Президент России Владимир Путин принял участие в пленарном заседании дискуссионного клуба «Валдай». В своем выступлении он традиционно затронул темы противостояния России и Запада, расширения НАТО на восток, возможного применения ядерного оружия. Помимо этого, глава государства порассуждал о нужности России для мира, затронул тему отношения страны к советскому прошлому, а также предупредил, что мир подошел к опасной черте. Главные заявления — в материале «Ленты.ру».
«Нам с вами выпало жить в эпоху кардинальных, по сути, революционных перемен. Не только осмыслять, но и быть непосредственными участниками сложнейших процессов первой четверти XXI века».
«Мы с вами встречаемся 7 ноября — дата значимая и для нашей страны, можно сказать, и для всего мира».
«Да, у нас сложное отношение к тому (советскому — прим. «Ленты.ру») периоду, учитывая, во что в итоге вылился курс тогдашнего политического руководства страны. С некоторыми трагическими последствиями нам приходится справляться, бороться до сих пор».
«Хочу вновь подчеркнуть: в отличие от наших оппонентов, Россия не воспринимает западную цивилизацию как врага, не ставит вопрос "мы или они", "кто не с нами, тот против нас" — мы же так не говорим никогда».
«Мы не хотим никого учить, никому навязывать свое мировоззрение».
«[Западный либерализм] вылился в крайнюю нетерпимость и агрессию к любой альтернативе, к любой суверенной и независимой мысли и сегодня оправдывает и неонацизм, и терроризм, расизм и даже массовый геноцид гражданского населения».
«Наступает в некотором смысле момент истины. Прежнее устройство мира безвозвратно уходит, можно сказать, что уже ушло».
«Мы подошли к опасной черте. Призывы Запада нанести стратегическое поражение России — стране, обладающей крупнейшим арсеналом ядерного оружия — демонстрирует запредельный авантюризм западных политиков».
«В том, как Запад превратно и в своих интересах истолковал то, что считал итогами холодной войны, как стал перекраивать под себя мир, его беспардонная и беспрецедентная геополитическая жадность — вот подлинные истоки конфликтов нашей исторической эпохи».
«В политике Соединенных Штатов, например, и их союзников последние годы все более заметен принцип "не доставайся же никому", "если не с нами, то против нас". Но послушайте, эта формула — она очень опасная. Потому что и у нас, и во многих странах мира есть такая поговорка — "как аукнется, так и откликнется"».
«Каждый из них — это личность и человек, не случайно попавший на этот олимп».
«Пользуясь случаем, хочу поздравить его [Трампа] с избранием».
«Готовы, готовы. Я не считаю зазорным со своей стороны ему позвонить, просто не делаю этого, потому что руководители западных государств с какого-то этапа чуть ли не каждую неделю мне звонили, а потом вдруг прекратили».
«Под угрозой как раз эта монополия Запада, которая возникла после развала Советского Союза. (...) Любая монополия, как нам известно из истории, рано или поздно заканчивается. Иллюзий здесь быть не может. Монополия — всегда вредная вещь, даже для самих монополистов».
«Если нейтралитета не будет, то трудно будет представить какие-то добрососедские отношения между Российской Федерацией и Украиной».
«[Вооруженным силам Украины] приказано из-за океана держаться [в Курской области] хотя бы до выборов [президента США], чтобы показать, что все усилия Демпартии [США] на киевском направлении были не напрасными».
«Вот они (ВСУ — прим. «Ленты.ру») зашли в Курскую область, но потери колоссальные — больше за три месяца боевых действий, чем за весь прошлый год у киевского режима, свыше 30 тысяч [человек]».
«Мы настроены на то, чтобы создать условия для долгосрочного урегулирования и чтобы Украина в конце концов стала независимым суверенным государством».
«Вот сейчас на некоторых направлениях — на купянском направлении, не знаю, говорили это военные или нет пока до меня: там два очага блокирования. В одном очаге — практически окружение, там войска украинские прижаты к водохранилищу — где-то около 10 тысяч группировка заблокирована. В другом — под Купянском — там около пяти тысяч».
«Россия не раз останавливала тех, кто рвался к мировому господству. Так будет и впредь».
«Мы защитим себя. Пусть об этом ни у кого не будет никаких иллюзий».
«Знаете, еще до всех острых конфликтов сегодняшнего дня мне европейские лидеры многие говорили: "Чего они нас пугают тобой? Нам не страшно"».
«Расширение НАТО на восток стало выглядеть как ползучая интервенция, направленная на разрушение России».
«Прежние гегемоны, привыкшие еще с колониальных времен повелевать миром, все чаще с удивлением обнаруживают, что их перестают слушаться».
«[Искусственный интеллект] нам может только помочь [сформировать русскую идею для XXI века]. Помочь решать те задачи, которые перед нами стоят. И очень важно, как мы их формулируем».
«Использование интернета, конечно, должно быть основано на суверенных алгоритмах, и к этому надо стремиться».
«Очень примитивным образом. Иногда нажимаю несколько кнопок, чтобы кое-что посмотреть».