в интернете. Маркетолог Анна Иоспа поделилась с «Лентой.ру» идеями, которые могут быть полезны для начинающих предпринимателей: