В сети широко обсуждают скандальный ролик на украинском языке анонимного автора. В нем украинскую семью гипнотизирует Зеленский-зомби, выступая по ТВ, а в это время их сына насильно забирают в ВСУ сотрудники украинского ТЦК. Видео уже собрало в различных соцсетях миллионы просмотров и тысячи комментариев. На протяжении последних двух лет в сети активно распространяются видеоролики с призывами к россиянам защищать Родину и к украинским солдатам — сдаваться, чтобы спасти свою жизнь. Некоторые сюжеты, направленные на европейскую аудиторию, рассказывают о многомиллиардных тратах западных стран на поддержку Украины и о проблемах в их экономике. Видео набирают миллионы просмотров и становятся предметом бурных обсуждений по всему миру. Кто создает популярные пропагандистские ролики — в расследовании «Ленты.ру».
С 18 октября в сети стал быстро набирать популярность российский агитационный ролик «Политический труп». В видео глава киевского режима Владимир Зеленский записывает обращение к украинцам. При этом сам он гниет заживо. На следующих кадрах украинская семья оказывается зазомбирована обращением Зеленского по телевизору, а в это время сотрудники ТЦК (аналог военкоматов) насильно забирают с собой молодого отца семейства.
Как выяснила «Лента.ру», всего за несколько дней ролик быстро распространился в российском и украинском сегментах Telegram. Только в каналах этой соцсети он набрал более семи миллионов просмотров и тысячи комментариев.
Сейчас ролик активно обсуждают российские, украинские и западные журналисты и блогеры. Так, американский редактор «Медузы» (признана в РФ иноагентом и нежелательной организацией) Кевин Ротрок опубликовал видео в своем твиттере, написав: «Последнее российское пропагандистское видео против Зеленского показывает впечатляющий уровень продакшена».
В твиттере ролик также опубликовал один из наиболее популярных украинских блогеров Анатолий Шарий.
Ролик «Политический труп» стал очередным в серии агитационных видео с пророссийским взглядом на мировые события.
Летом 2023 года в сети распространился ролик на украинском языке под неофициальным названием «Твоя страна», адресованный жителям Украины. В видео говорилось, что киевский режим отнял у украинцев главные культурные достояния и исторические победы под видом борьбы с Россией. Так, пожилая женщина вынуждена прятать православную икону и фотографию 1945 года, а ученый — положить подальше на полку том сочинений Пушкина. В это время голос за кадром говорит: «Твоя страна — это не просто силуэт на карте. Это книга, которую ты знаешь с детства… Это вера, которой тебя хотят лишить… Это твоя история, которую твоя власть осквернила и переписала. Тебе обещали независимость, а вместо этого загнали в колонию. Это больше не твоя страна. Верни себе Украину и помни: ты не один».
Кадры с актерами, играющими украинцев, перемежаются нарезкой реальных кадров из соцсетей, на которых на Украине сносят памятники русским писателям, а украинцев оскорбляют за использование русского языка.
Ни в начале, ни в конце ролика нет указаний на его авторов или конкретный продакшен. Невозможно узнать и первоисточник видео: оно кочует по соцсетям и публикуется разными пользователями и сообществами. При этом, судя по качеству кадров, звуку и игре актеров, ролик был снят с использованием кинотехники и смонтирован профессионалами.
Вскоре после этого в русско- и украиноязычных соцсетях распространились ролики, обращенные к жителям Украины и военнослужащим ВСУ. В них говорилось о насильственной мобилизации и о том, что киевскому режиму не жалко простых украинцев, которых он отправляет на передовую как пушечное мясо.
Бурную реакцию пользователей в России и на Украине вызвал видеоролик на украинском языке «Последний шанс» (другое название — «Вот он. Твой контрнаступ»), разошедшийся в сети в августе прошлого года и приуроченный к началу «контрнаступления» ВСУ, которое в Киеве активно пиарили. В нем демонстрируют драматичную судьбу брошенного в «контрнаступление» мобилизованного парня из ВСУ, которому не удалось спрятаться, сбежать из страны в женском платье или откупиться от военкомов. Вместо гибели на полях «контрнаступления» бойцам ВСУ предлагают спастись, сдавшись в плен.
Вокруг этого ролика в сети развернулись многочисленные дискуссии. Украинский журналист и видеоблогер Анатолий Шарий в своем частном канале переживал по поводу «выросшего качества российской пропаганды».
Поскольку ролик стремительно распространялся по украинским чатам в WhatsApp, украинский центр противодействия дезинформации вынужден был опубликовать его со своими комментариями. А затем киевские пропагандисты попытались использовать российский ролик в своих целях: на видео просто перекрасили шеврон с украинским флагом на рукаве солдата ВСУ и сделали из него российского бойца. Однако сами украинские пользователи заметили эту подмену и возмутились.
После этого главный редактор международного телеканала Russia Today Маргарита Симоньян в своей авторской программе заявила: «Это наш ролик, конечно. Наши ребята сделали». Затем она показала ролик, смонтированный из кадров, снятых в Крыму и Донбассе, в котором развевались российские флаги.
«Флаги меняются вот так», — сказала журналистка. Однако Симоньян не стала комментировать другие ролики с такой же тематикой, снятые в похожей на «Последний шанс» стилистике.
Так, в сети широко разошлись видео на украинском языке «Военком» и «Чьих сыновей мобилизация не касается». Последний был опубликован 1 апреля этого года, через день после появления в интернете видео с детьми мэра Киева Виталия Кличко, которые устроили откровенную вечеринку в Германии. На кадрах Максим и Елизавета Кличко вместе с друзьями покупают алкоголь, пьют коктейли и танцуют полуголыми.
На волне этого скандала украиноязычный агитролик о насильственной мобилизации в ВСУ обратил на себя внимание пользователей. В нем кадры шикарной жизни, которую ведет киевская золотая молодежь за границей, перемежаются кадрами из жизни простого украинца, которого заставили вступить в ряды ВСУ. Пока сын олигарха или украинского чиновника веселится на развратной вечеринке, мобилизованный парень страдает в окопах и получает ранения.
«Вы родились в одной стране. Вы оба хотели лучшей жизни. Путешествовать. Тусоваться. Отдыхать. Отрываться по полной. Но его крутой папочка решил, что тебе это не надо. Его сынок — элита! А ты мясо! Ты готов умереть за него?» — говорит закадровый голос.
Судя по всему, первоисточником этого ролика стал крупный Telegram-канал «Легитимный» (больше миллиона подписчиков), где он был опубликован 1 апреля этого года и собрал 0,5 миллиона просмотров. В 2021 году Служба безопасности Украины заявила, что этот канал якобы является частью «агентурной сети спецслужб РФ», а его администратор — 34-летний уроженец Одессы и участник Антимайдана.
Нам удалось установить, что роль украинца из простой семьи исполнил профессиональный актер из России Александр Панов. Судя по открытым данным, 31-летний мужчина окончил театральный факультет Екатеринбургского театрального института. В его официальной фильмографии нет упоминания о роли в агитационном видео, однако в личном разговоре с журналистом «Ленты.ру» Панов признался, что снимался в ролике.
«Эту роль мне предложила моя агент, с которой мы работаем очень давно. Никакого кастинга я не проходил — режиссер меня уже знал, я у него в другом ролике тоже снимался. С этим продакшеном мы сотрудничали несколько раз, и всегда это был достаточно удачный опыт», — рассказал Александр Панов.
Актер отказался называть фамилию режиссера, сказав, что это будет неэтично. Он также не стал говорить, какая компания занималась производством роликов. Дело в том, что перед началом съемок Александр подписал документ о неразглашении.
«Эту бумагу подписываешь еще до того, как начинаешь участвовать в пробах. Там есть пункт, что нельзя давать интервью, нельзя связываться с журналистами по этому поводу. Когда вышел первый агитролик, порядка 10-15 журналистов мне написали с просьбой о комментарии», — сказал Панов.
Корреспондент «Ленты.ру» напрямую спросил Александра, действительно ли съемками и монтажом ролика о мобилизации занимался телеканал Russia Today, как и в случае с видео «Последний шанс». На это собеседник сказал: «Возможно, вы правы… Но я не могу ничего подтверждать или опровергать, поскольку подписывал документ». По словам актера, после публикации первого агитролика с его участием ему в сети стали писать угрозы.
«Угрожали, писали, что я «за копеечки готов во всякой херне сниматься». Я к этому отношусь профессионально: я артист и, как говорил мой мастер, не выбираю роли — это роли выбирают меня, — сказал собеседник «Ленты.ру». — Мне эта актерская задача (сыграть украинского военного) показалась интересной, это расширяет мой актерский диапазон. А если говорить про идеологию, то я за мир во всем мире. И если, чтобы закончилась война, надо сняться в агитролике, то я поддержу такой способ».
Он добавил, что съемки военных действий для ролика «Две дороги» проходили на военном полигоне в парке ВС РФ «Патриот».
Другая серия агитационных роликов, распространившихся в сети, обращена к россиянам с призывом вступать в ВС РФ и защищать Родину.
Причем как минимум один из них официально авторства RT, о чем также заявляла главный редактор канала. Речь идет о видео с призывом вступать в ВС РФ и «жечь» вместе в зоне проведения СВО.
На видео два бойца справляют малую нужду на колесо сгоревшей натовской БМП и обсуждают пожароустойчивость западного вооружения. Далее камера отлетает назад — и зрителям открывается картина, где на небольшом клочке земли находится огромное количество сгоревших танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров и бронированных автомобилей, а между ними проезжает российская БМП-3 с пехотой.
Маргарита Симоньян в эфире программы «Ч.Т.Д.» отметила, что видео постили и репостили «наши, украинские и прозападные ресурсы». Последние, по ее словам, в поисках заказчика видео «разразились целой огромной статьей-расследованием о том, кто бы это мог быть», поскольку на ресурсах Министерства обороны РФ видео отсутствовало.
«Успокойтесь, это наш ролик. Конечно, это сделали мы. Никто нас не нанимал, и никто нам за это не платит», — сказала главред RT.
По данным «Ленты.ру», роль военного, который сказал, что техника горит, исполнил актер Александр Удалов.
Весной прошлого года в официальном Telegram-канале Минобороны был опубликован ролик «Ты же мужик», который стал самым популярным в серии агитационных видео с призывом идти на контрактную службу в российскую армию.
Его среди прочих СМИ разместил крупнейший австралийский новостной портал News.com.au. Помимо того что он набрал там 1,8 миллиона просмотров, неожиданно в комментариях очень многие англоязычные пользователи написали о разительном контрасте между российской и американской агитационной рекламой военной службы.
Дело в том, что комментаторы сравнили российский ролик, показывающий мужественных и упорных контрактников, и видео, снятое американским оборонным ведомством. Сюжет последнего крутится вокруг женщины-солдата, которая с гордостью рассказывает, что выросла в семье лесбиянок.
Наиболее залайканным комментарием под российским роликом, опубликованным австралийским СМИ, стала запись: «США: познакомьтесь с Эммой и двумя ее мамами; Карен и Эмили. Россия: познакомьтесь с Владом и двумя его мамами; его мать и Родина».
Примерно так же были восприняты летом 2024 года и новые ролики Минобороны: «С нами Бог», «Из чего же сделаны наши мужчины» и «Чистая победа». Они не только хорошо разошлись в российских соцсетях, но и собрали несколько миллионов просмотров и комментариев в англоязычном X. При этом ролик «Из чего же сделаны наши мужчины» буквально порвал всю российскую оппозицию.
Так, российский оппозиционный YouTube-блогер Майкл Наки (1,9 миллиона подписчиков) опубликовал полную версию ролика в своих соцсетях и написал: «Типа, реально, что вы выберете: чилить летом, кушать мороженое и пить банановый смузи ярким деньком или в бронеразгрузке весом 12 килограммов под палящим солнцем сидеть в грязи в окопе?»
«Лента.ру» связалась с блогером и дизайнером Артемием Лебедевым с просьбой сравнить ролик «Жги с нами!» с другими упомянутыми выше и сказать, насколько эти видео похожи между собой по стилистике, цветокоррекции и оформлению.
Собеседник считает, что все эти ролики сняты одной и той же командой.
«Узнаю руку и стиль RT — продакшен иногда даже слишком хороший. Научились в пропаганду, что говорить», — коротко отметил дизайнер.
На Западе не проходят незамеченными агитролики, в которых европейским зрителям показывают пророссийский взгляд на события на Украине. Так, видео «Немецкая семья» вызвало скандал в ФРГ. Западная пресса обвинила в его создании немецкую партию «Альтернатива для Германии». Партии пришлось отвечать на запросы СМИ ФРГ и опровергать свое участие.
В начале ролика показана немецкая семья — отец, мать и ребенок. Они сидят на диване и смотрят телевизор, где показывается эмоциональное выступление канцлера ФРГ Олафа Шольца, призывающего помочь Украине, а ребенок там же играет с плюшевым леопардом. В дом стучатся, и ребенок открывает дверь. Входят четыре чиновника в военной форме из неназванного силового ведомства. Они начинают собирать имущество, которое находится в доме. Параллельно с этим по телевизору транслируется выступление Шольца, где он говорит, что продолжит оказание помощи Украине. Руководительница пришедшей в дом группы вешает на стену портрет украинского президента и произносит: «Хайль Зеленский!» В доме впоследствии практически ничего не остается, а в титрах на немецком языке появляется комментарий: «Ваш дом в НАТО? Смиритесь с НАТО в вашем доме. €22 млрд из бюджета Германии уже отдано Украине с начала 2022 года».
После этого ролика телеканал OstWest выпустил специальное видео, рассказывающее о «русской пропаганде».
После публикации агитролика российская актриса Юлия Конюхова, сыгравшая роль мамы, разместила в соцсетях видеообращение со своим участием, а в описании указала, что видео было снято российским государственным телеканалом RT и что роль ребенка в немецкой семье исполнил ее сын Святослав. Вскоре пост был удален.
При этом источник «Ленты.ру» на телеканале на условиях анонимности подтвердил, что за написанием сюжетов, съемками и монтажом популярных агитроликов стоит команда RT. По его словам, готовые ролики анонимно рассылаются в крупные российские и украинские паблики, после чего их подхватывают и на Западе.
«Продакшен действительно наш. Никакой фабрикой троллей, как убеждает российская оппозиция, мы не оперируем. Мы просто продумываем концепцию, находим актеров, снимаем, сводим и рассылаем. Понятно, прозападникам хотелось бы думать, что мы тратим огромные деньги, чтобы платить людям за репосты и комментирование этих видео. Но нет, сорри: таких денег и желания этим заниматься у нас нет. Мы лучше снимем годный ролик и выпустим его — это у нас получается хорошо», — добавил собеседник.
Он особо отметил, что ролики так же широко распространялись в закрытых украинских чатах.
Так, несмотря на то что канал официально не подтвердил авторство, можно достаточно уверенно утверждать, что все эти ролики были созданы RT.