«Лента.ру» продолжает публиковать редкие снимки времен Второй мировой войны. Этот неизвестный немецкий архив фотограф Артур Бондарь купил на аукционе в Германии в 2023 году. В обычном пластиковом пакете было три рулончика черно-белой немецкой фотопленки Agfa Isopan F. К сожалению, никаких опознавательных данных или подписей не оказалось, продавец тоже не имел ни малейшего понятия о происхождении пленок и их авторе. В начале каждой пленки на засвеченном крае виднелись нацарапанные цифры 1, 2, 3. Наверное, фотограф хотел как-то обозначить негативы, которые были в весьма приличном состоянии. Все, что потребовалось для их реставрации, — сухая чистка и выравнивание в течение нескольких месяцев. После сканирования пленок Бондарю удалось восстановить боевой путь автора снимков, но его имя и судьба по-прежнему остались неизвестными. По этим кадрам становится понятно, как самодовольство и спесь погубили одну из лучших дивизий вермахта.
Безымянный немецкий фотограф-любитель служил в 290-й пехотной дивизии вермахта, которой первоначально командовал генерал-майор Теодор Фрайхерр фон Вреде. Все снимки он сделал во время вторжения нацистской Германии в СССР в период с июля по август 1941 года.
290-ю пехотную дивизию сформировали в феврале 1940 года на Мюнстерском военном полигоне. Ее личный состав комплектовался выходцами из Нижней Саксонии — в частности, из городов Ольденбург и Оснабрюк. Впервые дивизия участвовала в боях во Франции весной и летом 1940 года, а затем ее задействовали в последующей оккупации территории Северной Франции.
В марте 1941 года в соответствии с планом «Барбаросса» 290-ю пехотную дивизию перебросили в Восточную Пруссию, подчинив группе армии «Север». Ее расквартировали под Мемелем (ныне Клайпеда в Литве). Во время внезапного нападения на СССР в июне 1941 года личный состав дивизии атаковал позиции советских пограничников на реке Митува, переправившись через нее на двенадцать километров северо-западнее Юрбаркаса (Литовская СССР).
После форсирования реки Дубиса и ожесточенных боев с разрозненными советскими бронетанковыми и пехотными частями у Сурвилишкиса подразделения дивизии захватили Даугавпилс (Латвийская ССР), а затем прорывались на восток в сторону нынешней Псковской области России через Себеж, Остров, Идрицу, Великое Село и в район Старой Руссы (нынешняя Новгородская область России), где в августе 1941 года заняли позиции на реках Ловать и Пола.
В их числе — изображения подбитой советской бронетехники, торжественных маршей и немецких кладбищ в оккупированных советских городах и селах, различных бытовых сцен и зачем-то привязанного к телеграфному столбу чучела медведя (видимо, из местного краеведческого музея) в Опочках (ныне Псковская область России).
Однако на войне хвастаться опасно, поэтому неудивительно, что вскоре боевая удача изменила бравым и самоуверенным гитлеровским солдатам. Только в боях на Старорусском направлении с августа 1941 по январь 1942 года 290-я пехотная дивизия потеряла свыше десяти тысяч человек убитыми, ранеными и обмороженными. Особенно тяжелым положение немецких войск стало после 9 января 1942 года, когда советская 11-я армия совершила прорыв на участке фронта южнее озера Ильмень, закрепленном за 290-й пехотной дивизией.
В начале 1942 года наступающий в юго-восточном направлении советский 1-й гвардейский стрелковый корпус (2-го формирования) вышел в тыл 10-го немецкого армейского корпуса у Старой Руссы, и вскоре основные силы 2-го армейского корпуса 16-й немецкой армии группы армий «Север», в том числе 290-я пехотная дивизия, оказались в Демянском котле.
С февраля 1942 года 290-я пехотная дивизия вела ожесточенные бои в составе окруженной Демянской группировки, во время которых понесла колоссальные потери. Например, 6-я рота 503-го пехотного полка по состоянию на 19 марта 1942 года в своем составе имела в наличии только девять солдат, из них семь человек — обмороженными. В дивизии вместе с тыловыми подразделениями по состоянию на 10 марта насчитывалось 1200 человек. Весной 1942 года уцелевшему личному составу 290-й пехотной дивизии с большими потерями удалось вырваться из окружения во время операции вермахта «Фоллрип» (нем. Fallreep).
Зимой 1943-1944 года обескровленную в предыдущих боях с советскими войсками 290-ю пехотную дивизию переформировали. В начале 1944 года ее личный состав вел бои по обе стороны озера Усвоя. Затем дивизия воевала в районе озера Язно, после чего приняла участие в оборонительных боях вермахта севернее Невеля (современная Псковская область России). Потом 501-й пехотный полк продолжил воевать восточнее озера Каменец, 503-й пехотный полк — под Новгородом, прочие остатки дивизии — в районе Полоцка. В 1944 году после тяжелых боев 290-я пехотная дивизия вермахта отступила от западных окраин РСФСР через Латвию в Литву в район города Биржай.
На завершающем этапе Великой Отечественной войны 290-я пехотная дивизия вермахта, получив новое пополнение в Мемеле, участвовала в наступательных и оборонительных боях с войсками Красной армии под Радвилишкисом и Биржаем, после чего отступила на Курляндский плацдарм через реку Лиелупе южнее Слоки в район Джуксте. На позициях в районе юго-восточнее Салдуса дивизия приняла участие в первом Курляндском сражении у Ирбес-Яунпилса и оборонительных боях у Гаракаса, Арникайши и озера Лиелауце. По итогам этих боев осенью 1944 года командование вермахта расформировало 503-й гренадерский полк.
В начале 1945 года 290-ю пехотную дивизию вермахта 38-го армейского корпуса перебросили для участия в оборонительных боях в составе группы армий «Курляндия», переформированной в январе 1945 года из группы армий «Север». В апреле и мае 1945 года во время ликвидации Курляндского котла войска Красной армии уничтожили боевой потенциал 290-й пехотной дивизии, а ее уцелевший личный состав после безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии сдался в плен.
Артур Бондарь проводит сбор средств для печати книги с ранее не публиковавшимися кадрами Ольги Игнатович — одной из семи советских женщин-фотокорреспондентов. Поддержать фотографа и оформить предзаказ книги можно через сервис Planeta.ru