Принято считать, что личный автомобиль — один из самых больших загрязнителей окружающей среды, а каршеринг — это экологичная альтернатива. Что если авто не покупать, а брать в аренду? Это экологичнее? Ответ на «Сберегаем вместе».
В России постепенно растет популярность электромобилей. Почти каждый десятый житель страны готов обзавестись электрокаром. Главными преимуществами таких машин называют бесшумность, экологичность и экономичность. Однако в использовании электромобилей есть свои нюансы. Жители разных городов России рассказали «Ленте.ру» о своем опыте.
Антон Кулинич, 29 лет, дизайнер, председатель сообщества электромобилистов, Омск. Ездит на Mitsubishi i-MiEV:
Я за рулем с 18 лет, ездил на Daewoo Nexia, затем на Audi A4. Но в 2020 году решил купить электромобиль. Помню, стоял в пробке в Омске. Посмотрел на бортовой компьютер. Он показывает расход бензина 20 литров на 100 километров. Рядом подъехал Nissan Leaf. Я опустил стекло, спросил: «Сколько в месяц уходит на зарядку?» Оказалось, 500 рублей. Тут я понял: надо что-то менять!
Я нашел в Омске клуб электромобилистов, и мы с женой попросили нас прокатить. Это было потрясающе! Больше всего удивило то, что машина очень тихая, в ней можно шепотом разговаривать. Когда стоит, она как будто заглушена, а потом вдруг — хоп! — и поехала, как будто ее сзади кто-то толкнул.
Нашим первым электромобилем стал Nissan Leaf. Он был подержанный, 2014 года, стоил 530 тысяч рублей. Я ездил на нем на работу, за покупками, отвозил детей в сад. Через несколько месяцев мы купили жене Mitsubishi i-MiEV, он поменьше, постарше (2010 года), но и обошелся дешевле — 350 тысяч с доставкой. Затем я осуществил мечту и сменил Leaf на Fiat 500e. Это очень редкий автомобиль, его выпускают всего в двух штатах Америки. Нам его привезли через Белоруссию в Воронеж, а оттуда на автовозе в Омск. Но проездил я на нем всего год. У нас родился второй ребенок, мы купили квартиру побольше, и Fiat пришлось продать. Сейчас он ездит где-то в области. Мы же пользуемся Mitsubishi i-MiEV.
Когда я покупал первый Leaf, меня многие отговаривали, особенно родители. Они начитались мифов об «электричках» — что у электрокаров маленький запас хода, что их негде заряжать и так далее. В ответ на такие сомнения я всегда спрашиваю: как вы думаете, чего в городе больше — бензоколонок или электрических розеток?
Когда мы приобрели Mitsubishi, емкость его батареи была 16 кВт\ч — 78 процентов от максимальной емкости. Сейчас этот показатель — 12 кВт\ч, то есть за четыре года батарея села на 25 процентов. 12 кВт\ч — это примерно 100 километров пути. Если ездить только по городу, хватает на неделю. Но вот недавно мы катались по области три дня, проехали 150 километров, один раз зарядились. Но наш i-MiEV — самый дешевый автомобиль в городе с самой маленькой батарейкой. Один из моих друзей на своем электромобиле увеличил емкость штатной батареи, поставил в багажник дополнительную и без подзарядки доехал до Тюмени — это 650 километров пути.
С зарядками тоже никаких проблем. В Омске сейчас 40 общественных зарядок для электромобилей: и медленных, и быстрых. Та, на которую я езжу чаще всего, в 2,5 километра от моего дома. У i-MiEV есть полноценная стабилизация, которая не дает батарее перегреваться, поэтому мы гоняем нашу «электричку» на быструю зарядку. 20-30 минут — и батарея полная. А пока машина заряжается, можно кофе попить. В месяц на зарядку уходит 600-700 рублей.
Но в принципе электромобиль можно подключить к любой зарядке 220 В. Иногда владельцы «электричек» согласовывают с управляющей компанией дома отдельный счетчик, ставят на фасаде шкафчик с электророзетками и так заряжают автомобили. Кстати, у многих электрокаров есть таймер выезда. К примеру, я выезжаю на работу в 7:50. Ставлю машину на зарядку около дома, выставляю таймер, и к 7:50 батарея заряжена, а салон прогрет.
По сравнению с бензиновыми машинами у электромобилей много достоинств. Кроме бесшумного двигателя, это еще и линейное ускорение.
В «электричках» нет коробки передач. Машина едет на одной передаче что вперед, что назад. Задний ход, правда, у нее ограничен скоростью 40 километров в час, а при движении вперед — втопил пятку в пол, она тебе дала пинка в момент старта — и полетели. Наша i-MiEV разгоняется до 100 километров в час за 10 секунд, и это не сказать чтобы быстро. Однажды меня катали на Tesla Plaid, там разгон был 100 километров в час за две секунды. Меня как вдавило в сиденье — ни вдохнуть, ни выдохнуть.
С электромобилем я забыл, что такое автосервис. Единственный сервис, который я посещаю, — шиномонтаж. Мне как раз и нужна была такая машина, которая не будет ломаться. Самое страшное, что с ней случилось за четыре года, — это ослабшая клемма на 12-вольтовом аккумуляторе, от которого питается вся мелкая электроника.
К недостаткам электромобилей можно отнести печки. Зимой, особенно в наших краях, это самый нагруженный элемент и часто выходит из строя. Некоторые владельцы «электричек» ставят автономный бензиновый отопитель салона — он не только выручает, когда печка не работает, но и позволяет экономить заряд батареи, увеличивая пробег. А вот двигатели в электромобилях прогревать не нужно. Зимой в любую погоду включил машину — и поехал.
Принято считать, что личный автомобиль — один из самых больших загрязнителей окружающей среды, а каршеринг — это экологичная альтернатива. Что если авто не покупать, а брать в аренду? Это экологичнее? Ответ на «Сберегаем вместе».
Что же касается экологии, то «электрички» — самый безопасный для природы вид транспорта. Они не загрязняют воздух выхлопными газами. Считается, правда, что при утилизации литиевые батареи отравляют почву. Но литий — это металл, который не так просто добыть, поэтому аккумуляторы с уже готовым литием, пусть даже «уставшим», ценны. Люди, например, собирают из старых батарей резервные системы питания для дома или ветряков. У нас есть знакомый владелец «электрички», который, если выключают свет, запитывает свой дом от электрокара. Также он поставил две старые ячейки аккумуляторов на велосипед — получился велосипед, который может разогнаться до 100 километров в час.
За четыре года я покатался на разных электрокарах: Chevrolet Bolt, Tesla Model 3. Сейчас мне интересна футуристичная Honda NPI. Наверное, все, что я смогу купить, у меня когда-нибудь будет. На обычные бензиновые машины я теперь пересяду только в одном случае: если мне надо будет часто ездить по работе в другой город. «Электрички» — это не только удобно, но и весело.
Анна Шевчук, 40 лет, ведущий специалист по продажам, Симферополь. Ездит на Nissan Leaf AZE0:
Я очень давно хотела электромобиль. Я считаю, что в семье удобнее иметь две машины: большую бензиновую — для поездок на дальние расстояния и маленький электрокар — для города. У нас с мужем были два Nissan X-Trail. Купить «электричку» я планировала позже. Мы собирались в 2025 году приобрести под Симферополем участок, построить дом, и я думала: вот и буду там ее заряжать.
Два месяца назад один из X-Trail мы решили продать, поменяв на Juke. Но у «жука» багажника почти нет, а мы любим выезжать всей семьей на рыбалку с палатками. Тут я увидела Nissan Leaf с кузовом AZE0 и багажником 370 литров. И подумала: да фиг с ним, с домом. Возьму «электричку» раньше, буду заряжаться в гараже.
Leaf я купила во Владивостоке. Он был подержанный, 2013 года выпуска, зато с левым рулем. Стоил 900 тысяч рублей с доставкой до Севастополя. Мы с мужем и сыном поехали его забирать. Сын не слишком эмоциональный парень. Но когда мы подошли к машине, я спросила: «На чем поедешь домой — на папиной машине или на новой?» Он тут же загорелся: «На новой! Это же космолет!»
Моя первая поездка на электромобиле — это почти 100 километров по трассе от Севастополя до Симферополя. Больше всего тогда в дороге меня сбивала с толку рекуперация. В бензиновом автомобиле, если включить нейтральную скорость, то катишься себе и катишься. Ход машины становится даже легче. А «электричка», стоит отпустить педаль газа, начинает притормаживать. И в этот момент заряжается. Впоследствии оказалось, что медленная езда, например, по пробкам, для электромобиля большой плюс: он не только не тратит электроэнергии, но и пополняет ее запас.
Сейчас я езжу на Leaf каждый день — на работу, в магазин. И мне очень нравится. «Электричка» легче, быстрее, маневреннее, чем бензиновый автомобиль. Хорошо набирает скорость — со светофора я на ней никогда не уезжаю второй. По бездорожью (не в грязь и не зимой) я тоже проезжаю на ней везде, где прошла бы на X-Trail. Просто делаю это медленнее, не рысачу.
На моем Leaf стоит родной аккумулятор. Изначально он был 24 КВт\ч, но к моменту, когда я купила машину, его емкость уже была израсходована примерно наполовину. Зарядить машину я могу в гараже от розетки 220 В. Но от дома до гаража минут десять пешком, так что я чаще заезжаю на быструю зарядку. Я знаю, что это не очень хорошо, особенно в жару, — батарея быстрее деградирует. В Крыму электромобили рекомендуется заряжать на медленных зарядках. Зато на жаре батарея садится не так быстро.
12 кВт\ч мне хватает на три дня. Кроме того, на моем Leaf есть солнечная батарея, за день на солнце она заряжается и питает все мелкие приборы — свет в салоне, кондиционер. Это увеличивает запас хода.
Но главное достоинство электрокара — экономичность. На 100 километров X-Trail по трассе тратит 10 литров бензина, а по городу — 12 литров, то есть 500-600 рублей. Leaf берет 18 кВт\ч на 100 километров, или 63 рубля.
О своих планах купить Nissan Leaf я никому не рассказывала. Когда приехала на нем первый раз на работу, ребята были в шоке. Они привыкли, что я вожу большие машины, а тут — маленькая белая скорлупочка. Стали просить прокатиться. Даже шеф, который много раз говорил, что наши автомобилисты к «электричкам» не готовы, незачем их покупать, и тот проехался и стал рассматривать в интернете электромобили: «Думаю, может жене взять? Смотри, какие красивые Volkswagen, Audi».
Сейчас я свой Leaf с кузовом AZE0 буду продавать. Я купила модель нового поколения — ZE1. Он тоже подержанный, с правым рулем, но зато напрямик из Японии, без пробега по России. И у него больше емкость батареи — 40 КВт\ч. Но я думаю, что в ближайшие годы емкость аккумуляторов и запас хода электрокаров будут увеличиваться. Я читала, что к 2026 году сразу несколько производителей — Toyota, GAC — собираются выпустить партию электрокаров с запасом хода без подзарядки до 1000 километров. Так что самое интересное в мире «электричек» только начинается.
Илья Кошелев, 41, личный водитель, Москва. Ездит на Nissan e-Power, ранее на Nissan Leaf:
Мой водительский стаж — 23 года. Начинал я еще на «Москвиче» 2141, затем был ВАЗ 2115, «Соболь», Opel Vectra, даже Жигули «трешка», а еще Skoda Octavia. После Skoda у меня появился Nissan Leaf.
Электромобиль я купил в 2020 году, когда началась пандемия. Все было закрыто, работы мало. А «электричку» на работе можно было заряжать бесплатно. Nissan Leaf выбрал потому, что это самый популярный электромобиль. Прежде чем его выбрать, я общался с людьми, расспрашивал и взял с кузовом AZE0. ZE0 — это первая модель, там рекуперация похуже. В AZE0 получше и печки стоят с электрическими тенами.
Машина пришла из Японии во Владивосток, а потом на автовозе в Москву. Вместе с доставкой она обошлась мне в 560 тысяч рублей. Она была 2012 года выпуска. Остаточная емкость аккумулятора составляла 67 процентов, или 9 делений. Это примерно 13-14 кВт\ч.
Ощущение от управления электромобилем совсем другое. Во-первых, машина с правым рулем. Во-вторых, ускорение. В бензиновых нажал на газ, и машина начинает набирать обороты, разгоняться. А тут ни рева, ни провалов, все плавно. Чуть дал газу — и она сразу стреляет, как пуля. Необычно.
На «электричке» я ездил в основном из дома на работу и обратно. Оба раза заряжал в гараже от розетки 220 вольт. Один раз зимой, в сильный мороз, забыл дома зарядить, на следующее утро она у меня по дороге на работу показывала ограничение мощности. На работе зарядился по полной, все — ошибка исчезла.
Еще я установил в нее автономный подогреватель. Это такой фен, который работает на солярке и обдувает теплым воздухом салон. Батарея электромобиля на это уже не тратится. Получилось удачно, и теперь я занимаюсь установкой фенов на электромобили.
В 2020 году я на Nissan Leaf ездил в Питер — помогал товарищу перегнать гибридный автомобиль. Мы туда доехали за 18 часов. До Твери заряжались на быстрых зарядках, а после — на медленных. Приезжали на бензоколонку и просили разрешения зарядится от обычной розетки. Пару раз нам, правда, заряда не хватило: один раз мы не доехали до бензоколонки километров восемь, в другой раз — тридцать. Мы проголосовали, и нас взяли на буксир. Пока буксировали, Leaf подзарядился. А обратно, когда «электричка» разряжалась, меня товарищ на веревке тянул.
В целом электромобиль мне понравился. Удобный салон, приятные велюровые сиденья. И ускорение очень понравилось. Со светофора можно народ удивлять. Все стоят, думают трогаться, а рядом машина уходит в точку — без рева, в полной тишине. У электромоторов тяга как у 2-2,5-литровых двигателей внутреннего сгорания.
А еще было очень приятно проезжать мимо бензоколонок. Литр бензина стоит примерно 50 рублей. Бензиновая машина на 100 километров расходует топлива почти на 500 рублей. На быстрой зарядке 1 кВт\ч стоит 15 рублей. Чтобы проехать те же 100 километров, я трачу 50 рублей. Отправляясь в Питер, я на заправке Shell купил на 1000 рублей карточку для зарядной станции, и ее хватило, чтобы съездить туда-обратно. Я считаю, дешево.
В обслуживании «электрички» тоже намного экономней. Раз в 30-60 тысяч километров залить в редуктор 1,5 литра масла, фильтры воздушные поменять — и все. Тормозные колодки ходят до 100 тысяч километров. Там нечему ломаться.
Из недостатков моего Nissan Leaf я бы назвал правый руль. С непривычки я первое время прижимался к середине полосы, за талончиками на парковках тоже очень неудобно тянуться. И то, что емкость аккумулятора постепенно падает. За два года эксплуатации она упала до 7, на два деления. То есть на ней можно было проехать 100 километров, но в режиме дедушки — плавно, без разгонов. А если газовать — на 60 километров только хватало.
Но емкость батареи, кстати, можно увеличить. Один мой товарищ еще в 2018 году купил Nissan Leaf 2013 года выпуска и переупаковал его. Машину он купил в Иркутске, а переупаковку сделал в Куйбышеве. Ему установили батарею 75 кВт\ч, и он теперь без подзарядки проезжает 500 километров. В прошлом году он ездил в Анапу, пять зарядок — и он на юге. Вместе с переупаковкой машина обошлась ему в 1 027 000 рублей. Это хорошая цена. Дешевле, чем Tesla, при том что Tesla столько не проезжает.
Свою «электричку» я продал год назад. Пандемия закончилась, и мне снова надо было ездить на дальние расстояния. Пришлось поменять Leaf на гибридный Nissan e-Power. Когда едешь с маленькой скоростью — например, в пробке или во дворе, — на нем работает электродвигатель, но как только скорость повышается — включается бензиновый мотор. Я его купил на аукционе во Владивостоке и сам пригнал в Москву.