Российские туристы устремились в речные круизы по стране. По прогнозам специалистов туротрасли, в 2024 году в них отправились рекордные 750 тысяч человек. В навигацию вышли свыше 80 теплоходов, выполнявших как классические маршруты — по Волге, так и экспедиционные — по Сибири. Чем россиян привлекает такой вид отдыха, во сколько он обойдется, кому точно подойдет, а кому, наоборот, покажется скучным — в материале «Ленты.ру».
В 2020-2021 годах из-за пандемии коронавируса речные круизы в России оказались на грани вымирания. Навигация начиналась позже обычного, пассажирам приходилось сдавать тесты на COVID-19 перед путешествием, число гостей из-за границы стремилось к нулю, а на кораблях ужесточили ограничительные меры. В частности, все массовые мероприятия и развлекательные программы на борту были строго запрещены.
Соотечественники, привыкшие отдыхать за рубежом, а после 2022 года сократившие количество поездок из-за отсутствия прямого авиасообщения с Европой, стали рассматривать как одну из альтернатив круизы по российским рекам.
Сначала настороженно, в качестве эксперимента, а уже к лету 2023-го начался настоящий бум. Во многом благодаря сарафанному радио.
По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), в настоящее время круизные операторы фиксируют прирост продаж на 2025 год в среднем на 20 процентов. На это влияют улучшение качества теплоходов и обслуживания и, конечно, высокая возвратность туристов.
Речная навигация в России начинается в конце апреля и заканчивается в начале октября. Поэтому времени для выбора идеального маршрута у путешественников достаточно. Однако туроператоры предупреждают: бронировать туры необходимо заранее.
Только в этом случае турист сможет выбрать конкретную каюту на судне, на желаемой палубе, нужной категории и компоновки.
На 2025 год Fun&Sun подготовил для россиян туры разной продолжительности — от трех до восьми дней. Таким образом, пассажиры смогут провести в речном круизе как выходные, так и длительный отпуск.
Короткие поездки лучше всего подойдут тем, кто ранее не бывал в круизе, но хотел бы познакомиться с таким видом отдыха. Так, к примеру, жителям столицы доступны короткие трехдневные и четырехдневные путешествия по маршрутам Москва — Тверь — Москва, Москва — Углич — Москва, Москва — Углич — Калязин — Москва, Москва — Дубна — Мышкин — Углич — Москва.
При этом есть и более продолжительные, недельные круизы, а именно Москва — Тверь — Углич — Мышкин — Москва, Москва — Углич — Ярославль — Плес — Коприно — Москва, Москва — Дубна — Углич — Мышкин — Ярославль — Кострома — Плес — Нижний Новгород, Москва — Углич — Горицы — Кижи — Мандроги — Валаам — Санкт-Петербург.
«Помимо Москвы у нас есть еще четыре города отправления — Санкт-Петербург, Казань и Нижний Новгород, — добавила Ольга Иванова. — Наибольшим спросом пользуются именно короткие маршруты, так как людям проще подстроить их в свой график. Поэтому их точно стоит бронировать совсем заранее».
Fun&Sun предлагает путешествия на теплоходах уровня «Премиум». Цены за круиз начинаются от 32 тысяч рублей с человека. В компании подчеркнули, что она всегда зависит от продолжительности поездки и выбранной даты, а также категории, оснащенности и расположения каюты (на главной, средней, нижней или шлюпочной палубах).
В стоимость тура входит само речное путешествие с трехразовым питанием на протяжении всего маршрута. Кроме того, на судне работают бесплатные кофейные станции и буфет, где можно поесть между основными приемами пищи.
На теплоходе есть Wi-Fi, медпункт, гладильная комната, открытая солнечная палуба, сувенирный магазин и прачечная.
Для пассажиров также подготовлены бесплатные экскурсии в городах, где останавливается корабль. При этом туристам доступы и дополнительные платные экскурсии.
Если стоимость круиза разбить на части, то можно заметить, что цена каждой услуги выходит значительно дешевле, чем в обычном столичном пансионате. Не говоря уже о хорошем пятизвездочном отеле где-нибудь в Египте или Турции в высокий сезон.
Обычно более дорогие каюты находятся на верхних палубах, дешевые — на нижних. В трюме и на главной палубе размещаются каюты большей вместительности, например, четырехместные. На верхних палубах — одноместные, двухместные и «люксы».
«Перед покупкой тура нам провели небольшой экскурс по каютам, — рассказала «Ленте.ру» Ирина, побывавшая в круизе по Волге в августе. — Нам объяснили, что каюты задней части нижней палубы находятся рядом с моторным отсеком».
Поэтому во время путешествия может ощущаться вибрация. Между тем в передней части ночью может мешать шум от волн. Однако именно в этой части судна самые доступные по цене каюты, наименьшая проходимость и из-за близости к воде прохладно даже в жаркую погоду.
А на главной палубе, наоборот, самая большая проходимость, в особенности по правому борту во время стоянок, посадки и высадки.
На средней палубе сосредоточена основная инфраструктура судна — сувенирные магазины, библиотека, рестораны и т.д. Также предусмотрена прогулочная зона. Эту палубу часто выбирают семьи с детьми и пожилые люди.
Самые дорогие и комфортабельные каюты с панорамными окнами и балконами расположены на шлюпочной палубе. «Здесь происходит вся движуха, — отметила Ирина. — По вечерам здесь шумно, весело и многолюдно. Дело в том, что именно в этой части теплохода находятся бары, проходят концерты, вечеринки и шоу. А вот днем тут можно позагорать. Кстати, с этого уровня открываются самые потрясающие виды».
В Fun&Sun заявили, что за последнее время речными круизами, которые традиционно считались любимым видом отдыха пожилых людей, начала интересоваться молодежь. Также специалисты отмечают и рост числа туристов с детьми.
«Этот вид отдыха намного более продуктивный, чем может показаться на первый взгляд, — рассказала жительница Москвы Кристина, которая дважды была в речном круизе по России. — Каждый день — новый город, а порой и два».
При этом другая жительница столицы Марина, побывавшая в восьмидневном круизе по Волге (Москва — Углич — Рыбинск — Тутаев — Ярославль — Плес — Кострома — Мышкин) уверена, что такой вид отдыха больше подойдет как раз взрослому поколению.
«Там они и единомышленников найдут, и города посмотрят, и это веселее, чем на даче сидеть, — пояснила она. — Понравится тем, кто любит по России путешествовать — это хорошая возможность за неделю посмотреть много всего, при этом особо не напрягаясь».
По словам россиянки, круизы покажутся скучными тем, кто ждет от отдыха «тусовок и драйва».
«Но при этом не лежать у бассейна 24/7, а еще и кругозор свой расширить и узнать что-то новое, — продолжила она. — А еще такой отдых понравится тем, что ты каждый новый день просыпаешься в новом месте, но при этом физически до него никак не надо добираться — ощущение странное, интересное».
В свою очередь, пенсионерка из Москвы Людмила в беседе с «Лентой.ру» рассказала, что за время круизов часто завязываются новые знакомства, которые длятся порой целую жизнь.
«Заводятся дружеские связи, все друг другу помогают, иногда происходит обмен рецептами, — сообщила она. — Например, именно в таком турне я узнала у попутчицы рецепт паштета, который теперь регулярно готовлю на завтрак».
Москвичка Кристина рассказала, что первый раз отправилась в круиз по совету подруги. «Было очень волнительно, — добавила она. — В голове сразу возник вопрос: что же брать с собой? Много советовалась со знакомыми, которые уже были в подобных поездках».
В путешествие девушке рекомендовали взять как вечернюю одежду и обувь для походов ресторан, так и удобную для прогулок и экскурсий.
Тем временем Марина готовилась к круизу так же, как к обычной поездке: взяла маленький чемодан на колесиках, теплую непродуваемую одежду, чтобы защититься от ветра, солнцезащитный крем, несколько футболок и шорт, кроссовки, шлепанцы и полотенце.
«На всякий случай захватила таблетки от укачивания, но они не понадобились — качки не было вообще, и я буквально через пять минут забыла о том, что нахожусь на воде, а не на суше, — пояснила она. — Из нашей компании (нас было шесть человек) не укачивало никого».
Стоит отправиться в круиз и ради особенных впечатлений, традиций и ритуалов, свято соблюдаемых на кораблях. Одним из таких является «капитанский ужин», который обычно проходит в последний день морского путешествия.
На это важное мероприятие женщины приходят в вечерних платьях, а мужчины — в строгих костюмах. В ресторане их встречает лично капитан судна. Пассажирам предлагают шампанское, а главный виновник события со сцены представляет свою команду.
После этого капитан произносит торжественную речь, и все поднимают бокалы за удавшуюся поездку. Такая же торжественная церемония проходит в первый день круиза: капитан всех приветствует на борту и желает легкой дороги.
«С "капитанским ужином" у меня случился полный провал, — призналась москвичка Марина. — Я не знала об этой традиции, поэтому и не взяла с собой вообще ничего нарядного и красивого».
Сам ужин, по словам девушки, был просто шикарный. Гостей угощали игристым, столы ломились от вкусной еды, а сам капитан подходил к каждому столику, благодарил пассажиров, фотографировался с ними и приглашал их в следующие круизы.