С-300 — семейство советских и российских зенитных ракетных комплексов средней дальности, предназначенных для поражения любых целей (среди которых баллистические и крылатые ракеты) на высотах от десяти метров до 30 километров, на дальностях от пяти километров до 250 километров. С-300 стала первой отечественной зенитно-ракетной системой с полной автоматизацией боевой работы. Модификации С-300 состоят на вооружении ПВО Военно-космических сил, Сухопутных войск и Военно-Морского флота РФ, а также армий ряда стран мира. «Лента.ру» рассказывает о создании и боевом применении С-300.
С началом холодной войны между СССР и США в конце 40-х годов ХХ века американцы, имея хорошо развитую бомбардировочную авиацию и ядерное оружие, активно разрабатывали планы воздушного удара по крупным городам Советского Союза, прежде всего по Москве как важнейшему политическому и административному центру.
В ходе войны в Корее 1950-1953 годов опасность полномасштабного боевого столкновения между двумя сверхдержавами резко возросла, и в СССР приступили к созданию противоракетной системы ПВО.
Расчеты показали, что для защиты столицы Советского Союза от налета 1200 вражеских бомбардировщиков потребуется не менее 56 зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), оснащенных радиолокационными станциями (РЛС), размещенных на двух кольцах — внутреннем, расположенном в 45-50 километрах от Москвы, и внешнем, на расстоянии 85-90 километров.
В 1955 году на вооружение был принят стационарный ЗРК С-25, в 1957-м — подвижный ЗРК С-75 «Двина», в 1961-м — ЗРК малого радиуса действия С-125 «Нева» (экспортное наименование — «Печора»).
Опыт применения советских ЗРК против американских самолетов в ходе Вьетнамской войны 1964-1975 годов и против израильских — в конфликтах на Ближнем Востоке показал их низкую выживаемость в условиях господства вражеской авиации. Громоздкость комплексов (нормативное время для свертывания С-125 составляло почти полтора часа), использование ракет с жидким токсичным топливом и небольшая канальность обнаружения целей существенно снижали боевые возможности советских систем ПВО.
Требовалась более современная многоканальная зенитная система (ЗРС) для борьбы с тактическими баллистическими ракетами, размещенная на самоходном или буксируемом шасси. В 1967-м на вооружение в Советском Союзе были приняты ЗРК большой дальности С-200. 27 мая 1969 года вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании унифицированной системы С-300».
После истребительной авиации и С-200 «трехсотые» должны были стать третьим эшелоном ПВО, уничтожая те цели, которые преодолели два первых заслона. На случай прорыва и через позиции С-300 у нее «за спиной» имелся четвертый эшелон в виде С-125.
В США к тому времени тоже осознали устарелость имеющихся зенитно-ракетных средств и приступили к проектированию универсальной ЗРС Patriot, которая с 1984 года стала поступать на вооружение американской армии.
«Трехсотые» конструировались для ПВО Сухопутных войск в виде С-300В («Войсковая») на гусеничной базе, ПВО кораблей и береговых частей ВМФ — С-300Ф («Флотская») и войск ПВО СССР — С-300П («ПВО страны») на колесном шасси.
Реализацией С-300П занималось МКБ «Стрела» (ныне концерн «Алмаз-Антей») во главе с генеральным конструктором Борисом Бункиным, разрабатывая ЗРС в двух вариантах — самоходном С-300ПС и перевозимом на прицепах и полуприцепах С-300ПТ.
Осуществлением С-300Ф занимался Морской научно-исследовательский институт радиоэлектроники «Альтаир» (ныне НПО «Альтаир») под руководством главного конструктора Евгения Титова. С-300В создавался в ЦКБ «Алмаз» (ныне концерн «Алмаз-Антей») в кооперации с ОКБ «Новатор», курировал проект главный конструктор Вениамин Ефремов.
В середине 1970 года была завершена разработка эскизного проекта С-300П. В кооперацию создателей проекта вошло более 170 предприятий ВПК страны.
Зенитные управляемые ракеты (ЗУР), чья масса боевой части составляла 133 килограмма, разрабатывались МКБ «Факел» под руководством генерального конструктора Петра Грушина. Новая ракета класса «земля-воздух», получившая индекс 5В55К, стартовала 4 марта 1970 года. В 1975-1976 годах проводились комплексные заводские испытания ЗРК, при этом 30 июня 1976-го была сбита первая беспилотная радиоуправляемая мишень МиГ-19М.
Всего было проведено 27 пусков твердотопливных зенитных ракет по реальным и имитируемым мишеням. С 27 декабря 1977 года по 31 марта 1979-го проводились государственные испытания ракеты 5В55К совместно С-300П, в ходе которых было произведено 275 пусков и поражено 104 мишени.
Пусковая установка была своеобразно сконструирована: ЗУР выбрасывалась из трубы транспортно-пускового контейнера (ТПК) с помощью газовой катапульты вверх на высоту 20 метров, после чего рули управления разворачивали ракету на заданный курс, и она устремлялась к цели. Вертикальный старт ЗУР обеспечивал обстрел целей, летящих с любого направления без разворота пусковой установки в направлении стрельбы.
В конструкцию ЗУР был заложен принцип гарантированной надежности — ракета могла находиться в ТПК более десяти лет без проверок, после чего ею можно было стрелять. Впрочем, не обходилось без ЧП.
Генерал-майор Евгений Шашков вспоминал, что произошло 31 марта 1979 года:
Несмотря на неудачу, 25 апреля 1979 года госкомиссия рекомендовала принять С-300П с ракетой 5В55К на вооружение Советской армии. Соответствующее постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР было выпущено 3 сентября 1979 года. В том же году первый зенитно-ракетный полк встал на боевое дежурство с С-300П.
Испытания продолжались. В 1980 году на Семипалатинском полигоне была проведена проверка устойчивости С-300П к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва.
Подполковник Владимир Жабчук отмечал:
Следующим этапом совершенствования системы стала оснащенная радиопеленгатором ракета 5В55Р, которая увеличила дальность поражения целей с 47 до 75 километров и повысила свою помехозащищенность.
Заводские и государственные испытания самоходного варианта «трехсотки» — С-300ПС, размещенного на шасси тяжелого полноприводного колесного грузовика МАЗ-543, были проведены с ноября 1980-го по июнь 1982 года.
При этом в конце 70-х годов возникла серьезная дилемма — модернизировать стоящие на вооружении ЗРК С-25, С-75, С-125, С-200 или все силы бросить на доводку новейшей С-300? Первый вариант поддерживали производители прежних комплексов и военные. Последних не устраивало сокращение штатов — вместо полка С-125 предлагалось размещать дивизион С-300, а это влекло уменьшение должностей и снижение званий.
Бункин и его сторонники считали, что аналоговая электроника прежних ЗРК не позволяет улучшить характеристики зенитных комплексов, что надо переходить на цифровую технику и отказываться от жидкостных ракет в пользу твердотопливных.
С-300 был более эффективен при работе с низколетящими целями с огибанием рельефа, что было актуально с принятием в США на вооружение крылатых ракет, к тому же «трехсотка» имела меньшее время на развертывание и свертывание, чем С-75 и С-125, а это обеспечивало в боевых условиях большую выживаемость.
На натиск военных темпераментный Бункин отреагировал бурно. По свидетельству очевидца, дело дошло до того, что разработчик С-300 бросил свой пиджак на пол и начал его топтать с криком:
Бункина поддержал министр обороны СССР маршал Дмитрий Устинов, который принял решение о размещении С-300 для противовоздушного прикрытия Москвы, использовав для этого развитую инфраструктуру С-25.
К 1991 году небо столицы СССР защищали 28 полков С-300П трехдивизионного состава, а всего «трехсотками» были оснащены около 150 зенитно-ракетных дивизионов.
В С-300 входили узел обнаружения и целеуказаний, состоящий из командного пункта, радиолокационной станции кругового обзора, радиолокационной станции секторного обзора и до нескольких пусковых установок.
Каждый зенитно-ракетный дивизион состоял, как правило, из двух боевых батарей и хозяйственного взвода. Радиотехническая батарея (РТБ) имела мобильный командный пункт и две передвижные вышки, высотой около 39 метров.
На вышках размещались РЛС — низковысотный обнаружитель 76Н6 для нахождения целей (максимальная дальность обнаружения составляла 120 километров) и радиолокатор подсвета наведения 30Н6 с фазированной антенной решеткой для сопровождения и наведения ЗУР на цель, именуемые в войсках за свою форму «крокодилом» и «чемоданом».
Задачи обнаружения и захвата цели, наведения ракет и оценки стрельбы на «трехсотых» решались автоматически, с помощью цифровых вычислительных средств. В задачу офицеров РТБ, работавших на мобильном командном пункте, входил контроль над работой электронных средств и осуществлением пуска ЗУР. В сложной ситуации человек мог вручную вмешаться в ход боевой работы.
После обнаружения цели и определения ее принадлежности с командного пункта давалась команда на пуск, осуществляемая стартовой батареей, на вооружении которой находились 12 пусковых установок ЗУР. Зенитно-ракетный комплекс был способен одновременно вести огонь по шести воздушным целям, наводя на каждую по две ракеты.
В зенитно-ракетном полку ПВО на боевое дежурство на месяц заступал один дивизион, остальные два занимались учебой и тренировками, потом наставал черед следующего подразделения.
Границы поражения целей ЗРК С-300П составляли от пяти до 75 километров (с появлением в 1984 году зенитной ракеты 5В55РМ возросли до 90 километров), высота поражения целей была от 25 метров до 27 километров. Максимальная скорость поражаемой цели — 1200 метров в секунду, число сопровождаемых целей — 12, темп стрельбы — от трех до пяти секунд, время развертывания у С-300ПТ («Транспортируемый») составляло 90 минут, у С-300ПС («Самоходный») — чуть более пяти минут.
В 1983-м на вооружение был принят ЗРК С-300В, предназначенный для защиты войсковых группировок от ударов баллистических ракет, аэробаллистических и крылатых ракет, а также самолетов тактической и стратегической авиации, боевых вертолетов, в 1984 году — С-400Ф.
Все «трехсотые» постоянно модернизировались. Так, поступивший на вооружение в 1985 году ЗРК С-300ПМ/ПС имел более современное шасси и новую ЗУР. В 1992-м на вооружение была принята С-300ПМ1, способная одновременно использовать зенитные ракеты разных типов, в том числе ЗУР 48Н, имеющую дальность поражения до 195 километров и скорость перехвата цели до 2100 метров в секунду, что позволяло уничтожать сверхзвуковые ракеты.
В 1997-м была принята на вооружение С-300ПМ2 (экспортный вариант С-300ПМУ2). Максимальная дальность поражения целей у ЗРК увеличилась, зенитно-ракетный комплекс получил возможность уничтожения баллистических ракет средней дальности, с увеличением до 36 одновременно обстреливаемых целей. Дальнейшим развитием стала С-300ПМЗ, позднее переименованная в С-400 («Триумф»), которая была принята на вооружение в 2007-м.
В 2013 году в строй вступил ЗРК С-300ВМ «Антей-2500». Максимальная высота обнаружения целей его РЛС составляет от 50 до 250 километров, а ЗУР могут уничтожать баллистические ракеты средней и малой дальности, летящие со скоростью до 4500 метров в секунду.
Помимо Вооруженных сил России зенитно-ракетная система С-300 состоит на вооружении ряда государств Восточной Европы и Азии.
«Трехсотые» приняли участие в боевых действиях между Азербайджаном и Арменией осенью 2020 года, будучи на вооружении обеих стран, а также в ходе вооруженного конфликта на Украине, где ЗРК используются в том числе для ударов по наземным целям.