5 ноября в США пройдут президентские выборы, на которых избирателям предстоит выбрать между демократом, вице-президентом Камалой Харрис, и республиканцем Дональдом Трампом. В числе главных тем предвыборной кампании — внешняя политика. Хотя она не является приоритетом, многие американцы по-прежнему хотят, чтобы США играли ведущую роль на мировой арене. При этом предвыборная схватка выявила серьезные расхождения демократов и республиканцев по самым горячим вопросам, включая конфронтацию с Россией и будущее конфликта на Украине. Если Камала Харрис поклялась поддерживать Украину «столько, сколько потребуется» и пообещала обеспечить победу США в борьбе за XXI век, то Дональд Трамп стремится показать себя умеренным изоляционистом и миротворцем, заявляя о нежелании США вмешиваться в конфликты за рубежом. О том, что на самом деле стоит за обещаниями кандидатов, почему президентские выборы в США важны для всего мира и как они могут изменить американскую внешнюю политику, в интервью «Ленте.ру» рассказал военный эксперт и бывший разведчик Корпуса морской пехоты США Скотт Риттер.
«Лента.ру»: Кто, на ваш взгляд, победит на президентских выборах? Какой кандидат более предпочтителен для рядовых американцев?
Скотт Риттер: Невозможно сказать, кто из кандидатов более предпочтителен для США.
Ни одна из сторон не будет удовлетворена, если победит другая. Что бы ни случилось, половина США будет недовольна, а другая — счастлива.
Чем дольше они ведут предвыборную кампанию, тем больше американская общественность убеждается в их недостаточной квалификации.
Предсказать, кто из них победит, невозможно. Разрыв между ними слишком минимален, и до последнего момента будет сохраняться вероятность того, что кто-то из них совершит ошибку, которая изменит ход выборов. В мире тоже в любой момент могут произойти события, которые повлияют на исход выборов.
Вы сказали о том, что американское общество расколото. В том, насколько ожесточенно проходит предвыборная гонка, убедились по всему миру, когда видели кадры покушения на Дональда Трампа. Но почему власти допустили это?
Это опасный вопрос, поскольку он подразумевает, что кто-то в правительстве хочет, чтобы Дональда Трампа не стало. Если это так, то это конец американской демократии.
Мы имеем право знать все. Сейчас у общественности нет доверия к правительству.
Дело в том, что за расследование покушений отвечает Отдел национальной безопасности Федерального бюро расследований (ФБР). Однако этот же отдел использовался против Дональда Трампа в 2016 году, чтобы сфабриковать дело о российском вмешательстве в выборы.
Похоже, что сейчас одна партия, демократы, использует систему правосудия и правоохранительные органы, чтобы подавить способность другой стороны навязывать свои идеологические убеждения народу с помощью силы голоса. Причем они пытаются сделать это с помощью запугивания, посягательств на свободу слова и политического насилия.
Учитывая это, когда мы получим ответ на вопрос о подоплеке покушения на Дональда Трампа, он может означать, что с демократией, какой мы ее знаем в США, покончено.
При этом одна из линий раскола между демократами и республиканцами проходит по вопросу внешней политики, в том числе по отношению к конфликту на Украине. В западных СМИ пишут, что после выборов президента помощь Украине от США может уменьшиться и даже прекратиться. Что вы думаете по этому поводу?
Сейчас президент США — Джо Байден. Он знает, что Украина проиграла в этом конфликте, и его не повернуть вспять. По политическим причинам он не может этого сказать, поскольку это повлияет на предвыборную кампанию Камалы Харрис.
Но я думаю, что победивший кандидат будет проводить политику, которая отражает текущие реалии.
В любом случае Украина идет ко дну. США будут заниматься другими вопросами, в том числе продолжающимся конфликтом на Ближнем Востоке, который стал для американцев большой проблемой.
Но недавно Дональд Трамп заявил, что готов урегулировать конфликт на Украине за 24 часа. Как вы относитесь к его словам? Это громкое, ничего не значащее предвыборное обещание или ему действительно это по силам?
Вспомните фотографию его встречи с президентом России Владимиром Путиным в Хельсинки в 2018 году. Дональд Трамп ссутулился, опустив голову, и выглядит поверженным. Владимир Путин стоит прямо, подняв голову, уверенно шагая к трибуне.
Не знаю, о чем они разговаривали за закрытыми дверьми, но язык тела говорит, что Дональд Трамп не может просто поднять трубку и сказать что-то Владимиру Путину, потому что он не станет его слушать. Он — лидер нации, которая добилась столь значительного прогресса на поле боя, что не может позволить кому-то позвонить, чтобы заставить все бросить и отступить. Это не только нереально, но и крайне оскорбительно. Особенно тот факт, что это будет звонок от политика, который ввел против России санкции и угрожал ей. Это оскорбительно.
Дональд Трамп — лжец, и русские это прекрасно знают. Недавно он дал интервью, в котором сказал, что работал вместе с Россией и Китаем, чтобы избавиться от всего ядерного оружия. Но такой встречи не было, что подтверждает российская сторона. Он — лжец! Как ему можно доверять?!
Но он сильно ошибается, и последствия этого провала могут оказаться фатальными для всех нас.
Какое будущее отношений США и Украины можно ожидать в случае победы Дональда Трампа на выборах?
На этот вопрос может ответить только Россия, поскольку непонятно, какой будет Украина. Мнение Дональда Трампа не имеет значения.
В России также заявили, что не считают Владимира Зеленского легитимным президентом Украины. Таким образом, мы уже говорим об Украине, где руководство должно быть переосмыслено либо украинским народом, либо российской стороной, либо украинским народом под влиянием российского руководства.
Украина — побежденная страна, которая не восстановит свой суверенитет до тех пор, пока не будет освобождена от бандеризма. Россия, пожертвовав многим, сделает так, чтобы на территории Украины имя и образ Степана Бандеры больше никогда не появлялись и не упоминались.
Это совсем другая Украина, чем та, с которой имеют дело США, на которую влияет местная диаспора. В 60 милях от Нью-Йорка, в городе Элленвилл, есть летний лагерь, которым управляет Организация украинских националистов (ОУН) (организация, деятельность которой запрещена в России). Там стоит памятник Степану Бандере, и каждое лето тысячи детей приезжают туда, надевают форму нацистов, шествуют с флагами и его изображением, поют песни в его честь и посылают деньги на Украину.
Не думаю, что Россия позволит существовать Украине с такими историческими связями. Диаспора все равно будет существовать, но она будет в полной изоляции от того, во что превратится Украина. И именно с такой Украиной Дональду Трампу придется иметь дело.
А как будут выстраиваться отношения с Россией в этом случае?
Дональд Трамп уже показал, что его желание дружить с Россией поверхностно. Он говорил об этом в 2016 году, а в итоге оказался человеком, который ввел против России больше санкций, чем кто-либо другой.
Необходимы фундаментальные изменения, причем не в двусторонних отношениях, а в самих США.
Именно поэтому я много путешествовал по России в течение последних двух лет, чтобы увидеть ее, попытаться запечатлеть этот опыт и просветить американский народ. В ответ на это правительство США конфисковало мой паспорт, лишило меня возможности путешествовать.
Вот так Соединенные Штаты относятся к любому, кто пытается разобраться с реальным положением дел в России. Наша политика основана на вымысле о том, что Россия представляет угрозу.
США сейчас наблюдают за тем, как рушится их гегемония, в то время как Россия находится на подъеме, становится сильнее, ее все больше уважают в мире. США должны повернуться лицом к своему народу и больше беспокоиться о своих внутренних проблемах и меньше думать о выдумках о том, кто им угрожает.
А в каком результате президентских выборов может быть заинтересована Украина?
Украина живет в мире фантазий. У Владимира Зеленского их две. Первая — победа Камалы Харрис, которая продолжит политику демократической администрации по поставке оружия и денег на Украину. Вторая — победа Дональда Трампа, который заставит Россию принять условия капитуляции. Но оба эти сценария основаны на фантазиях, в них нет реальности.
Это то же самое, что спросить людей на «Титанике» после столкновения с айсбергом, в каком отеле они хотели бы остановиться в Нью-Йорке.
Как вы считаете, Украина способна вмешаться в выборы президента США, у нее есть такие возможности сейчас?
Я считаю, что никто не может вмешиваться в выборы в США. Американский народ выше любого вмешательства, мы упрямые люди, которые приходят к своим убеждениям самостоятельно.
Она демонстрирует абсолютное невежество, особенно когда это говорят американские чиновники, потому что это оскорбление американского электората. Американский народ не поддается влиянию посторонних.
В своей книге «Гонка разоружений» вы рассказываете про опыт работы инспектором за соблюдением Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД, РСМД), в том числе на заводе в Воткинске. Вы также отмечаете, что время подписания соглашения, то есть 1987-1988 годы — период наивысшего уровня политического диалога между двумя странами. В чем причина и кто виноват в том, что двусторонние отношения значительно ухудшились и дошли до самой низкой точки за всю историю?
Виноваты США, которые разрушили договор, сфабриковав основанное на разведданных утверждение, что Россия его нарушает. Мы не приложили никаких усилий, чтобы работать с Россией над решением этого вопроса, потому что нам не нужен был этот договор.
Контроль над вооружениями работает только в том случае, если он взаимовыгоден. США заключили ДРСМД, потому что уважали СССР, относились к нему, как к равному. После распада Советского Союза мы перестали относиться к России как к равной.
Сейчас в Белом доме не знают, как вести переговоры с Россией. Мы привыкли использовать контроль над вооружениями как средство навязывания гегемонии. На самом деле, если контроль над вооружениями осуществляется правильно, он ограничивает гегемонию США.
Мы не только вышли из договора, но и разрушили свою репутацию. Нам больше нельзя доверять. Бывший президент США Рональд Рейган говорил: «Доверяй, но проверяй».
Министр иностранных дел России Сергей Лавров неоднократно обращал внимание на то, что целью США является нанесение России стратегического поражения. Почему в Белом доме заняли такую позицию?
США не уважают Россию. Когда Советский Союз распался, мы сыграли очень большую роль в разрушении Российской Федерации. Мы пришли и попытались уничтожить ее экономически и политически.
Целью многих американских политиков было расчленение России на части, которыми можно было бы легко управлять. Мы никогда не хотели, чтобы Россия оставалась целой и невредимой, чтобы она снова могла заявить о себе на международной арене.
США потерпели неудачу, а Россия преуспела. Они так и не смогли осознать реальность того, чего добился Владимир Путин во главе России. Мы отказываемся верить в то, что Россия исцелила себя сама. Мы продолжаем рассматривать Россию через призму 1990-х годов, потому что многие из тех, кто сегодня определяет политику, сталкивались с ней именно тогда.
Стратегическое поражение России — это крах российской системы. Мы стремились сделать это с помощью экономических санкций. Каждый россиянин должен быть оскорблен тем, что сделали США, ведь речь идет о попытках обрушить российскую экономику.
Но при каких условиях нынешний вектор российско-американских отношений может смениться с конфронтации на более тесное сотрудничество?
Единственный способ исправить ситуацию — относиться к России с учетом современных реалий. Невозможно сесть и поговорить о проблемах с другой стороной, если вы не уважаете ее право на существование так, как она считает нужным.
Мы не имеем права навязывать России свое мировоззрение. Мы должны и обязаны ознакомить Россию с нашим видением мира, но при этом уважать ее собственное, работать с ней, чтобы укрепить те области, в которых мы согласны, и решить путем диалога те вопросы, в которых мнения расходятся.
У США есть проблемы с Владимиром Путиным, которого они не понимают. Так попытайтесь понять! Он не против поговорить, чтобы изложить свою позицию, выслушать вашу и попытаться найти решение. Но Белый дом не заинтересован в такой дискуссии.
США не смогут стратегически победить Россию. Чем больше мы пытаемся нанести вред России, тем больше вреда мы наносим себе и нашим союзникам. Именно мы терпим стратегическое поражение в этом процессе. Опасность не в том, что рухнет Россия, а в том, что рухнет США.
Возвращаясь к РСМД. Насколько важен такой договор для России и США в нынешних реалиях?
Его важность заключается в том, что он изменил способ двустороннего сотрудничества. Работая друг с другом таким образом, мы преодолели предрассудки, порожденные невежеством. Благодаря тому что я и другие американцы приехали в Воткинск, жили среди русских, работали с ними на ежедневной основе, мы увидели реальность России.
Сейчас США придают первостепенное значение наличию систем вооружений, способных противостоять ракетам средней дальности. Таким образом, появляется необходимость возрождения договора.
Какова вероятность, что в ближайшем будущем такой договор будет подписан и какие условия должны быть в нем прописаны?
Я не знаю, сможем ли мы сегодня достичь такого соглашения, возможно ли это из-за сложностей в отношениях с Китаем.
Это не приведет нас к ликвидации такого оружия, но будет сделан первый шаг. Это оружие в Европе — дестабилизирующий фактор. На начальном этапе будет очень сложно заключить договор, поскольку он требует доверия. Мы должны делать маленькие шаги.
В ближайшем будущем Россия и США должны прийти к соглашению, согласно которому ни одна из сторон не будет размещать ракеты средней дальности в Европе. А затем работать дальше, необходимо с чего-то начать.
В чем, на ваш взгляд, Россия превосходит США и другие западные страны, а в чем уступает?
Я не люблю играть в такие игры, сравнивая яблоки и апельсины. У нас совершенно разные исторические пути и культурные веяния. Русским сегодня комфортно быть русскими, американцам американцами — нет.
США сейчас испытывают трудности. Но страна тоже восстановится, у меня нет никаких сомнений в этом.
Однажды США станут страной, которой будут гордиться все американцы, как сегодня все россияне гордятся Россией. Сегодня самая большая разница в том, что русские любят Россию, а США борются со своей самоидентификацией.