Культура
00:01, 17 октября 2024

В кино — нашумевшая «Анора». За что фильму о романе стриптизерши и сына русского олигарха дали приз в Каннах?

Кадр: фильм «Анора»

В российском прокате «Анора» — лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, в котором важные роли сыграли сразу несколько российских актеров от Юры Борисова до Алексея Серебрякова. «Лента.ру» рассказывает, как американский режиссер Шон Бэйкер сумел снять в Нью-Йорке образцовый русский народный фильм-анекдот о мезальянсе стриптизерши и сына олигарха.

Нью-йоркская стриптизерша Анора Михеева (Майки Мэдисон) предпочитает, чтобы ее звали Эни и благодаря узбекской бабушке владеет не только искусством эротического танца, но и русским языком. Последнее обстоятельство сводит ее с отдыхающим в Америке перспективным клиентом Ваней Захаровым (Марк Эйдельштейн) — сыном всемирно известного российского олигарха Николая (Алексей Серебряков). Пьяный Ваня быстро подпадает под очарование Эни и вызывает ее сначала на приват, а потом и на новогоднюю вечеринку в собственном особняке.

Проснувшись утром 1 января, Ваня предлагает Эни за отдельную плату поехать с ним на неделю в Вегас — и уже там делает ей предложение руки и сердца, подкрепленное кольцом с четырехкаратным бриллиантом. Расписавшись в круглосуточной часовне, молодая семья возвращается в Нью-Йорк, где тут же попадает под прессинг подручных Ваниного папы — который, конечно, требует аннулировать брак. Пока Николай и Галина (Дарья Екамасова) летят в США, животрепещущие вопросы пытаются решить их поверенные Торос (Карен Карагулян), Гарник (Ваче Товмасян) и Игорь (Юра Борисов). Быстро оказывается, что прыть Эни, почуявшей возможность перемены участи, они сильно недооценивают.

«Анора» Шона Бэйкера была главной темной лошадкой в основном конкурсе минувшего Каннского кинофестиваля: мало кто ждал успеха типично американской трагикомедии, все основные действующие лица которой — иммигранты с территорий бывшего Советского Союза. Играют их (за исключением главной героини) русскоязычные актеры — для Канн взять такой фильм в конкурс в текущих реалиях было смело само по себе. В конце концов, даже в «Лимонове» Кирилла Серебренникова, который конкурировал с «Анорой», по-русски, кажется, говорят меньше.

И тем поразительнее результат: фильм Бэйкера обошел новые картины Дэвида Кроненберга, Паоло Соррентино и других признанных мастеров и был награжден «Золотой пальмовой ветвью»

Очевидно, что не последнюю роль здесь сыграл тот факт, что председателем жюри в этом году была постановщица «Барби» Грета Гервиг. «Анора» — кино совершенно в ее духе, которое, пожалуй, куда органичнее смотрелось бы в конкурсе «Сандэнса», а не на Лазурном побережье. Однако шалость удалась: анекдот про русского мажора и узбекскую секс-работницу стал одним из главных фильмов года в мировом масштабе, а впереди у него уже маячит оскаровская гонка.

С этой дистанции «Анора» действительно интригует, а дальше все зависит от оптики. Если вас интересует развитие киноискусства, вехи которого худо-бедно маркирует Каннский кинофестиваль, то к победителю нынешнего года лучше близко не подходить. Ничего прогрессивного или даже остросовременного Шон Бейкер своему зрителю не предлагает. Это фильм в жанре анекдота из жизни диаспоры со всеми необходимыми атрибутами — от желания все время сорить деньгами и Алексея Серебрякова с усами до визита в ресторан Tatiana на Брайтон-Бич. Другое дело, что анекдот длится 139 минут, а значит каждая сцена, несмотря на бодрый монтаж, затянута, гэги повторяются по три раза, и финальный эпизод долго отдает в ушах унылым скрипом автомобильных дворников по мокрому снегу. От скуки могут спасти разве что саркастические аналогии с русскими народными хитами девяностых, возникающие во время просмотра.

У Бэйкера получился действительно очень русский фильм, встающий в один ряд с «Все будет хорошо» Дмитрия Астрахана, «Американской дочерью» Карена Шахназарова, да даже с «Сиротой казанской» и «Бедной Сашей»

При этом кажется, что энергии в картинах тридцатилетней давности было даже побольше — если бы русским режиссерам дали деньги и возможность снимать в США, они аранжировали бы этот сюжет куда более смачно. То же касается и актерского ансамбля, в котором по-настоящему сверкают только Юра Борисов с очередным образом молчаливого бычка и Карен Карагулян, играющий с размахом Джо Пеши из фильмов Скорсезе.

С другой стороны, все эти недостатки легко превращаются в плюсы. Народное кино в России снимать практически разучились, а «Анора» — это именно оно. Это фильм, на котором полагается сначала долго смеяться, а потом горько плакать (и слушать эхо дворников). Майки Мэдисон, пожалуй, не самый лучший выбор для главной героини, но пара удачных сцен есть здесь и у нее. Своеобразным актерским подвигом Мэдисон можно, пожалуй, считать достоверное воспроизведение отчаянной харизмы московской клининг-леди в конце рабочего дня.

Остальные русскоязычные артисты работают здесь в понятном формате пьяного стэндапа, но он в таком сюжете более чем оправдан. Многое искупает и тот факт, что в кадре говорят в основном на матерном русском, который (несмотря на цензурные пищалки) заставит забыть о времени многих зрителей. Ну а Борисов и Карагулян — и вовсе настоящий праздник для всех категорий граждан.

Иными словами, «Анора» похожа на свою бойкую героиню. Наблюдать за ее работой с почтительного расстояния безусловно приятно, а вот сближаться стоит либо в состоянии опьянения, либо просто на свой страх и риск. Если такой фильм придется по вкусу американским киноакадемикам, значит игра действительно стоила свеч, а Борисов и Эйдельштейн (который уже дал интервью The New York Times) вполне могут стать своими людьми в Голливуде.

Фильм «Анора» (Anora) выходит в российский прокат 17 октября

Ярослав Забалуев

< Назад в рубрику