В декабре 2024 года ученики 11-х классов пишут итоговое сочинение. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) уже обнародовал правила на этот год: они остались без изменений, новыми будут только темы. Если провалить сочинение, выпускника не допустят к экзаменам. «Лента.ру» рассказывает, как правильно писать декабрьское сочинение, какие требования действуют в 2024-2025 учебном году и какую литературу стоит обязательно прочитать во время подготовки.
Работу в формате сочинение-рассуждение должен написать каждый одиннадцатиклассник, ведь это служит допуском к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). «Итоговое сочинение носит надпредметный характер и проверяет общую эрудицию выпускника, его способность анализировать, приводить тезисы и доказывать их, логично излагая мысли», — рассказала «Ленте.ру» частный преподаватель Екатерина Краснова, которая занимается подготовкой старшеклассников к ЕГЭ и ОГЭ.
Дата проведения. В 2024 году школьники будут писать итоговое сочинение 4 декабря. Его всегда проводят в первую среду декабря. Сочинение не оценивают баллами: ученик просто получает зачет или незачет.
Даты пересдачи. Если школьник получил незачет, у него есть две попытки пересдачи: 5 февраля и 9 апреля 2025 года.
Одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение в своей школе. При этом учебниками, телефонами и другими источниками информации во время работы пользоваться запрещено. Исключение — орфографический словарь, который выдают на время написания работы.
«Главная задача выпускника — написать сочинение по выбранной проблеме, аргументируя свое мнение примерами из опубликованных литературных произведений», — отметила Екатерина Краснова.
При этом эксперт проверяет только те сочинения, которые соответствуют двум главным требованиям.
Если сочинение не соответствует какому-то их этих требований, его даже не начинают проверять по критериям — школьник просто получает незачет.
Есть пять критериев оценки каждого итогового сочинения в 2024-2025 учебном году:
Чтобы получить зачет по итоговому сочинению, ученик должен получить «плюсы» за соответствие теме и привлечение литературного материала, а также дополнительный «плюс» хотя бы по одному из оставшихся трех критериев, отметила в беседе с «Лентой.ру» филолог, культуролог, репетитор по русскому языку и литературе Татьяна Воронцова.
С прошлого года все темы для итогового сочинения берут из закрытого банка тем — он включает в себя более двух тысяч вариантов: часть из них уже использовалась раньше, а часть была добавлена недавно. Все темы делятся на разделы и подразделы.
«Темы могут быть сформулированы в виде вопроса, утверждения или цитаты. Сложных слов в формулировках не будет — равно как и указаний на конкретные произведения», — отметила Татьяна Воронцова.
Из шести предложенных тем ученику нужно выбрать одну, по которой он и будет писать итоговое сочинение. «На экзамене я советую брать ту тему, которая дана в виде вопроса, а не цитаты или назывного предложения. Ответить на поставленный вопрос, то есть сформулировать тезис и написать сочинение-рассуждение по нему, проще, а вероятность логических ошибок меньше», — отметила Екатерина Краснова.
При этом брать нужно не ту тему, которая понравилась, а ту, на которую получится привести хорошие примеры из произведений. При выборе темы из первого раздела можно порассуждать о нравственных идеалах, морали, смысле жизни, гуманизме, мотивах поступков и совести. Также можно написать сочинение-рассуждение о выборе жизненного пути, достижении цели, любви и дружбе, уточнила Анастасия Дьяконова.
Раскрытием темы из второго раздела может быть размышление о влиянии среды на человека, роли личности в истории и исторической памяти. А на одну из двух тем третьего раздела можно порассуждать об искусстве и науке, талантах, творчестве, о собственных интересах.
Структура итогового сочинения не отличается от структуры обычного сочинения-рассуждения. Она включает в себя три части: вступление, основная часть и заключение.
«Жестких требований к объему вступления, основной части и заключения нет. Рекомендация: вступление и заключение должны занимать до одной третьей или даже четвертой части от общего объема сочинения. Следовательно, основная часть — это две трети работы (никак не менее половины)», — уточнила Анастасия Дьяконова.
Во вступлении прежде всего нужно указать тему сочинения. Затем следует обозначить тезис, однако раскрывать его уже в основной части. В целом тезис можно разместить и далее по тексту, но, по мнению Екатерины Красновой, лучше всего сделать это именно во вступлении. Во-первых, так ученик точно про него не забудет, а во-вторых, так будет проще подобрать подходящие аргументы и выдержать тему на протяжении всего сочинения.
«Во вступлении, кроме тезиса, также можно дать некоторые общие размышления о теме (но по делу, без воды) и клише с переходом к основной части, например: "Чтобы подтвердить свою точку зрения, обращусь к произведениям русской классической литературы"», — добавила Краснова.
В итоговом сочинении должна присутствовать аргументация с опорой на литературный материал: так ученик доказывает свою позицию. Можно привести один аргумент, но учителя советуют писать два, потому что так проще набрать нужный объем.
В качестве аргументов можно использовать любые произведения: классику и современных авторов, мемуары и публицистику, сказки и религиозные книги, стихи и даже популярные песни, если вы знаете автора текста. «Главное — не приводить примеры из текстов, которые вы плохо помните», — подчеркнула Татьяна Воронцова.
За каждым приведенным аргументом должен следовать небольшой вывод, который соотносится с темой сочинения. Для этого нужно ответить на вопрос: «Как приведенный пример связан с темой и подтверждает нашу позицию?» Микровывод может быть разным, например:
Это последняя часть сочинения, в которой нужно подвести итоги рассуждений. Заключение должно содержать самые яркие и интересные мысли. Однако на практике часто бывает наоборот, отметила Екатерина Краснова: ученикам не хватает времени или слов, чтобы сформулировать свои мысли, поэтому заключение остается без конкретики или повторяет уже сказанное ранее.
В первую очередь стоит позаботиться о литературном материале для аргументации. Единого списка книг, которые нужно обязательно прочитать при подготовке к итоговому сочинению, нет. Однако учителя советуют прочесть универсальные произведения, которые подойдут под разные темы.
Так же, как и во время подготовки к ЕГЭ по русскому языку, стоит попрактиковаться в написании итогового сочинения. Для этого заранее выберите один их трех разделов: он должен быть понятен и интересен. При выборе также важно опираться на свой читательский опыт.
«Напишите как можно больше сочинений на разные темы в рамках направления, к которому вы готовитесь. Не забудьте также написать одно-два сочинения на тему из другого раздела. Желательно, чтобы ваши работы проверил учитель или репетитор и скорректировал недочеты, если они есть», — добавила Екатерина Краснова.
Это одна из самых частых ошибок, которую совершают ученики. «Нас спрашивают, по каким признакам можно узнать настоящую любовь, а мы пишем про то, как она важна. Задают вопрос, почему предательство обычно ищет для себя оправданий, а мы говорим, что предателем быть плохо», — пояснила Татьяна Воронцова.
Из-за такой невнимательности ученик может потерять «плюс» за логику или вовсе получить незачет.
Хороший литературный пример действительно важен, но только как доказательство, которое позволит подкрепить описанную позицию. «Если у вас нет позиции, никакие разговоры о литературе не спасут вашу работу», — подчеркнула Татьяна Воронцова.
Итоговое сочинение — это рассуждение, анализ, а не отзыв о прочитанном. Поэтому высказывать свое отношение к герою или его поступку здесь неуместно, отметила Екатерина Краснова.
Готовый текст нужно прочитать как минимум три раза, проверяя факты, логику и грамотность.
Не стоит торопиться, пытаясь сдать сочинение раньше остальных. А если есть сомнения в том, как писать какое-то слово, можно воспользоваться орфографическим словарем, который будет доступен во время экзамена.