Дарья проработала в журналистике восемь лет, но однажды решила оставить стабильную работу и погрузиться в мир звука. Ночные рабочие смены, вечерние пары и большое желание научиться новой профессии — такой была ее жизнь. В беседе с «Лентой.ру» она рассказала, как пришла в малоизвестную нишу, о чем спорят на съемочной площадке и как можно зарабатывать на жизнь, записывая звуки леса и города.
До того как я попала в саунд-дизайн (звуковой дизайн), я проработала в журналистике около восьми лет. Я периодически думала сменить профессию, но это так и оставалось смутным намерением, пока я не наткнулась на один подкаст. Он назывался «От хора до хардкора», и в одном из выпусков ведущие упомянули про мастерскую BBC Radiophonic Workshop.
В 50-60-х годах там проводили много экспериментов со звуком. Можно сказать, что пионеры саунд-дизайна появились именно там. Так началось мое знакомство с миром звука. Меня это очень увлекло, и я подумала, что, возможно, готова посвятить этому всю свою жизнь.
Сначала я окончила онлайн-курсы, потом был год офлайн-учебы. Обучение приходилось совмещать с работой в редакции, где я работала в ночную смену.
Графики учебы и работы очень часто не совпадали: бывало такое, что пары и рабочая смена шли в одно время, поэтому приходилось чем-то жертвовать. Чтобы обеспечивать базовые потребности и при этом осваивать новую профессию, трудиться приходилось очень много,
Институт звукового дизайна, где я училась, основал звукорежиссер и композитор Василий Филатов. Он и создал первый в России факультет саунд-дизайна. По сути, это очные годовые курсы, и там было всего четыре факультета: саунд-дизайн в медиа, игровой саунд-дизайн, музыка в визуальных медиа и музыкальный продакшн. Я выбрала первое направление.
Учеба была многогранной и интенсивной. Изначально, так же как и везде, мы изучали теоретическую базу, без которой невозможно двигаться дальше. Но теория не была сухой, и мы постоянно применяли ее на практике. Помимо прикладных предметов, были и более общие — например, история музыки и физика звука.
Например, из чего состоит звук выстрела? Обычным зрителям кажется, что в этом нет ничего интересного, ведь это обычный звук, который они слышат в кино постоянно. Но на самом деле звук, который воспринимается нами как одно целое, может состоять из множества слоев. Этот прием называется лееринг, или наложение.
Работа в звуковом дизайне очень детальная и кропотливая, потому что нужно четко понимать, каким бывает звук, как с ним работать, как его обрабатывать и классифицировать.
Работа со звуком есть во всех сферах, в том числе и в кино, но мой путь в киноиндустрию можно отчасти назвать случайностью. Я никогда не стремилась там работать, но звуковое оформление кинокартин в итоге привело меня и на съемочную площадку.
В производстве кино есть три основных этапа: препродакшн, продакшн и постпродакшн. Препродакшн, или подготовка к производству, включает в себя в том числе создание сценария, поиск локаций и подбор актеров. Продакшн — непосредственно съемки. Это обычно самое энергозатратное звено как по времени, так и по финансам. Многие и не догадываются, что одна смена даже самого простого фильма стоит больших денег. Постпродакшн — монтаж и обработка.
Во время продакшна звук записывается непосредственно с площадки. Но это только половина работы, потому что на этапе постпродакшна звук проходит дополнительную обработку, то есть доводится до идеала. Порой звук с площадки записан грязно: с помехами, шуршаниями и шумами.
В процессе обработки звука его не только очищают от шумов, но и обогащают дополнительными деталями, чтобы звучание было объемным и живым.
Звук играет огромную роль в восприятии кинокартинки, поэтому ему уделяется очень много внимания, иначе целостность зрительского опыта будет нарушена. Всегда нужно обращать внимание на то, насколько правдоподобно и органично звучат элементы микса — звук ветра, шагов, пение птиц, далекая сигнализация машин и тому подобное. Все это маленькие, но очень важные элементы.
Интересно, что даже тишина имеет свой звук. Это называется румтон. Если закрыть все двери в комнате, то мы все равно услышим, например, какие-то отдаленные звуки улицы.
Любую сцену можно озвучить по-разному с помощью определенного набора звуков. Чтобы создать напряженную атмосферу, можно добавить тиканье часов или скрип мебели, комичные сцены же требуют противоположного звукового дополнения.
Звук делится на несколько слоев. Один из них — это синхронные шумы, или фоли. Суть фоли, или синхронных шумов, заключается в имитации и наложении на изображение различных звуков, как фоновых, так и синхронных с происходящим на экране. Они могут быть самыми разнообразными: от шорохов и шелеста одежды до звуков шагов, скрипа дверей и битья стекла.
Реквизит для записи используется самый разнообразный: от крупной соли до половинок кокосовых орехов. Подобные записи в большом кино делают фоли-артисты, но представителей этой профессии в России не очень много. По сути, каждый саунд-дизайнер тоже иногда немного фоли-артист, и очень часто задачи по звуку требуют довольно нетривиальных решений.
Например, шаги по снегу, которые мы привыкли слышать в кино, часто записывают с помощью крахмала, а хруст сломанных костей можно озвучить сельдереем. Это довольно распространенные среди саунд-дизайнеров приемы, однако со стороны подобные решения не кажутся очевидными.
Так, однажды мне понадобилось озвучить костер, и я создала его, обработав записанные звуки шуршания бумаги и пластиковой обертки, а также задувания в микрофон. Этот прием я тоже подсмотрела у других саунд-дизайнеров. Однако работа в звуке тем и прекрасна, что даже при использовании одинаковых инструментов результат каждый раз новый.
Помимо синхронных шумов существуют еще слои, отвечающие за атмосферу, спецэффекты, речь и музыку. Это разделение немного условно, но зато благодаря ему легче понимать друг друга во время работы.
Шумы не всегда записываются отдельно, все зависит от качества записи звука на этапе производства кино. И здесь есть существенное различие между российской и западной системами съемки кино.
Например, в России сильна традиция перезаписи актерской речи в студии, идущая еще из советского кино. Наши зрители привыкли к чистым, выверенным голосам на экране, в том числе и в дублированных иностранных картинах. Но если посмотреть западные фильмы в оригинале, можно сильно удивиться: там порой реплики актеров могут звучать вместе с посторонними шумами. Там считается, что такой звук хоть и не идеальный, но зато более естественный.
Мы привыкли, что есть профессия звукорежиссера. В нашем понимании он занимается звуком, музыкой и тому подобным. А в западной модели кино такой профессии просто не существует. Есть инженер звукозаписи, микс-инженер, мастеринг-инженер и так далее — у западных специалистов более узконаправленный профиль.
Поэтому четких обязанностей у меня нет — правильнее сказать, какими навыками я обладаю, потому что из этого и складывается определенный круг задач. Мои обязанности зависят от конкретного проекта. Навыки можно условно разделить на «работу в поле» (запись на площадке, например) и постобработку.
Иногда для достижения нужного результата требуется найти нетривиальное решение. Мой обычный день часто начинается с отсмотра материала и его озвучивания — делаю я это в программе DAW. Где-то требуются спецэффекты, где-то сай-фай-звучание (научная фантастика), а если дело касается реализма, то упор делается на органическом и живом звуке.
На одном проекте мне надо было озвучить чтение стихотворений. Основная задача стояла такая: органично вплести саунд-дизайн в выступление, чтобы оно стало более живым и цепляющим, чтобы фоновое звучание не конкурировало с чтецом, а дополняло его.
К тому же хотелось и передать художественное восприятие того, кто читал, и добавить что-то свое. В результате получился очень интересный проект, оформленный как эфир радиопередачи из далекого прошлого.
Обязательно нужно быть готовым к тому, что во время съемок что-то может пойти не по плану: не подошел проводок, кто-то не понял задачу, сломалась флешка.
Как-то я участвовала в проекте по съемке короткометражного фильма в Москве. Съемки состоялись в коммунальной квартире в центре, и ничто не предвещало беды. Производство должно было занять два дня.
Половина первого дня прошла успешно, а потом в коммуналку пришли представители собственника и приказали нам покинуть квартиру в течение получаса. Но дело в том, что собрать всю аппаратуру за полчаса физически невозможно: оборудование устанавливается и убирается несколько часов. Наш проект оказался под угрозой, к тому же аренда оборудования стоила огромных денег.
Это была очень стрессовая ситуация, но в итоге все разрешилось благополучно.
Один раз на съемках студенческого проекта получилось так, что звук на флешку не записался: она оказалась неисправной. Это был серьезный косяк, и, если бы это было большое кино, нам с коллегами пришлось бы выплачивать немалые суммы.
Но, как говорится, тяжело в учении — легко в бою. Подобные ситуации возникают на площадках постоянно, и нужно уметь быстро находить из них выход. Поэтому смекалка и выдержка — главные качества звукорежиссера.
Многие саунд-дизайнеры стараются собрать свою собственную библиотеку звуков. И лично мне очень сложно провести границу между хобби и работой, потому что я очень люблю дело, которым занимаюсь.
Так получается, что звуком пропитана вся моя жизнь, и, уезжая отдыхать, я могу захватить с собой рекордер и записать понравившиеся звуки.
Например, мне очень нравится записывать прогулки по разным городам, когда ты не стоишь с рекордером на одном месте, а гуляешь, попутно наблюдая, как на протяжении маршрута меняется звук и одни фактуры перетекают в другие. Порой получаются очень интересные зарисовки, которые я иногда выкладываю в своем канале.
Да и вообще любое место — это очень сложный оркестр, который играет бесконечную симфонию. Она может быть наполнена множеством деталей и фактур — например, в городе, — а может быть монотонной и практически неощутимой. Самое главное — уловить это настроение, прочувствовать его, возможно, даже слиться с этим местом. И, конечно же, зафиксировать все на рекордер.
В любой профессии есть свои нюансы и тонкости, но в работе со звуком главная проблема, наверное, в том, что его нельзя увидеть или пощупать, в отличие, например, от изображения или какого-либо предмета. Говоря о звуке, мы часто говорим о субъективных ощущениях, а они могут довольно сильно различаться. Поэтому в процессе работы в рамках проекта особенно важно взаимодействовать так, чтобы со всеми найти общий язык и прийти к результату, который всех удовлетворит.
Также бывает сложно постоянно находиться с огромным количеством людей на площадке: когда народу так много, конфликты неизбежны. Например, мы часто дискутируем о местоположении каждого участника группы. Мне удобно стоять в определенном месте для записи звука, а оператор может захватывать это место в кадр. Приходится искать компромиссы.
Несмотря на все подводные камни и трудности, с которыми я сталкиваюсь на работе каждый день, я ни разу не пожалела о своем выборе. Освоить азы профессии было непросто, но теперь началось главное испытание на прочность — совершенствование навыков в новой сфере.
И пусть я в начале пути и он довольно тернист, я часто ловлю себя на мысли, что занимаюсь тем, что мне действительно нравится. Если бы у меня была возможность дать совет себе пару лет назад, я бы сказала: «Учиться, учиться и еще раз учиться!»
Когда-то давно, когда я еще не знала ничего про саунд-дизайн, я записывала всякие интересные звуки на встроенный в телефоне диктофон. Тогда я это делала исключительно ради своего удовольствия. Даже подумать не могла, что такое увлечение может стать моей профессией и я буду получать за это деньги. Сейчас я работаю в этой сфере уже год. Что сказать, жизнь удивительна и, как оказалось, действительно никогда не знаешь, где тебе повезет!