«Ад на земле» — так прозвали в прессе реалити-шоу «Слепая любовь» (Love is Blind), один из главных хитов стримингового сервиса Netflix, в котором молодые американцы вслепую ищут вторую половинку. За последние несколько лет против продюсеров проекта подали ряд исков: их обвиняют в манипулировании участниками, создании нечеловеческих условий труда, а также замалчивании сексуального насилия на съемках. Подробнее о том, какая страшная правда вскрылась об одном из самых популярных шоу Netflix, — в материале «Ленты.ру».
24-летней Бриане Холмс, участнице первого сезона «Слепой любви», стало трудно дышать, когда мужчина, с которым она рассчитывала провести всю свою жизнь, признался, что не готов сделать ей предложение руки и сердца. Едва сдерживая слезы, она выбежала со съемочной площадки и разрыдалась в одном из трейлеров съемочной группы.
Продюсеры передачи и операторы бросились за девушкой в надежде заснять ее истерику от начала до конца. «Они буквально гнались за мной от съемочной площадки до трейлера, направляя камеры мне в лицо», — пожаловалась Холмс. В тот момент участница решила, что больше не хочет сниматься в проекте.
Сразу после этого Холмс покинула шоу. Девушка была травмирована не только отказом понравившегося ей мужчины, но и постоянным давлением на съемках. Ей, как и другим участникам, дали всего несколько дней на то, чтобы выбрать человека, с которым она захочет сыграть свадьбу, при этом ни разу не увидев его.
Премьера «Слепой любви» состоялась на Netflix в январе 2020 года, за месяц до того, как СOVID-19 заставил миллионы американцев уйти на карантин. Пандемия коронавируса пошла только на пользу популярности проекта: запертые в своих домах зрители не могли оторваться от страстей и интриг, происходивших на экране.
«Слепая любовь» выделялась среди других романтических шоу тем, что она была задумана не только как развлекательная программа, но и как социальный эксперимент. Его цель — подтвердить теорию о том, что можно построить крепкие и гармоничные романтические отношения с человеком, ни разу не увидев его вживую.
Первый сезон «Слепой любви» посмотрели 30 миллионов человек по всему миру. Фанатами передачи стали телезвезда Ким Кардашьян, певица Билли Айлиш и актер Дэниел Рэдклифф. Свои версии проекта выпустили в Великобритании, Швеции, Мексике, Бразилии, Японии и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ).
В эфире передачи 15 парней и 15 девушек отправляются на быстрые свидания, по очереди знакомясь друг с другом. При этом есть важное условие — им нельзя видеть друг друга. Каждый из них находится в небольшой комнате с диваном и через громкоговоритель общается с собеседником в комнате напротив.
За десять дней молодые люди должны определиться, с кем они готовы построить отношения, после чего пары обручаются и наконец встречаются лицом к лицу. Те, кто не смог найти партнера, покидают проект. Затем новоиспеченные женихи и невесты отправляются отдыхать на курорт, где узнают друг друга поближе.
Следующий этап — пары переезжают в квартиру, где должны прожить вместе три недели. За это время влюбленные узнают, как они ведут себя в обычной жизни, а также знакомятся с друзьями и семьями друг друга. Шоу завершается свадьбами, во время которых участники говорят «да» или «нет» своим партнерам у алтаря.
«Одно из лучших шоу в истории. И точка. Правдивое, оригинальное, познавательное, эмоциональное и очень интересное!», «"Слепая любовь" весело и легко смотрится», «Это реалити-шоу безумно интересное. (...) Для меня как человека, который всегда изучал поведенческую психологию, этот социальный эксперимент кажется очень увлекательным», — такие комментарии оставляют поклонники передачи.
Однако уже в июле 2022 года вокруг «Слепой любви» разгорелся скандал: участник второго сезона Джереми Хартвелл подал в суд на Netflix и продюсерские компании Kinetic Content и Delirium TV, работавшие над шоу. Он заявил, что создатели передачи нарушали трудовое законодательство и заставляли героев сниматься в «небезопасных и бесчеловечных» условиях.
По словам Хартвелла, в первый день съемок его и других участников попросили сдать мобильные телефоны, деньги и паспорта. Он знал, что на время производства шоу запрещено пользоваться телефонами, однако решение съемочной группы забрать еще деньги и документы неприятно удивило его. Эта мера показалась ему излишней.
Согласно контракту, который подписал Хартвелл, участник шоу соглашается с тем, что съемки могут привести к «раскрытию личной и дискредитирующей информации» и «публичному осуждению». При этом, как подчеркнул он, в договоре не было ничего, что могло бы подготовить героев к тому опыту, через который им в итоге пришлось пройти.
После того как у молодых людей забрали личные вещи, их отвезли в гостиницу, где каждого разместили в отдельном номере. «Самое первое, что с нами сделали, — это изолировали нас в номерах примерно на сутки. По сути, мы были заперты», — пожаловался Хартвелл.
Дальше, по его словам, было только хуже. Героев проекта заставляли сниматься ежедневно без перерывов на обед. На площадке было мало еды и воды, но много алкоголя. Съемочная группа всячески подталкивала парней и девушек к употреблению спиртных напитков, чтобы они быстро пьянели и делились самым сокровенным перед камерами.
Помимо этого, Хартвелл сообщил, что столкнулся с психологическим давлением на съемках. Однажды продюсеры долго расспрашивали молодого человека о прошлых отношениях, пытаясь выведать болезненные для него подробности. «Я плакал навзрыд. Мне было очень некомфортно, это был настоящий стресс», — вспомнил герой второго сезона.
В иске Хартвелл также указал, что участников шоу зарегистрировали как самозанятых, а не как сотрудников, что позволяло продюсерам платить им ниже минимума. Во время производства шоу они получали 7,14 доллара (690 рублей) в час. При этом в Калифорнии, где проходили съемки, минимальная зарплата сотрудников составляла 15 долларов (1,4 тысячи рублей) в час.
Иск Хартвелла побудил заговорить других участников «Слепой любви», столкнувшихся с несправедливостями на площадке. Несколько человек рассказали, что съемочный день длился 20 часов, из-за чего они мало спали. Парни и девушки пытались вздремнуть во время коротких перерывов, но им часто мешали свет и шум.
Герои также подтвердили слова Хартвелла о недостатке пищи и воды. «Еды все время не хватало. Я помню, как мы пришли на кухню, а там было одно сваренное вкрутую яйцо. Дело чуть не дошло до драки, когда мы пытались выяснить, кому достанется это яйцо», — пожаловалась Даниэль Рул, появившаяся во втором сезоне «Слепой любви».
В один из съемочных дней Рул внезапно упала в обморок, когда пила шампанское. Девушка связала это с тем, что она плохо ела, мало спала и не пила достаточно воды. Однако продюсеры шоу решили, что она заболела, и попросили ее сдать тест на COVID-19. Результат оказался отрицательным, и девушку заставили сниматься дальше.
Покинуть проект по своему желанию участники не могли, за самовольный уход без согласия продюсеров они должны были выплатить штраф в размере 50 тысяч долларов (4,8 миллиона рублей). Даже если парень и девушка во время съемок решали, что они не хотят быть мужем и женой, то они должны были дойти до алтаря и только там уже сказать нет.
Для Холмс, покинувшей «Слепую любовь» с согласия продюсеров еще на этапе знакомств, участие в шоу обернулось сильным стрессом. После передачи ей пришлось уволиться с работы, потому что она не смогла вернуться к прежней жизни. Кроме того, девушка сильно расстроилась, когда узнала, что большинство сцен с ней вырезали из шоу.
Одна из героинь второго сезона «Слепой любви» заявила, что впала в депрессию из-за массовой критики, с которой она столкнулась после выхода шоу. По словам участницы, создатели передачи выставили ее злодейкой на экране, из-за чего она стала получать множество гневных сообщений в соцсетях. На нервной почве у нее даже случился выкидыш.
После съемок некоторым участникам позвонил психолог, которого наняли продюсеры проекта, и спросил об их самочувствии. Молодым людям показалось, что это было сделано для галочки, потому что во время разговора, длившегося всего пару минут, специалист задал общие вопросы и даже не попытался помочь решить их проблемы.
Второй иск против продюсеров «Слепой любви» в октябре 2023 года подала героиня пятого сезона Тран Данг. Девушка заявила, что подвергалась сексуальному насилию прямо на площадке и съемочная группа замалчивает это. В заявлении она также обвинила создателей программы в халатности и незаконном лишении свободы.
Согласно жалобе девушки, участник передачи Томас Смит, с которым она обручилась на проекте, «трогал ее в интимных местах, обнажался у нее на глазах и неоднократно вступал с ней в сексуальную связь, несмотря на ее возражения». Утверждается, что она хотела покинуть программу еще до свадьбы, но ее заставили сняться в финальной сцене с церемонией.
Во время съемки знакомств, как рассказала Данг, участники находились под круглосуточным наблюдением со стороны создателей передачи. Парням и девушкам было запрещено покидать гостиничный номер без разрешения, в том числе и для похода в туалет. Если они выходили куда-то, то их всегда сопровождал один из членов съемочной группы.
Через год в суд обратилась героиня пятого сезона «Слепой любви» Рене Поше. В эфире передачи она пыталась построить отношения с Картером Уоллом, который скрыл от нее, что у него нет работы, а также оказался склонен к насилию. Девушка считает, что создателям шоу следовало тщательно проверять, кого они допускают до участия в проекте.
По словам Поше, Уолл был «ходячим красным флагом»: он постоянно оскорблял ее, крал вещи со съемочной площадки и злоупотреблял наркотиками и алкоголем. Как подчеркнула участница, она оказалась в опасной ситуации на съемках из-за того, что была вынуждена постоянно находиться наедине с эмоционально нестабильным женихом.
После завершения шоу она рассталась с Уоллом и раскрыла подробности их отношений в беседе со СМИ. В ответ Delirium TV обвинил девушку в нарушении соглашения о неразглашении и потребовал от нее 4 миллиона долларов (388 миллионов рублей) штрафа. Тогда в январе 2024 года Поше подала иск с требованием признать соглашение недействительным.
Как и Данг, Поше тоже было некомфортно из-за того, что ей нельзя было покидать гостиничный номер без разрешения. Также девушке не понравилось, что на время съемок у нее забрали телефон, паспорт и водительские права. «Мой опыт участия в "Слепой любви" был травмирующим. Я чувствовала себя пленницей», — призналась она.
Журналистка портала Business Insider Кэти Уоррен, побеседовавшая с Хартвеллом, Рул и Холмс, назвала шоу Netflix «адом на земле» за страдания, которые причинили его участникам на съемках. Однако не все разделяют это мнение. Положительные впечатления от «Слепой любви» остались у героини первого сезона Келли Чейз.
Девушка подтвердила, что на съемках было много спиртных напитков, но при этом уточнила: никто из съемочной группы не заставлял ее и других участников употреблять их. Также Чейз была приятно удивлена разнообразием еды. По ее словам, среди предлагаемых на выбор блюд были рыба, курица, стейки. Для вегетарианцев сделали особое меню.
Встречи с продюсерами, во время которых Чейз делилась секретами и рассказывала о своих травмах, стали для нее сеансами психотерапии. «За восемь дней я выплакала больше, чем, наверное, за восемь лет. С каждой беседой я все больше раскрывалась», — заявила она. В отличие от Хартвелла, она не почувствовала давления со стороны съемочной группы.
При этом Чейз была удивлена тем, что ни во время производства шоу, ни после ей не предложили психологическую помощь. «Я думала, что рядом с нами будут профессионалы, которые помогут нам справиться с различными травмами, а также с новыми тревогами и страхами, вызванными съемками и экспериментом», — отметила она.
С теплом об участии в шоу вспоминали и другие герои первого сезона «Слепой любви». В перерывах между свиданиями молодые люди находились в большой гостиной (для парней и девушек были отдельные гостиные), где они готовили, занимались спортом, играли в бильярд и обсуждали тех, кто им понравился, и тех, кто не понравился совсем.
Если же во время свидания парень и девушка понимали, что они друг другу не подходят, то они могли либо спать, либо обсуждать других участников, либо весело проводить время. «Мы с одним парнем начали танцевать, потому что он знал, что я люблю танцевать, и каждый из нас танцевал сальсу в своей комнате», — рассказала Даймонд Джек.
Комментируя иски, создатели «Слепой любви» заверили, что старались создать комфортную и безопасную обстановку на съемках. «Если бы кто-нибудь пришел к нам и сказал, что чувствует себя в опасности, мы бы немедленно отстранили его от эксперимента, поговорили с ним и попытались докопаться до сути», — заявил продюсер шоу Крис Коулен.
По его словам, на площадке всегда было много еды и воды и никто не заставлял молодых людей употреблять алкоголь. Он рассказал, что во время съемок героям нельзя было покидать в одиночку гостиничные номера, потому что в таком случае они могли бы случайно столкнуться с участниками противоположного пола, и тогда эксперимент бы провалился.
Коулен добавил, что парни и девушки могли покинуть проект в любой момент. «Утверждать, что вас незаконно лишили свободы на съемках "Слепой любви", — глупо и абсурдно. Участники могут приходить и уходить, когда захотят. Они не обязаны оставаться. Если вы остаетесь, то это только ваше решение», — подчеркнул он.
В мае 2024 года стало известно, что Хартвелл, обвинивший создателей шоу в занижении зарплат, смог через суд добиться от Netflix компенсации в размере 1,4 миллиона долларов (136 миллионов рублей). Эта сумма была впоследствии разделена между участниками проекта, которым недоплатили за съемки.
Хартвелл также стал одним из основателей благотворительной организации Unscripted Cast Advocacy Network (UCAN; в переводе с английского языка — «Общество защиты актеров реалити-шоу»), которая предоставляет героям реалити-шоу юридическую поддержку и психологическую помощь. «Актеры — это люди, а не живой реквизит», — гласит ее слоган.
Что касается иска Данг, то суд решил, что производители «Слепой любви» не несут ответственности за сексуальное насилие, которое случилось на площадке. При этом иски о халатности и незаконном лишении свободы пока рассматриваются. Поше, потребовавшая аннулировать ее соглашение о неразглашении, также находится в процессе судебного разбирательства.
Участники «Слепой любви» и других подобных реалити-шоу сильно ограничены в правах, заявила телекритик Эмили Нуссбаум. По ее словам, герои подписывают с продюсерами жесткие соглашения о разглашении, которые запрещают им публично раскрывать детали, разоблачающие работу продюсеров. В противном случае им грозят огромные штрафы.
Иски пострадавших на съемках «Слепой любви» на самом деле адресованы не только продюсерам шоу, но и развлекательной индустрии в целом, которая допускает тяжелые условия труда. Люди, которые участвуют в телешоу и проектах для стриминговых сервисов, заслуживают достойного обращения, подчеркнула Нуссбаум.
Подобные разоблачения также проливают свет на происходящее за кулисами популярных шоу. Однако пока зрители не спешат сочувствовать любимым героям. «Доминирующее мнение таково: ты решил участвовать в этом, поэтому ты должен быть готов ко всему, что там произойдет», — объяснила телекритик.