Экономика
17:23, 30 октября 2024

Бизнес использует IT-акселераторы для развития. Как это помогает расти?

Акселератор «Спринт» помог компаниям-участникам заработать 672 миллиона рублей
Фото: Unsplash

Акселерация IT-бизнеса за последние несколько лет заметно трансформировалась. Все больше начинающих предпринимателей в поиске направлений развития и экспертизы выбирают программы, обеспечивающие наставничество и практическую поддержку. Один из акселераторов для IT-компаний — «Спринт» — разработан Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) совместно с Минцифры. Участие в нем по национальному проекту «Цифровая экономика» бесплатно. На примере кейсов выпускников разбираемся, какую ценность представляют акселераторы для IT-отрасли и за счет чего им удается придать ускорения бизнесу.

Прежде всего, в акселерационных программах команда может нарастить компетенции и дополнить экспертизу там, где это необходимо. По сути, акселератор, начиная работать с компанией-стартапом, ведет ее по самому короткому пути к успеху, помогая избегать ошибок и кратно увеличивая работоспособность на всех этапах.

Короткая дистанция

IT-сектор готов предлагать рынку нужные решения, способные заместить продукты и сервисы ушедших из России иностранных компаний, а также следовать за трендами и создавать оригинальные продукты для новых, только формирующихся сегментов и ниш отечественной цифровой экономики.

Перспективные идеи требуют кропотливой проработки. Чтобы приблизить их успех, для начинающих предпринимателей работают специальные программы поддержки и акселераторы

Одна из таких программ на рынке IT-решений — акселератор «Спринт», разработанный Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) совместно с Минцифры по нацпроекту «Цифровая экономика». Для предпринимателей провели 10 конкурсных отборов, на которые было подано более 1800 заявок от компаний из 74 регионов России. В результате акселератор прошли 488 выпускников.

За каждым кейсом — команда, которая смогла предложить рынку продукт, найти потребителей и донести до них ценность именно своего решения, а также прокачать продуктовые, маркетинговые и управленческие компетенции. «Спринт» носит прикладной характер: в ходе программы участники решают не учебные кейсы, как в традиционных бизнес-школах, а работают над своими практическими задачами, тестируют продуктовые гипотезы и практикуются в главных умениях — поиске клиентов и увеличении продаж.

По данным ФРИИ, за период акселерации, который длится три месяца, участники привлекли свыше 236 тысяч пользователей и получили свыше 672 миллиона новой выручки

«"Спринт" — это возможность бесплатно воспользоваться экспертизой и опытом ФРИИ. Мы анализируем деятельность выпускников и после акселерации. Окончившие программу IT-компании демонстрируют устойчивую тенденцию к улучшению ключевых показателей результативности и эффективности. Только за 2021-2023 годы в компаниях, прошедших акселератор "Спринт", создано около 1000 новых рабочих мест, что в два раза выше по отношению к году, предшествующему акселерации. Среднегодовой прирост выручки выпускников "Спринта" составил 1,6 миллиарда рублей. При этом по итогам 2023 года темп его роста в два раза превысили показатели контрольной группы — аналогичных компаний, которые не проходили акселерацию», — комментирует заместитель директора по технологическому развитию ФРИИ Сергей Алимбеков.

В сообществе акселератора «Спринт» начинающие предприниматели работают с профильными специалистами, обладающими опытом и знаниями. Это особенно ценно для компаний, которые только начинают свой путь и во многом двигаются наощупь. В ходе акселерации с участниками взаимодействуют две группы специалистов: предприниматели-эксперты с собственными успешными проектами и трекеры, которые на период акселератора становятся членом команды и помогают быстрее достичь результата.

Курс на успех

Участие в акселерационных программах требует ответственного отношения, поскольку действительно напоминает спринт. Акселератор — это забег на короткую дистанцию, во время которого всей команде стартапа предстоит интенсивная работа, и важно рассчитать силы в условиях ограниченного промежутка времени. Однако после завершения программы важно сохранить набранный темп и не остановиться на финише.

Технологический бизнес — это забег на длинную дистанцию, и акселератор помогает выстроить более четкое понимание траектории движения для достижения амбициозных задач

Дмитрий Серебряков, основатель и CEO «Цифровой HR платформы», об акселераторе «Спринт» узнал в середине 2022 года. К тому времени предприниматель развивал группу цифровых сервисов, объединенных в единую экосистему для оптимизации HR-процессов. Команда «Цифровой HR платформы» решила готовиться к прохождению конкурсного отбора и попала в пятый поток акселератора. Это оказалось правильным решением: только за период программы «Цифровая HR платформа» заработала 9,6 миллиона рублей от новых клиентов, в то время как численность коллектива увеличилась с 15 до 40 человек.

«Программа акселератора начинается с трехдневного очного погружения во все аспекты, которые предстоит пережить. Специально выделенный фаундер или генеральный директор помогает команде-участнику проходить практические обучающие модули и при этом параллельно совершенствовать свой продукт. Таким образом, участие в этой программе является не просто теоретическим курсом. У вас в руках оказывается инструмент модификации собственного продукта с применением методик и алгоритмов программы, которая протестирована на тысячах стартапах и содержит все лучшие практики — причем не только для российского рынка, но и последующего выхода за рубеж», — отметил Дмитрий Серебряков.

Не только в России

Одна из команд работала в акселераторе «Спринт» над развитием платформы TrafficData Macro, предназначенной для сбора и анализа параметров транспортных потоков и пешеходов с камер видеонаблюдения в реальном времени. По результатам участия компания кратно увеличила объем продаж продукта и заметно расширила списки клиентов.

Сегодня платформа работает не только в крупнейших регионах России, но и за рубежом: искусственный интеллект TrafficData Macro оценивает ситуацию на дорогах Бразилии, Турции, Узбекистана, Киргистана, а собранные статистические данные используются в научных целях университетами Белоруссии, Казахстана и Таджикистана.

Первые продажи ПО TrafficData начались в 2020 году: тогда выручка составила около пяти миллионов рублей. Участие в акселераторе в 2022 году стало для команды точкой развития во всех отношениях. Выручка увеличивалась ежегодно, и по оценкам компании в этом году достигнет рекордных 300 миллионов рублей. При этом число клиентов за четыре года выросло более чем в шесть раз.

Сегодня компания из Перми уверенно чувствует себя на международном рынке, не уступая западным компаниям. Участие в акселераторе позволило стартапу использовать огромный опыт ФРИИ в развитии и масштабировании IT-проектов. Например, TrafficData заключила контракт с ведущей компанией по транспортным изысканиям и мониторингу дорожного движения в одной стран из Ближнего Востока. Также функционал платформы в настоящее время включает не только сбор данных, но и оптимизацию управления потоками транспорта на перекрестке во взаимодействии с дорожными контроллерами.

Как стать участником?

Следующий отбор в «Спринт» планируется в 2025 году. Поскольку акселератор проводится по национальному проекту «Цифровая экономика», чья ключевая цель — импортозамещение IT-решений и технологическое лидерство, компании-претенденты должны соответствовать двум приоритетным направлениям. Это новые коммуникационные интернет-технологии (НКИТ) и новое общесистемное программное обеспечение (НОПО).

К первой категории могут относиться стартапы, разрабатывающие коммуникационные и досуговые сервисы, сервисы адаптации и генерации контента, продукты для онлайн-обучения и другие решения. Ко второй — системы управления отношениями с клиентами (CRM), средства распознавания и синтеза речи. Также это могут быть сервисы интеллектуального анализа данных (Data Mining), инструменты извлечения и трансформации данных (ETL) и другое ПО.

Компания-участник должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица, в составе команды — как минимум два человека. От продукта, с которым стартап входит в акселератор, ожидают минимального уровня готовности (стадия MVP)

«Мы регулярно проводим интервью с выпускниками акселератора. Большинство компаний отмечают рост рынка, на котором они работают, и рост спроса на продукты. Более 80 процентов опрошенных участников связывают дальнейший рост выручки с участием в акселераторе "Спринт" и более 90 процентов выпускников расширили свою целевую аудиторию количественно, за счет более точного понимания ценности для клиента своего продукта и оптимизации каналов продаж», — отмечает Сергей Алимбеков, заместитель директора по технологическому развитию ФРИИ.

Подготовка к отбору в акселератор позволяет взглянуть на бизнес со стороны. На места в программе претендует большое количество компаний, при этом команда «Спринта» тщательно обрабатывает заявки, выбирая для участия наиболее перспективные стартапы. Это помогает формировать IT-индустрию и создает условия для роста полноценных игроков на отечественном рынке IT, что в свою очередь ведет к ускорению развития отрасли и экономики в целом.

< Назад в рубрику