До президентских выборов в США осталось менее месяца, и кандидаты двух ведущих партий — демократ Камала Харрис и республиканец Дональд Трамп — сосредоточили все свое внимание лишь на семи так называемых колеблющихся штатах: Аризоне, Висконсине, Джорджии, Мичигане, Неваде, Северной Каролине и Пенсильвании. Местные телеканалы наводнила политическая реклама, на которую выделяются многомиллиардные суммы, а кандидаты в президенты и их влиятельные сторонники — от Барака Обамы до Илона Маска — проводят там митинг за митингом. У кого больше шансов завоевать голоса жителей колеблющихся штатов и почему исход борьбы за Белый дом могут определить лишь несколько тысяч из 244 миллионов американских избирателей — в материале «Ленты.ру».
7 октября бывший президент США и кандидат республиканцев на нынешних выборах Дональд Трамп вернулся в небольшой городок Батлер в штате Пенсильвания. Тремя месяцами ранее, 13 июля, политик уже проводил там предвыборный митинг. Когда он демонстрировал собравшимся данные о росте нелегальной иммиграции в США за то время, что у власти стоят демократы, затаившийся на крыше соседней постройки 20-летний стрелок Томас Мэттью Крукс выстрелил в экс-президента. Политика спасло лишь то, что в тот момент, когда стрелок спустил курок, он повернул голову к экрану с миграционной статистикой: пуля лишь немного задела его правое ухо. Покидая сцену в окружении телохранителей из Секретной службы, Дональд Трамп вскинул в воздух кулак, призвав сторонников: «Борись, борись, борись».
Этот момент стал одним из самых знаковых в предвыборной гонке, и без того богатой на драматические повороты: от снятия с выборов действующего президента до разрушительных ураганов за считаные недели до голосования.
Победителя определят, скорее всего, сотые доли процента.
«Я просто хочу, чтобы вы знали, сегодня вечером я вернулся в Батлер после пережитой трагедии и душевной боли, чтобы донести простое послание жителям Пенсильвании и Америки, — сказал Дональд Трамп ревущей толпе. — Наше движение за то, чтобы сделать Америку снова великой, должно стать сильнее, горделивее, сплоченнее, решительнее и быть ближе к победе, чем когда-либо прежде. Мы собираемся сделать Америку снова великой, мы собираемся победить на выборах».
Выступая в Экономическом клубе Чикаго 15 октября, политик признал, что самым решающим штатом для его президентской гонки станет именно Пенсильвания. 21 октября он вновь вернулся в этот штат и встал за фритюрницу в местном «Макдоналдсе»: сотрудники объяснили республиканцу, как опускать корзинки с картофелем фри в кипящее масло, солить приготовленную партию и фасовать ее в фирменные коробки.
В тот же день его оппонентка посетила две афроамериканские церкви в Джорджии, где назвала предстоящее голосование выбором между ненавистью и сочувствием.
Такое пристальное внимание кандидатов к этим штатам неслучайно: голоса их жителей действительно могут стать для них путевкой в Белый дом. Все дело в особенностях избирательной системы.
У каждого штата есть четко установленное число выборщиков — оно равно числу конгрессменов, представляющих его в обеих палатах Конгресса. Лидеры — Калифорния (54 выборщика), Техас (40), Флорида (30) и Нью-Йорк (28).
В подавляющем большинстве штатов действует правило «победитель получает все»: если кандидат одной партии набрал, например, 51 процент голосов, а его противник — 49 процентов, все до одного голоса выборщиков отойдут первому. Исключение составляют лишь Небраска и Мэн: там выборщики распределяются по смешанному принципу — часть лидеру на уровне всего штата, а остальные — по результатам в отдельно взятых избирательных округах.
К первым, например, относятся Алабама и Техас, а к вторым — Нью-Йорк и Калифорния. Однако выборщиков лишь от этих штатов недостаточно для преодоления заветной отметки в 270 голосов. Чтобы попасть в Белый дом, кандидату в президенты надо сыграть в «политический покер» и собрать выигрышную комбинацию из нескольких штатов, где избиратели не отличаются подобной предсказуемостью и шансы на победу есть у обоих кандидатов. В этом году их семь: Аризона (11 выборщиков), Висконсин (10 выборщиков), Джорджия (16), Мичиган (15), Невада (6), Северная Каролина (16) и Пенсильвания (19).
Причем последний штат, по мнению исследователей газеты The Hill, станет самым ключевым из всех семи штатов: по подсчетам специалистов, ни Дональд Трамп, ни Камала Харрис не смогут набрать 270 голосов выборщиков без него, а победитель народного голосования в Пенсильвании с 85-процентной вероятностью станет следующим президентом США.
Из-за растущей поляризации американского общества разрыв между результатами кандидатов в колеблющихся штатах становится все меньше и меньше.
Победу Джо Байдена на президентских выборах 2020 года обеспечил перевес лишь в 10,457 избирателя в Аризоне, 12,670 — в Джорджии и 20,682 — в Висконсине. В сумме чуть более 43 800 голосов, или всего-навсего 0,03 процента американских избирателей. Победу Дональда Трампа в 2016 году гарантировал слегка больший перевес в колеблющихся штатах — около 80 000 голосов.
В борьбе за голоса жителей колеблющихся штатов кандидаты прибегают к любым доступным средствам и уловкам. В ход идут публичные выступления сторонников из числа популярных политиков и бизнесменов, которых также называют политическими «суррогатами».
Так, компанию Дональду Трампу на митинге в Батлере составил миллиардер Илон Маск, владелец соцсети X и компаний Tesla, SpaceX и Neuralink. «Я не просто MAGA (акроним Make America Great Again, слоган Трампа — прим. «Ленты.ру»), я темный MAGA (...). У нас был один президент, который не мог подняться по лестнице, а другой поднял кулак после того, как в него стреляли. Борись, борись, борись! По его лицу текла кровь. Америка — родина храбрых. И нет большего испытания мужества, чем то, как ты поведешь себя под огнем. Итак, кого бы вы хотели видеть лицом Америки?» — обратился он к участникам митинга.
Из «загашников» демократы, в свою очередь, достали бывшего президента Барака Обаму. 10 октября он провел митинг также в Пенсильвании, обратившись к темнокожим мужчинам-избирателям с призывом «не отсиживаться» и без колебаний отдать голос за Камалу Харрис. По его словам, поддержка кандидата от демократов среди афроамериканцев не столь энергична, как в 2008 и 2012 годах, когда он баллотировался на пост президента США, — и «особенно это заметно среди братьев», то есть темнокожих мужчин.
Обе партии также ищут поддержки у известных актеров, музыкантов и спортсменов. Среди знаменитостей, поддержавших Дональда Трампа, — нападающий «Канзас-Сити Чифс» Харрисон Баткер, актеры Розанна Барр и Закари Леви, реперы Азилия Бэнкс и Кодак Блэк, музыкант Кид Рок, рестлер Халк Хоган, модель Эмбер Роуз, а также ресторатор и отец Леди Гаги Джо Джерманотта.
У Камалы Харрис список внушительнее: певицы Тейлор Свифт, Билли Айлиш и Чаппел Рон, музыкант Брюс Спрингстин, актеры Джордж Клуни, Дженнифер Лоуренс, Марк Хэмилл и Сэлли Филд, певица и актриса Барбра Стрейзанд, телеведущая Опра Уинфри, режиссер Спайк Ли, комик Джимми Киммел, баскетболист Стеф Карри, писательница Марта Стюарт и другие.
Другой инструмент, к которому прибегают демократы и республиканцы, — шквал политической рекламы с похвалой своих кандидатов, но гораздо чаще — с критикой оппонентов.
Лишь за последние два месяца до выборов кандидаты в президенты планируют потратить в общей сложности 1,7 миллиарда долларов на политическую рекламу, причем порядка 137 миллионов долларов из них пойдут на рекламу в Пенсильвании, где проживает лишь 13 миллионов человек (или менее 4 процентов населения США).
Но такое упорство может сыграть с кандидатами злую штуку. Хизер Ламар, доцент кафедры медиа и коммуникаций Темпльского университета (Пенсильвания) пишет, что, согласно исследованиям, негативная реклама с критикой оппозиционного кандидата оказывает минимальный эффект на политические предпочтения избирателей, но может вызвать неприязнь к заказчику рекламы, если ее посчитают манипулятивной или нечестной. «А при повторном нежелательном просмотре политической рекламы они могут испытывать "психологическое сопротивление" и повести себя ровно противным образом, чем задумывалось в рекламе», — отмечает она в статье для The Conversation.
В эпицентре борьбы за колеблющиеся штаты оказался даже сентябрьский визит президента Украины Владимира Зеленского в США, первым публичным мероприятием которого стало посещение оружейного завода в Скрэнтоне, штат Пенсильвания. Сам выбор локации (родного города Джо Байдена и одновременно ключевого колеблющегося штата), а также тот факт, что гостя сопровождали лишь демократы, возмутили республиканцев.
Дональд Трамп же попытался политизировать и обратить в свою пользу ураган «Хелен», который в конце сентября привел к сильным разрушениям в двух других колеблющихся штатах — Северной Каролине и Джорджии. Республиканец обвинил контролируемое демократами правительство в том, что они сознательно не помогают районам, где живут сторонники его партии, и дают пострадавшим всего по 750 долларов, потому что потратили средства, предназначенные для ликвидации последствий урагана, на временное жилье для нелегальных мигрантов. В правительстве эти утверждения опровергают.
Однако несмотря на все усилия обеих партий, исход голосования во всех семи колеблющихся штатах остается непредсказуемым, а преимущество кандидатов в отдельных опросах общественного мнения редко выходит за пределы допустимой погрешности.
В Северной Каролине, где республиканец до недавнего времени сохранял небольшое преимущество, позиции обоих кандидатов вновь слишком сблизились, чтобы дать какой-либо прогноз по итогам голосования, следует из трекера электоральных настроений New York Times.
Павел Дубравский, политтехнолог и политический аналитик, автор Telegram-канала Campaign Insider, рассказал «Ленте.ру», что в ночь выборов будет сразу два результата президентской гонки: один — с учетом личного голосования на избирательных участках, который, скорее всего, станет известен раньше; другой — после подсчета досрочного голосования и голосования по почте.
Именно второй результат стал поводом для спекуляций Дональда Трампа о якобы украденных у него голосах, хотя доказать это в суде республиканец не смог.
Так, в середине сентября в Пенсильвании — ключевом колеблющемся штате — республиканцы добились признания недействительными почтовых бюллетеней с неправильной датой.
По словам политтехнолога, на нынешних выборах мы также, вероятно, услышим про округ Марикопа из Аризоны — еще одного колеблющегося штата, где каждый электоральный цикл происходят скандалы из-за подсчета голосов.