Россия
00:00, 25 октября 2024

«Я резко перестала видеть» История молодой россиянки с сахарным диабетом. Как она пытается спасти зрение и свою жизнь?

Минобрнауки: к 2030 году диабетом будет болеть каждый десятый житель Земли
Фото: Shutterstock / Fotodom

К 2030 году каждый десятый житель планеты будет страдать сахарным диабетом, а заболевание выйдет на седьмое место среди наиболее распространенных причин смерти. При этом внутри данной категории больных продолжит увеличиваться число пациентов с офтальмологическими осложнениями. Различные зрительные нарушения уже сегодня являются проблемой номер один для огромного числа людей с диабетом. «Лента.ру» поговорила с двадцатипятилетней Екатериной из Томска, которая живет на инсулине всю свою сознательную жизнь. В последние пять лет она борется за то, чтобы сохранить зрение. Вся надежда Екатерины на инновационную терапию, которая способна спасти ее от полной слепоты.

Контекст

Число больных сахарным диабетом в России растет. Болезнь наряду с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями входит в число самых опасных нозологий нашего времени. Но если последние пугают россиян, то диабет многие не воспринимают всерьез до тех пор, пока болезнь со своими осложнениями не нарушит привычный образ жизни.

Сахарный диабет — тяжелое хроническое заболевание

Это заболевание не только само по себе изматывает организм, но и при отсутствии контроля уровня глюкозы в крови разрушает все органы, вызывая многочисленные осложнения. Диабет является одной из наиболее распространенных причин потери зрения у людей трудоспособного возраста, поскольку скачки уровня глюкозы губительны для сетчатки глаза.

Количество пациентов с такими диагнозами, как диабетическая ретинопатия и диабетический макулярный отек, которым грозят снижение остроты зрения вплоть до полной слепоты, через 20-25 лет вырастет почти вдвое

Ведь заболеваемость сахарным диабетом прогрессивно увеличивается год от года. А значит, вырастет нагрузка и на систему здравоохранения страны, если не начать обеспечивать пациентов современной терапией, способной остановить у них разрушение сетчатки глаз и сохранить им зрение.

Знание не понаслышке

Екатерина из Томска знает о диабетическом макулярном отеке не понаслышке. Ей поставили этот диагноз в 17 лет: зрение резко ухудшилось, но она тянула с визитом к офтальмологу, вымотанная больницами и жизнью на инсулине. Уже потом Екатерина узнала, что при ее типе диабета макулярный отек развивается крайне агрессивно. Сосуды сетчатки становятся хрупкими, что приводит к утечке их содержимого, отеку сетчатки, кровоизлияниям и нарушению зрения. Эти изменения без своевременного лечения становятся необратимыми.

Диабет первого типа (инсулинозависимый) является аутоиммунным заболеванием эндокринной системы. Из-за того что организм не вырабатывает в достаточном объеме инсулин, происходит повышение уровня глюкозы в крови. Заболевание прогрессирует быстро: в организме происходят необратимые изменения, и тяжелые симптомы нарастают.

«Я полностью завишу от вовремя введенного инсулина и соблюдения диеты. При этом я смогла подстроиться под работу и учебу. Чего я не ждала, так это проблем с глазами. К этому я не была готова. В 18 лет я пришла в клинику с жалобами на появление легкого тумана и замутнение в правом глазу, и узнала, что, возможно, не смогу больше видеть. Это был шок. И я не пожелаю никому такое пережить», — говорит Екатерина. Ей понадобилось несколько дней, чтобы взять себя в руки.

Так Екатерина узнала, что у нее может развиться полная и необратимая слепота. На тот момент сетчатка уже была заметно повреждена. Ей нужно было как можно быстрее начинать делать внутриглазные уколы. В больнице, куда она обратилась, появилось лечение для ее заболевания, хоть и не самое приятное, но более щадящее, чем предыдущие методы терапии.

Долгое время сохранять зрение таким пациентам можно было только с помощью лазерной коагуляции сетчатки. Но этот метод связан со значительным воздействием на глаз в целом и не приводит к улучшению функции зрения, лишь давая шанс приостановить прогрессирование заболевания.

Точка отсчета

Сегодня Екатерина остается на поддерживающих внутриглазных уколах. В ноябре у нее контрольная явка, ей сделают обследование с помощью когерентной томографии сетчатки, проверят состояние глаз.

«При этом я должна держать под контролем свое основное заболевание, считать хлебные единицы, контролировать количество употребляемых углеводов», — также отмечает она.

По ее словам, сильно выматывает процесс подготовки к очередному этапу лечения, поскольку приходится заново проходить обследования, после введения препарата находиться в стационаре под наблюдением. Впрочем, главное, чтобы был результат. Добиться же его можно обеспечением последовательности и постоянства в лечении. И здесь очень важно и наличие нужного лекарства, и грамотность медицинского персонала.

«В какой-то момент мне пришлось сменить клинику, поскольку в моей закончилась квота на нужное мне лекарство. В новом месте меня укололи и отпустили на все четыре стороны. Сказали, нужен перерыв. Совершенно случайно через полгода мне позвонила врач из клиники, где мне изначально поставили диагноз, и пригласила на осмотр. Я приехала. Оказалось, что моя сетчатка в ужасном состоянии. Еще немного, и спасать было бы нечего», — с грустью вспоминает Екатерина.

Новые возможности

Современные подходы к лечению офтальмологических осложнений у больных сахарным диабетом могут не только затормозить течение патологических процессов, но и способствовать восстановлению зрения.

«Механизм действия современной инновационной терапии таков, что меняет состояние кровеносных сосудов сетчатки, в том числе в ее глубоких слоях. Когда ты видишь это в результатах исследований, это дает уверенность в завтрашнем дне. До появления подобных препаратов мы занимались только тем, что блокировали патологическое разрастание сосудов, вызывающее отек и ухудшение зрения. Об улучшении структуры сосудов сетчатки даже не шла речь. Сегодня для профилактики фиброзных изменений инновационные препараты должны быть препаратами выбора. Если пациентам удается стартовать с них, то это дает заметные результаты», — комментирует доктор медицинских наук, врач-офтальмолог Юлия Запускалова, которая является практикующим офтальмохирургом и работает как раз с такими пациентами, как Екатерина.

Современные препараты дают возможность не только контролировать состояние сетчатки и сохранять остроту зрения пациентов, но и позволяют увеличить интервал между инъекциями

«Бесспорно, пациентов с диабетом первого типа выматывает зависимость от лечебных учреждений. Ведь это в основном молодые люди трудоспособного возраста, они работают, учатся. Для них это целая история: нужно выпасть из привычной жизни на несколько дней, чтобы сначала подготовиться к госпитализации, пройти все обследования, а потом провести более 48 часов в больнице», — говорит Юлия Запускалова.

Если препарат можно колоть реже, это значительный плюс не только для пациентов, но и для врачей, и системы здравоохранения в целом.

Врачи рекомендуют: пациенты с сахарным диабетом должны регулярно посещать не только эндокринолога, но и офтальмолога. Своевременное выявление нарушений зрения, назначение современной терапии, которая способна остановить губительное влияние диабета на глаза, позволяет спасти пациентов от слепоты. А значит, дает им возможность видеть мир в ярких красках.

Григорий Шугаев

< Назад в рубрику