Мир
00:01, 7 ноября 2024

«Перспектив на мир почти нет» Дональд Трамп снова стал президентом США. Что изменится в мире с его возвращением?

Американист Павел Шариков: Дональд Трамп вряд ли сможет добиться мира на Украине
Михаил Кириллов (корреспондент отдела «Бывший СССР»)
Семен Александров (редактор)
Дмитрий Попов (корреспондент отдела «Мир»)
Александр Непогодин (руководитель направления международной редакции)
Фото: Julia Demaree Nikhinson / AP

В США завершился день выборов. Хотя еще не все голоса подсчитаны, Дональд Трамп, бывший президент и кандидат от Республиканской партии, возвращается в Белый дом. Вопреки скептическим прогнозам аналитиков и высокому антирейтингу, он одержал разгромную победу над своей соперницей, кандидатом от Демократической партии и вице-президентом Камалой Харрис во всех колеблющихся штатах. Не только мировые лидеры, но и американские политики и миллиардеры, включая Джеффа Безоса и Илона Маска, поздравили республиканца с «величайшим камбэком». Выступая с победной речью, Дональд Трамп заверил, что сейчас США как никогда прежде нуждаются в «лечении», пообещал американцам привести страну в новый «золотой век» и «остановить все войны» на земле. Что конкретно Дональд Трамп намерен для этого сделать, кого планирует пригласить в новую администрацию и как это повлияет на конфликты по всему миру — разбиралась «Лента.ру».

«Мы все исправим!»

Предвыборная гонка 2024 года стала, как и предсказывали многие аналитики, самой конкурентной в истории США.

Хотя опросы социологов и СМИ до последнего показывали ничью, а разрыв в рейтингах порой измерялся десятыми долями процента, результаты кампании впечатлили как республиканцев, так и демократов.

По предварительным прогнозам, Дональд Трамп получит 312 голосов выборщиков при 270 необходимых для победы

Его соперница Камала Харрис получит не более 226 голосов выборщиков.

При этом она проиграла и по количеству голосов избирателей, отстав от Трампа примерно на пять миллионов голосов.

Что касается колеблющихся штатов (Джорджии, Пенсильвании, Висконсина, Северной Каролины, Мичигана, Невады и Аризоны), где результаты казались наименее предсказуемыми, Дональд Трамп также побеждает во всех без единого исключения. Причем во время президентских выборов 2020 года все колеблющиеся штаты, кроме одного (Северной Каролины), выбрали демократа Джо Байдена.

В речи перед своими сторонниками Дональд Трамп назвал результаты голосования «политической победой, которой наша страна еще не видела».

Камала Харрис пока не выступала. Ожидается, что она и Джо Байден в ближайшие сутки позвонят победителю и признают поражение демократов на президентских выборах, сообщил телеканал NBС News.

17 декабря состоится голосование коллегии выборщиков, а 6 января Конгресс утвердит его итоги. Инаугурация президента состоится 20 января

Хотя второй, формальный тур голосования, где судьбу кандидата решат выборщики, состоится более чем через месяц, сомневаться в результатах уже не приходится. Ведь даже если демократы и станут судиться за пересмотр итогов на отдельных участках, это не поможет сократить настолько большой отрыв.

Как устроены президентские выборы в США?

Президент и вице-президент США избираются вместе на выборах, проходящих раз в четыре года.

Кандидаты фокусируют свою кампанию на ключевых штатах, проводя митинги, дебаты и рекламные кампании для мобилизации избирателей.

Традиционно есть штаты, которые поддерживают демократов («синие») или республиканцев («красные»). Однако есть штаты, которые называют «колеблющимися» (англ. Swing States, «фиолетовые») — это штаты, в которых ни одна из двух крупнейших партий не обладает поддержкой устойчивого большинства избирателей. От выборов к выборам избиратели в этих штатах склонны менять свои предпочтения, поэтому список колеблющихся штатов непостоянен и изменчив. За голоса таких избирателей ведется интенсивная борьба, и именно от исхода выборов в этих штатах зачастую и зависит, кто станет победителем.

Президентские выборы непрямые. Голосование проходит в два этапа.

Первый этап — это общенациональные выборы, в которых могут принять участие все зарегистрированные избиратели. Голосование осуществляется лично на избирательном участке или по почте.

Второй этап — голосование коллегии выборщиков. Всего в коллегии 538 выборщиков, представляющих каждый из 50 штатов и округ Колумбия.

Для победы на выборах кандидату в президенты нужно набрать 270 и более голосов выборщиков.

У каждого штата есть четко установленное число выборщиков — оно равно числу конгрессменов, представляющих его в обеих палатах Конгресса. Лидеры — Калифорния (54 выборщика), Техас (40), Флорида (30) и Нью-Йорк (28).

В подавляющем большинстве штатов (в 48 из 50) действует правило «победитель получает все»: если кандидат одной партии набрал, например, 51 процент голосов, а его противник — 49 процентов, все до одного голоса выборщиков отойдут первому. Исключение составляют лишь Небраска и Мэн: там выборщики распределяются по смешанному принципу — часть лидеру на уровне всего штата, а остальные — по результатам в отдельно взятых избирательных округах.

При этом львиная доля американских штатов раз за разом голосуют за одну и ту же партию: такие штаты называют «красными» и «синими» — по цветам Республиканской и Демократической партий соответственно. К первым, например, относятся Алабама и Техас, а к вторым — Нью-Йорк и Калифорния.

Однако выборщиков лишь от этих штатов недостаточно для преодоления заветной отметки в 270 голосов. Чтобы победить, кандидату в президенты надо собрать выигрышную комбинацию из нескольких колеблющихся штатов. В этом году их семь: Аризона (11 выборщиков), Висконсин (10 выборщиков), Джорджия (16), Мичиган (15), Невада (6), Северная Каролина (16) и Пенсильвания (19).

Причем последний штат, по мнению исследователей газеты The Hill, станет самым ключевым из всех семи штатов: по подсчетам специалистов, ни Дональд Трамп, ни Камала Харрис не смогут набрать 270 голосов выборщиков без него, а победитель народного голосования в Пенсильвании с 85-процентной вероятностью станет следующим президентом.

При этом не все выборщики обязаны голосовать в соответствии с пожеланиями избирателей — соответствующие правила действуют лишь в 29 из 50 штатов и округе Колумбия.

В теории возможны ситуации, когда ни демократу, ни республиканцу не удастся получить 270 голосов выборщиков — тогда исход выборов способны определить кандидаты от более мелких партий, которые могут пожертвовать своих выборщиков одной из сторон, если у них таковые будут.

В противном случае президент будет избран посредством голосования членов Палаты представителей в соответствии с 12-й поправкой Конституции США, внесенной в 1804 году. Будущему президенту необходимо заручиться поддержкой по меньшей мере 26 из 50 штатов.

С момента принятия поправки к подобной мере пришлось прибегать лишь единожды — в 1825 году. Тогда в президентской гонке, проходившей в условиях однопартийности, приняли участие сразу четыре кандидата: лидеру выборов Эндрю Джексону удалось заработать всего 99 голосов из 131 необходимого; Джон Адамс получил 84, Уильям Кроуфорд — 41, а Генри Клей — 37. В феврале 1825 года в соответствии с 12-й поправкой Палата представителей провела собственное голосование, на котором победил Джон Адамс — впервые президентом стал человек, не получивший ни большинства голосов простых избирателей, ни большинства голосов выборщиков.

Вместе с Дональдом Трампом победу празднует и выбранный им вице-президентом 40-летний Джей Ди Вэнс, который станет одним из самых молодых политиков на этой должности. Как пишет The New York Times, за время предвыборной гонки он показал себя умелым и упорным агитатором.

Кампания оказалась триумфальной для Республиканской партии: «красным» удалось заполучить большинство в Сенате, который удерживали «синие», и, вероятно, в Палате представителей, хотя окончательные результаты пока неизвестны.

Под контролем республиканцев могут оказаться обе палаты Конгресса США, а значит, и вся полнота власти, распоряжаться которой без оглядки на демократов они смогут как минимум два года, до промежуточных выборов в Конгресс. Это важно, если партия действительно собирается провести реформы, обещанные в ходе кампании.

В своем проигрыше демократы, пожалуй, могут винить только себя.

Радикальная левая повестка, наплыв нелегалов через дырявую южную границу, экономические неудачи и выбор Камалы Харрис кандидатом в обход праймериз сыграл с «синими» злую шутку

Призывы к насилию, которые звучали от сторонников Демократической партии на протяжении всей предвыборной гонки даже в мейнстримных изданиях, как оказалось, вызывали резкое неприятие даже у неопределившихся избирателей.

Более того, как считает политтехнолог и политический аналитик, автор Telegram-канала Campaign Insider Павел Дубравский, именно рост антипатии американцев к традиционным СМИ, находящимся преимущественно под контролем демократов, позволил Дональду Трампу обратить ситуацию в свою пользу: «Недоверие традиционным медиа, которое составляет в США сегодня 31 процент, — это самый низкий показатель с 1972 года, когда эти замеры начали вестись».

Но главной причиной разгрома «синих», уверен Павел Дубравский, стала сама кандидатура Камалы Харрис — политика без харизмы, с неоднозначной репутацией и высоким рейтингом недоверия.

«Будет много новых людей»

Что касается внутриполитической программы Дональда Трампа, она почти не претерпела изменений со времен 2016 года. Но и тогда многие обещания политика на практике оказались не более чем пожеланиями к Конгрессу или правительству.

В этот раз по внутриполитической линии он пообещал в случае победы:

Снижение налогов и введение тарифов, борьба с инфляцией и сокращение государственного долга, возвращение из-за рубежа местных компаний, продолжение строительства стены на границы с Мексикой и разгром наркокартелей — традиционные тезисы республиканцев, которые, впрочем, Дональду Трампу ранее не удавалось реализовать полностью из-за расколотого Конгресса и ревизионизма команды его преемника Джо Байдена.

Но в ходе нынешней кампании в этом списке появился еще один примечательный пункт: борьба с гендерно-расовыми нормами и культурным марксизмом в образовании, спорте и повседневной жизни вплоть до полного запрета некоторых из них.

Консервативным и умеренным избирателям, безусловно, это обещание пришлось по душе. Всего же около половины граждан США, по данным The Associated Press, считают, что поддержка прав трансгендеров в стране «зашла слишком далеко»

«Они верят в левую гендерную идеологию и ядовитую критическую расовую теорию. Мы верим в существование двух гендеров — есть мужчины и есть женщины», — рассуждал Дональд Трамп еще несколько лет назад.

Эту точку зрения разделяют и большинство его соратников, включая будущего вице-президента Джея Ди Вэнса, политика Роберта Кеннеди-младшего и предпринимателя Илона Маска, которым пророчат места в администрации.

Команда Дональда Трампа, так же как и программа, должна претерпеть обновление. Как пояснил в разговоре с «Лентой.ру» российский политолог и американист Малек Дудаков, в новую администрацию не попадет большинство функционеров, работавших с ним в 2017-2021 годах.

«Если мы берем внешнюю политику, то здесь сформировался триумвират: это бывший чиновник Министерства обороны США Элбридж Коуби, бывший советник президент США по нацбезопасности Роберт О'Брайен и бывший посол США в Германии Ричард Гренелл. Они будут помогать Дональду Трампу принимать ключевые решения. Что касается Роберта Кеннеди-младшего, то он может занять позицию, связанную с медициной», — рассудил политолог.

Илон Маск при этом, скорее всего, получит должность в сфере дерегуляции экономики.

Именно это обстоятельство, пожалуй, добавляет наибольшей непредсказуемости в решения Дональда Трампа, которые он может принять после вступления в должность.

И это касается не столько внутренних реформ, сколько вопросов внешней политики и обещания «положить конец всем войнам» на планете.

«Украина — это не его война»

Во время избирательной кампании Дональд Трамп постоянно пытался представить себя миротворцем, президентом, который, в отличие от всех других президентов, не начал на своем посту ни одной войны.

В случае своей победы на внешнеполитическом треке он обещал американцам:

Во время предвыборных дебатов с Камалой Харрис в контексте конфликта на Украине он указывал на огромное число жертв, называл демократов виновными за развязывание вооруженных конфликтов по всему миру.

Его слова о войнах считают искренними многие эксперты.

По словам американиста, эксперта Российского совета по международным делам (РСМД) Алексея Наумова, избранный президент действительно попытается завершить все войны, и прежде всего — конфликт на Украине.

Возможные подходы к реализации плана, впрочем, могут быть разными, поскольку Дональд Трамп не детализировал их. Но The Washington Post писало, что в частных беседах он говорил о планах заставить Украину отказаться от части территорий.

При этом будущий вице-президент Джей Ди Вэнс рассказывал, что мирный план предусматривает внеблоковый статус Украины, сохранение за Россией контроля над новыми регионами и создание демилитаризованной зоны вдоль линии соприкосновения

Для этого Дональд Трамп, с одной стороны, может пригрозить Украине прекращением поставок вооружений, с другой — наоборот, резко увеличить ее поддержку, чтобы надавить на Россию.

Эту точку зрения, в частности, разделяет бывший государственный секретарь Майк Помпео, а его назначение в администрацию вполне вероятно, считает американист, руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН Павел Шариков.

Вместе с тем противоречивость подхода к разрешению конфликта на Украине, по словам политолога, может вовсе означать, что детального плана по этому вопросу у Дональда Трампа нет. Миролюбивые заявления могли быть всего лишь предвыборной риторикой, способом привлечь избирателей-изоляционистов, считает он.

В то же время стоит понимать, что настоящих республиканцев-ястребов по типу бывшего советника по национальной безопасности Джона Болтона в администрации вряд ли можно будет увидеть. Однако, с другой стороны, поддержку Республиканской партии традиционно оказывало оружейное лобби, напомнил Павел Шариков.

По его мнению, цель американского военно-промышленного комплекса сочетается с подходом Дональда Трампа, поскольку для нового президента коммерческий интерес остается превыше всего. При этом действовать он может как с помощью экономических мер (добиться понижения цен на нефть), так и неограниченной продажей оружия Украине, что ведет к эскалации конфликта.

В результате будущее конфликта на Украине при Дональде Трампе остается неопределенным.

При этом американист и эксперт РСМД Алексей Наумов уверен, что Дональд Трамп считает основным конфликтом XXI века противостояние с Китаем, поэтому он заинтересован в том, чтобы обеспечить как минимум нейтралитет России в этом вопросе, а значит, готов будет пойти на уступки. Жесткая линия против Китая, отмечает он, толкает политика на сотрудничество с Россией.

«Дональд Трамп и его команда понимают, что однополярный мир уходит в прошлое, и планируют воспользоваться этим. США не будут пытаться сохранять военную гегемонию там, где это уже невозможно, но усилят экономическое влияние, стремясь превратить страну в ведущий центр для инноваций, инвестиций и вывода капитала. Вместо глобального военного доминирования США сделают ставку на статус торговой сверхдержавы», — резюмировал эксперт.

< Назад в рубрику